Рецензия: «Две женщины» с Рэйфом Файнсом

Рецензия: «Две женщины» с Рэйфом Файнсом
Кадр из фильма «Две женщины»

Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Пьесы Ивана Тургенева и по сей день носят ярлык «несценичности». В них разговаривают так, словно плетут кружева, вот и от режиссера-женщины иные ждали «дамского рукоделия». Вера Глаголева ожиданий не оправдала — вместо того чтобы поставить во главу угла «женский вопрос», она занялась кропотливым переложением тургеневского языка на язык кино.

«Две женщины» — одно из первых названий пьесы «Месяц в деревне», в которой дама на пороге "пышного природы увяданья" влюбляется, на пару со своей воспитанницей, в молодого студента. Это заглавие намекает не только на выбор, перед которым оказался студент Беляев (Никита Волков), неопытный в любовных делах, но также на двойственность женской натуры. В давно не юной Наталье Петровне (Анна Астраханцева) борются жена-мать с женщиной, разум — с чувствами, прожитые годы — с запоздалой любовью.

Бытописание — важная часть картины, в которой мы видим подлинные интерьеры «дворянского гнезда» Михаила Глинки, костюмы и предметы позапрошлого века, прекрасные натурные съемки. Природа, пленительно снятая оператором Гинтсом Берзиньшем, у Тургенева всегда больше, чем фон.

Особая роль отведена солнцу, которое и нежит, и ослепляет. Ему, вечному светилу, противопоставляется фейерверк, устроенный студентом, — пусть яркая, но искусственная краткая вспышка, оставившая после себя только дым. В финале солнце зайдет, символизируя закат дворянских усадеб и прежней жизни. Продолжение круговерти было недавно показано в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова.

Природа — бескрайняя, нерукотворная и неистовая, как пылкость юной Верочки (Анна Леванова), — спорит с изысканностью и умеренностью оранжереи Натальи Петровны. Но Тургенев — не только пейзажист, но и гражданин, а потому фильм не мог обойтись без рассуждений о русском мужике (удачная роль Александра Балуева) и предвестий нового времени в виде разночинцев, читающих Шопенгауэра.

Пристальному вниманию подвергается в кадре заезжая знаменитость Рэйф Файнс, который играет Михаила Ракитина. Здесь он не столько «лишний человек» из школьных сочинений, сколько «господин наблюдатель», чье молчание не требует перевода и оказывается красноречивее слов.

Ракитин — друг дома, а мы благодаря Чехову знаем: «женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг». Ракитин, впрочем, вторую стадию миновал — он вызывает чувства сугубо платонического толка. И именно он вводит в драму Глаголевой комедийную составляющую.

Из числа второстепенных героев выделяется персонаж Сергея Юшкевича — циничный доктор, которого волнует не столько душевный покой, сколько число душ у его пациентов. Сцены с участием врача и чудаковатой гувернантки (Сильви Тестю) — одни из лучших.

Наталья Петровна считает, что Вера еще дитя, но доктор одним только оценивающим взглядом и ухмылкой дает понять, что девочка давно созрела. Тем временем возраст Натальи Петровны стремится по восходящей, и время безвозвратно уходит.

Надо заметить, что персонажи фильма старше, чем в первоисточнике. Это не небрежность, а попытка заострить сюжет, сделать его более понятным молодому зрителю. Воскрешая подзабытую пьесу, Вера Глаголева ставила перед собой сверхзадачу: показать, что современный российский кинематограф напрасно не принял от советского эстафету экранизаций. Нет у нас своей «Библиотеки русской классики» на DVD-дисках, но начало положено.

«Все вы прекрасные люди» — эта реплика из пьесы не звучит в «Двух женщинах», но является квинтэссенцией всей картины. Благость, прекраснодушие, «трепещущий свет» и «тихое мерцание звезд» излучает каждый кадр фильма. Глаза отдыхают, а сердце утешается. Вот только попкорн персонажи «Двух женщин» ненавязчиво рекомендуют заменить во время просмотра на чай и ватрушки — лучшее средство от душевных невзгод.

Две женщины / Россия-Франция-Латвия-Великобритания, 2014 г. Режиссер: Вера Глаголева. В ролях: Анна Астраханцева, Рэйф Файнс, Александр Балуев, Сильви Тестю, Никита Волков, Анна Леванова, Лариса Малеванная, Бернд Мосс, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко. В прокате с 22 января («Парадиз»)

Материалы по теме

  • Ромкомы, бандиты и кролики: компания DreamTeam представила новые российские фильмы

    28 ноября 2013 / Татьяна Баталова

    На проходящем в Москве 92-м Российском кинорынке компания DreamTeam масштабно представила российские новинки, которые выйдут в прокат в 2014 году.

    Комментировать
  • «Освобождение» Юрия Озерова. Долгая дорога к свободе

    08 мая 2015 / Ярослав Забалуев

    45 лет назад вышли первые две части «Освобождения» — грандиозной военной эпопеи Юрия Озерова, которой рукоплескали миллионы зрителей в 125 странах мира. THR вспоминает, как создавался главный советский фильм о войне и почему все сцены с участием Иосифа Сталина режиссеру пришлось снимать втайне.

    Комментировать
  • Джейсон Кларк и Розамунд Пайк снимутся в драме о Второй мировой

    07 мая 2015 / Редакция THR Russia

    В фильме об убийстве немецкого генерала Рейнхарда Гейдриха также появятся Джек О'Коннелл, Джек Рейнор и Миа Васиковска.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus