Звезда «Марсианина» Мэтт Дэймон о возвращении «Борна», политике и провалах: «О Боже, я выгляжу как говнюк»

Звезда «Марсианина» Мэтт Дэймон о возвращении «Борна», политике и провалах: «О Боже, я выгляжу как говнюк»

Я в самолете, в крутом вираже, завершающим 22-часовой перелет. В обычных обстоятельствах мне едва бы хватило духу посмотреть в окно. Но, так как 737-й «Боинг» висит под углом, я бросаю взгляд вниз. В поле зрения оказывается остров с массивным вулканом, возвышающимся на 3,5 тысячи метров над Атлантикой, увенчанный морем облаков (или «морем клоунов», как выражается мой испанский водитель).

Это вулкан Тейде, сердце острова Тенерифе, одного из канарских островов неподалеку от марокканского побережья, малоизвестный американцам, но для европейцев знакомый так же хорошо, как Байя для калифорнийцев. Это излюбленное место съемок - вот и сейчас съемочная группа снимает новую, пока что безымянную часть франшизы «Борна». Вулкан возвышается над округой, черный песок его пляжей и лабиринт улочек выступают заменителем Греции (несмотря на экономические трудности этой страны, производство дешевле в испанской провинции). Мне сказали, что вулкан бездействует более ста лет, но разве для кино это не эквивалент чеховского ружья, обреченного выстрелить?

«Ему очень легко сопереживать» – говорит Дэймон о суперагенте Джейсоне Борне. «Я всегда хотел сыграть его снова». Актера снимали 11 сентября в отеле Ритц-Карлтон в Торонто.
«Ему очень легко сопереживать» – говорит Дэймон о суперагенте Джейсоне Борне. «Я всегда хотел сыграть его снова». Актера снимали 11 сентября в отеле Ритц-Карлтон в Торонто.

Пятый «Борн» окутан таинственностью. На съемки не допускают никого, в том числе и меня. А когда меня отвозят на встречу с главной звездой картины Мэттом Дэймоном — который, похоже готовится к мощному карьерному скачку благодаря этому фильму и долгожданной космической драме «Марсианин» производства Fox — спустя два дня после моего прибытия в середине сентября, наша встреча проходит под покровом ночи. Тем не менее, присутствие фильма ощущается везде: в грузовиках, припаркованных вплотную на краю маленького парка в центре Санта-Круз; в трамвайных путях с остановкой, закрытой на неделю, пока группа не улетит в Лондон; в трейлерах на съемочной базе, напоминающих фургоны из старых вестернов, выстроенных в ряд для защиты от индейцев. «Индеец» здесь в данном случае - я.

Прошло девять лет с тех пор, как Дэймон в последний раз брался за роль Джейсона Борна — и восемь после выхода «Ультиматума Борна» — почти столько же времени, сколько он женат и является отцом четырех детей. За эти годы он прошел путь от молодого выскочки до ветерана индустрии, несущего на своих плечах ответственность за свою славу, семью и средний возраст.  Но часть былого энтузиазма он сохраняет.

«Я люблю этого персонажа, - говорит он. - Он умен, находчив, и ему легко сопереживать. Я всегда хотел снова сыграть его».

Новый «Борн» выйдет не раньше следующий осени, и до тех пор статус Дэймона как редкой голливудской звезды, получающей по 20 млн. долларов за картину, под вопросом. У него были удачи (три «Борна», три «Оушена») и провалы («Мы купили зоопарк», «Земля обетованная»), и он признает, что перспективы «Борна» и выходящего скоро «Марсианина», который THR назвал «захватывающим и долго держащим», давят на него.

«Я не беспечен, — говорит он. - Видишь ли, я многое поставил на этот фильм».

***

Сидя в своем трейлере в час ночи, пока мы говорим во время его «перерыва на ланч» посередине ночной съемки, Дэймон встревожен куда более, чем страдающий от джет-лага репортер. После долгих лет экспериментов со своим весом для фильмов он в отличной форме; в джинсах и обтягивающей рубашке — хотя как сам утверждает, ему далеко до астронавтов, с которыми он познакомился во время работы над «Марсианином».

Он выглядит старше и более зрелым, чем та мальчишеская фигура, узнаваемая на экране с конца 90-х. Остались только следы от того дерзкого молодого парня, взявшего «Оскар» за сценарий и роль в «Умнице Уилле Хантинге» в 1998-м. Он многозначительней, чем сам Борн, редкая эмоция проскальзывает на лице, какие бы страсти не волновали его, они похоронены в прошлом.

Он более вдумчивый и куда более рациональный, чем можно подумать по его образу «соседского парня». Интеллект, унаследованный от матери, университетского преподавателя, и от отца, биржевого брокера, чувствуется во всем: от формулировок речи до литературного вкуса. Он только что закончил читать «Путь силы», четвертую часть биографии Линдона Джонсона авторства Роберта Каро.

«[Режиссер «Борна»] Пол Гринграсс прислал мне ее год или два назад и сказал, что это его книга года, — рассказывает Дэймон. - Я наткнулся на нее в шкафу, посмотрел на объем и подумал “Ну уж нет”. Но проглотил ее за пару дней. Я не мог оторваться, настолько исчерпывающая картина. Я ходил и думал: “Этот парень о***но непрост”. Как, в общем, и все мы».

Он смотрит мне в глаза, будто бросая вызов составить однозначное представление о нем. В нем удивительно смешиваются напор и легкость, эмоциональная сдержанность и мрачноватый юмор. Он намекает на моменты одиночества («одинок, в том смысле, что,  знаете, нужно приложить массу усилий на встречу с друзьями») и неутомимость («Возможно, мы еще вернемся в Нью-Йорк»), но не раскрывает всего. Хотел бы я знать, всегда ли он так закрыт, или же как вулкан Тейде — спящий, но не потухший — в один день вспыхнет?

«У меня был ужасный характер, — признается Дэймон о своей юности. - Ну, то есть я сложный. Я до сих пор вспыльчивый и задиристый».

Один из немногих намеков на что-то более глубокое – это, например, сеансы гипноза несколько лет назад для избавления от привычки выкуривать две пачки в день. «Дело не в нервах, – говорит он. - Думаю, я просто склонен к зависимостям, и я был зависим от сигарет. Я курил, как сумасшедший. Сейчас это выглядит полным безумием».

Мало что может вывести его из себя — ни мои расспросы, ни недавняя шумиха вокруг его замечаний к эпизоду «Проекта “Зеленый свет”», сериалу HBO, исполнительным продюсером которого он стал на пару с Беном Аффлеком.

«Был определенный контекст, который убрали, – настаивает он. Несмотря на то, что он видел предпоследний монтаж, последнюю, укороченную серию он не увидел. Когда же он ее посмотрел – «я думал: “О, Боже, я выгляжу как говнюк”. Наверное, было бестактностью говорить такое». Позже он принес извинения. На шоу Эллен ДеДженерес он вызвал новую шумиху вокруг интервью The Guardian, где он вроде как предложил геям оставаться скрытыми. «Я лишь хотел сказать, что актеры более эффектны, когда загадочны, — объясняет он. – Эти слова вырвали из контекста и сделали так, будто я посоветовал геям держать свою сексуальность в секрете. Ну то есть это, конечно, глупо, но задевает, когда про тебя говорят то, чего ты не делал».

Дэймон и его жена на церемонии вручения "Эмми" 2013
Дэймон и его жена на церемонии вручения "Эмми" 2013

Таких замечаний не ждешь от одного из самых откровенных либералов, чья поддержка таких кандидатов, как сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен, имеет вес среди его политически неравнодушных коллег.

Он не скрывал своего презрения к замечанию кандидату в президенты Бену Карсону о том, что ни один мусульманин не может стать главнокомандующим. «То, что он сказал, отвратительно, оскорбительно и просто неправда, – говорит Дэймон. - В нашей конституции буквально говорится, что твоя религия не может помешать тебе получить работу в любом учреждении, знаете? Поэтому это не только омерзительно и оскорбительно, но и неверно».

Дэймон знает Карсона очень близко: «Я встретил Бена Карсона 22 года назад, – вспоминает он. - Он произносил призывную речь для медицинской школы Колумбии, где в то время училась моя девушка, и это была прекрасная речь о том, кто он такой и откуда. А затем, поскольку Карсон выполнил первое успешное разделение сиамских близнецов, когда я работал над фильмом «Застрял в тебе», в сцене, где меня и Грега Киннера разделяют, Бен Карсон сыграл хирурга. Мы снимали его весь день. Он был милее некуда. Но я поверить не могу, что он говорил эти вещи».

Дэймон не знает конкурента Карсона, Дональда Трампа. «Я никогда не встречался с ним, – продолжает он,  - но когда люди говорят о возведении стены, я не могу воспринимать это всерьез. Я не могу. Это так не по-американски. У нас есть люди, работающее на высочайших выборных должностях, которые говорят про стену, которая выдворит мою жену и ее семью из страны, понимаете?» (Последние 10 лет он женат на Лучиане Баррозо, урожденной аргентинке и натурализованной американке).

Он говорит, что из демократов поддерживает Хиллари Клинтон: «Мне нравится Элизабет Уоррен, но она не баллотируется на пост президента». Ему также нравятся Джозеф Биден и Берни Сэндерс, и он колеблется при выборе между ними перед тем, как перейти к Клинтон. «Я поддерживаю Хиллари», – утверждает он, отмечая что она - единственный кандидат, кому он пожертвовал деньги.

Когда-то Дэймон критиковал Обаму за отступление от либеральной повестки. Но сейчас он говорит, что действия Обамы с момента последних выборов в Конгресс вернули веру в него. Он был в Белом Доме в конце прошлого года на показе «Охотников за сокровищами» (вместе с Джорджем Клуни и Биллом Мюрреем) и оказался сидящим рядом с первой леди. Позже Дэймон говорил с Обамой.

«Мы говорили обо всем этом, и, слушай, я гнал на него когда-то, но все равно считаю, что это - человек, всерьез думающий о своих поступках, – говорит Дэймон. - Он сделан из правильного теста, это даже не обсуждается. Он выдающийся человек и поразительно доступный. Он охотно идет навстречу и не прогонит вас вон, хотя мог бы».

С агентом Патриком Уайтселлом (слева) и Аффлеком на церемонии вручения «Оскар» в 1993 году.
С агентом Патриком Уайтселлом (слева) и Аффлеком на церемонии вручения «Оскар» в 1993 году.

***

В Голливуде имя Дэймона долгое время было плотно связано с Беном Аффлеком, его лучшим другом детства. Они остаются близкими друзьями, вместе управляют кинокомпанией и даже живут на одной улице в Лос-Анджелесе после того, как Дэймон уехал из Нью-Йорка в 2013-м. Оба обладают редким - если не сказать выдающимся - даром сохранять статус суперзвезд.

Невозможно не удивляться тому, какими противоположными кажутся Дэймон и Аффлек: насколько один кажется сдержанным, настолько же другой горит эмоциями — как если бы один был бессознательным другого, вышедшим из-под контроля. Впрочем, Дэймон отвергает это мнение.

«Никого не воспринимали настолько превратно, – говорит он об Аффлеке. - Десять лет назад его публичный образ не имел ничего общего с его истинной личностью. Выглядело так, будто он играл роль бездарного тупого качка, с этим романом с Дженнифер Лопес. Он просто получил роль персонажа, которым не был. Это правда было мучительно. Дружить с ним было тяжко, потому что кругом была несправедливость, понимаете? На мой взгляд, его вообще никто не понимал. И за счет своего труда он поднялся со дна на самую вершину и прошел через то, через что проходил каждый из нас».

Если последние таблоидные скандалы Аффлека (якобы он изменял жене с няней) и беспокоят Дэймона – то он не подает вида. Их друзья считают, что Мэтт и Бен скорее похожие, чем разные.

Дэймон (в костюме космонавта) и Скотт (в шляпе) на съемочной площадке «Марсианина».
Дэймон (в костюме космонавта) и Скотт (в шляпе) на съемочной площадке «Марсианина».

«Рынок все преувеличивает, – говорит их агент, Патрик Уайтселл. – Эти парни оба очень увлечены самыми разными вещами — Мэтт разносторонен как актер, а Бен пошел по пути писателя, актера и режиссера. Они оба из художественной среды, и им нравится бросать себе такие вызовы. Этой искрой они очень похожи. И они оба очень привержены идеям благотворительности».

Дэймон вместе со своим близким другом Доном Чидлом участвуют в кампании «Not on Our Watch», которая поддерживает вынужденных мигрантов, и в компании ONE, которая борется со СПИДом и бедностью в развивающихся странах. Аффлек оказал широкую поддержку «Инициативе Восточного Конго», помогая пострадавшим от местных конфликтов.

Друзья были близки к воссоединению в байопике о бостонском гангстере Уайти Балджере, но их опередил Джонни Депп, сыграв Балджера в «Черной мессе».

После съемок «Борна» на Тенерифе Дэймон должен лететь домой в Лос-Анджелес, затем на съемки в Лондоне и Лас-Вегасе.
После съемок «Борна» на Тенерифе Дэймон должен лететь домой в Лос-Анджелес, затем на съемки в Лондоне и Лас-Вегасе.

«У нас был абсолютно разный взгляд на него, – говорит Дэймон, отмечая, что еще не видел фильм с Деппом, хотя и прочитал книгу-первоисточник. Объясняя разницу между этими проектами, он цитирует письмо, полученное из Южного Бостона: «Это было крайне волнующее письмо, в котором, по сути, говорилось: “Хватит прославлять этого человека. Пожалуйста, остановитесь”. И я не хочу сказать ничего плохого о «Черной мессе». Я слышал, что фильм великолепен. Но мы с Беном прислушалось к тому, кто нам написал. И так мы пришли к идее снять скорее анти-гангстерский фильм. Чтобы получилось похоже на то, как все это было: некий гротеск».

С Аффлеком они запускают другие проекты на своей компании Pearl Street Films, в том числе байопик Роберта Ф. Кеннеди с Дэймоном в роли Кеннеди, написанный и поставленный Николаем АрселомКоролевский роман»). «Это прекрасный сценарий», – говорит Дэймон, признаваясь, что больше сосредоточен на другом фильме, «Уменьшение» Александра Пэйна, съемки которого начнутся в начале следующего года.

Давние планы Дэймона по режиссуре откладываются на некоторое время, особенно теперь, когда он возвращается на пик актерской карьеры с «Марсианином» и новым «Борном». «Мне надо найти время, – говорит он. - Я должен найти тот проект, который совпадет с моей жизнью».

***

Франшиза «Борнов» имела свою странную историю и могла закончиться для Дэймона на «Ультиматуме», третьем фильме в серии. По мнению Дэймона, по сценарию Тони Гилроя к третьей части ничего снять было невозможно. «Это ошибка студии, что они попали в такое положение, я не виню Тони, что он получил вагон денег и выдал такое. Но читать это было просто нельзя».

«Я всегда чувствовал связь с Полом, - говорит Дэймон. - Я всегда заявлял, что если он вернется, я тоже вернусь. И время от времени мы об этом говорили. Но у нас не было истории, которую можно было бы рассказать. У нас просто ничего не было».

Он утверждает, что все раздоры давно забыты, и отмечает, что Тони написал сценарий для «Великой стены», фильма Чжана Имоу с участием Дэймона, съемки которого недавно завершились в Китае. Но тем не менее признается: «В Китае я с Гилроем не пересекался».

На Тенерифе съемочная группа оказалась на расстоянии океана от этих проблем, и ее участники бродят вокруг отеля, где я остановился, источая определенную жизнерадостность. Гринграсс носится по площадке, его волосы развиваются вокруг, он выглядит так, будто счастлив вернуться к своей эпопее.

Дэймон понятия не имеет, захочет ли публика продолжения: «Я бы не хотел принимать это как должное».

Согласился ли он на шестую часть? «Нет, я всегда берусь только за одно дело за раз. Еще на первом фильме мне предложили подписаться на следующие три, но я не знал, понравится ли мне делать боевики. Я никогда не хотел оказываться в ситуации, когда я связан и не могу уйти».

***

Больше, чем сам материал, Дэймона привлекает режиссеры, у которых он будет сниматься. В случае с «Марсианином» - о космонавте, вынужденном серьезно заморочиться после того, как его оставили одного на Марсе – на пост режиссера изначально претендовал Дрю Годдард, написавший сценарий. Но потом Годдард покинул проект и сосредоточился на марвеловской «Зловещей шестерке», которая до сих пор не закончена.

«На тот момент проект остался без режиссера, и я подумал, что вскоре он заглохнет, - говорит Дэймон. – Но потом мне звонит Патрик и говорит “Ридли Скотт действительно хочет делать это кино”». Дэймон примчался в его офис. «И он мне просто говорит: “Сценарий о***но крут!”, а я такой: “Ага. А чего мы не снимаем этот фильм?” – “Не знаю”. И все».

Скотт вспоминает спокойствие и юмор Дэймона на встрече, качества, которые он ценит во время напряженных съемок. «Это самый вежливый и приятный парень из всех с кем я работал, никаких звездных манер, никакой звездности вообще, что очень необычно и приятно, - говорит режиссер. - Но при этом он тонко осознает то, чем занимается».

«Половина проектов по обеспечению воды в мире провалились», сетует Дэймон на этой фотографии, сделанной в 2009 году в Эфиопии.
«Половина проектов по обеспечению воды в мире провалились», сетует Дэймон на этой фотографии, сделанной в 2009 году в Эфиопии.

В самом начале они со Скоттом обсудили фильм «Интерстеллар» с Дэймоном, который тогда должен был выйти на экраны, и то, насколько большой проблемой станут схожести двух картин. Та лента стала единственной, в которой Дэймон появился за полтора года – и снимался он в ней ровно неделю, прервав свой первый длительный перерыв в съемках, причиной которого стал переезд в Лос-Анджелес.

«Я сказал, “Знаешь, я очень хочу сняться у тебя, но я только что снялся в эпизоде у Криса Нолана. Его фильм совсем, совсем о другом, но я там появляюсь в роли парня, застрявшего на планете”, - говорит Дэймон. – “Странно будет, если после этого я снова сыграю парня, который застрял…” А Ридли сказал: “Это будет неважно. Сейчас разница в год между двумя фильмами – это, считай, целая вечность”».

$108-милионный «Марсианин» был рискованным предприятием, учитывая, что большую его часть Дэймон должен был играть один на фоне зеленого экрана.

«Мы снимали около семи недель в Будапеште, а затем четыре недели в Иордании, - рассказывает он, отмечая странный, почти потусторонний пейзаж иорданской долины, Вади-Рам. - В Будапеште все было на зеленом экране. Это был огромный экран, и там построили модуль, в котором я жил. Он находился в центре, а все вокруг было павильоном. Потом в Вади-Рам построили второй модуль, и выходя из него, я оказывался в долине».

Одной из главных задач, с которой он столкнулся – это комедийность фильма с подспудным чувством страха. «Мы много обсуждали концепцию страха, - Дэймон вспоминает, как они со Скоттом провели несколько дней перебирая сценарий по строчке, обсуждая каждое эмоциональное колебание героя перед началом съемок. - Поскольку это легкое и забавное кино, мы говорили: как сохранить это? Как привнести юмор, не потеряв сути?»

На съемках он с интересом наблюдал за Скоттом, узнавая авторский стиль в каждом кадре. Бывший художник, Скотт с отличием закончил Лондонский Королевский колледж Искусств.

«В конце съемок был эпизод, где я сижу в марсоходе, готовясь к запуску, - вспоминает Дэймон. - И я пошел смотреть отснятый материал вместе с ним. В кадре было только мое плечо, шлем и часть лица. Но, без сомнений, это был кадр Ридли Скотта. Я сказал: “Откуда я знаю, что это снимал Ридли Скотт? Как ты это делаешь?”. Он подумал секунду и сказал: “Знаешь, когда я выстраивал этот кадр, я думал лишь о том, как сделать его максимально простым, правдивым и честным”».

***

«Как-то мне сказали, что мы тратим все время на то, чтобы защитить свое сердце, а потом у нас появляются дети, и мы будто вкладываем его в их тела и отправляем в мир. И что с ними произойдет, предугадать невозможно. Это очень, очень необычный способ существовать в мире».

В этом году Дэймон отмечает десятую годовщину брака; его жена (она работала барменом во время их встречи на съемках в Майами) и четверо дочерей глубоко изменили его жизнь, дав, по его словам, «огромное, своего рода экзистенциальное освобождение».

«Я помню, когда мне было чуть за 30, думал что не женюсь, знаешь? – размышляет он. - Не думал, что со мной такое произойдет. Мой брат нашел свою избранницу очень рано, ему только исполнилось 26, когда они поженились. Он был женат десять лет на момент, когда я встретил свою жену, и я смотрел на этот по-настоящему счастливый брак и думал что-то вроде “Такого со мной не случится”. А потом это произошло».

Он отказывается расставаться с семьей больше чем на две недели – либо  они прилетают повидаться с ним, либо он возвращается в Лос-Анджелес. Он привыкает к мысли о том, что их старшая дочь, Алексия, 17 лет (от предыдущего брака жены) не присоединится к остальным в Лондоне, куда переместятся съемки «Борна» в октябре. «Она останется с бабушкой и будет ходить в школу».

Он добавляет: «Как-то мне сказали, что мы тратим все время на то, чтобы защитить свое сердце, а потом у нас появляются дети, и мы будто вкладываем его в их тела и отправляем в мир. И что с ними произойдет, предугадать невозможно. Это очень, очень необычный способ существовать в мире».

На какой-то момент внутри него поднимается буря эмоций. Лава готова уже вскипеть - и снова стихает.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus