«Оскар» 2015. Кто победит и кто заслужил

«Оскар» 2015. Кто победит и кто заслужил

В этом году в «сезоне наград» нет однозначного лидера на звание лучшего фильма года, в некоторых категориях хватает слабых кандидатов, зато в остальных полно равных противоборств. В преддверии 87-й церемонии вручения премии Киноакадемии, которая пройдет 22 февраля, аналитик THR Скотт Файнберг предсказывает, кто победит во всех 24 категориях, а главный кинокритик издания Тодд МакКарти считает, что не все фавориты в основных категориях заслужили победы.

ЛУЧШАЯ КАРТИНА

Кто победит: «Бердмен»

Нельзя сказать, что это кино не похоже ни на одно другое (как обладатель премии BAFTA «Отрочество»), рассказывает о событиях с важными историческими последствиями (как фестивальный хит «Игра в имитацию»), является достаточно трогательным и патриотическим (как «Снайпер») или же рассуждает на актуальные темы (как запоздавшая с премьерой «Сельма»). Но, как и два из последних трех победителей в этой категории («Артист» и «Операция Арго»), «Бердмен» – кино о шоу-бизнесе, и это главное. За все время только один фильм получил награды Гильдий режиссеров, актеров и продюсеров (как и «Бердмен»), и умудрился проиграть в борьбе за главный «Оскар» – это был «Аполлон 13» в 1996 году. Несмотря на то, что фильм, не имеющий номинации в монтажной категории, в последний раз выиграл премию Киноакадемии 34 года назад («Обыкновенные люди»), все равно «Бердмен» – самый очевидный выбор.

Кто заслужил: «Бердмен»

«Бердмен» выделяется из восьми номинантов – все эти фильмы очень хорошие, но не орлы. В этом году от большинства кандидатов веет чем-то определенно независимым и фестивальным, и только «Снайпер» пришелся по нраву кинозрительским массам. Но самый оригинальный, яркий, пульсирующий и непредсказуемый фильм в этой категории – несомненно, «Бердмен».

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Кто победит: Ричард Линклейтер («Отрочество»)

Обладатель награды Гильдии режиссеров (в этом году это Алехандро Гонсалес Иньярриту) и победитель «Оскара» в данной категории не совпадали только семь раз за последние 66 лет. Однако режиссеры составляют только 6% от всех киноакадемиков, поэтому это скорее следствие частых совпадений, чем логически обоснованная традиция. Даже те, кому не нравится «Отрочество», не могут не оценить концептуальность проекта и 12 лет стараний режиссера Ричарда Линклейтера.

Кто заслужил: Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бердмен»)

Все пять режиссеров-номинантов представили смелые работы, но подлететь ближе всего к солнцу, максимально рискнуть и проявить творческую изобретательность получилось именно у Иньярриту. Если он выиграет, то это будет поразительный двойной удар передовых мексиканских кинематографистов – после победы «Гравитации» Альфонсо Куарона в 2014 году.

ЛУЧШИЙ АКТЕР

Кто победит: Эдди Редмейн («Вселенная Стивена Хокинга»)

Эдди Редмейн, как и многие лауреаты прошлых лет, сыграл реального человека, который, несмотря на ограниченные физические возможности, оставил свой заметный след в истории. У него серьезные конкуренты – особенно Майкл Китон, но никто из них не принимал такого же активного участия в рекламной кампании по продвиганию фильма на награды. Как следствие, Редмейн собрал почти все предшествующие призы: «Золотой глобус», BAFTA, премию Гильдии актеров (эта награда исправно доставалась будущему победителю «Оскара» последние десять лет). К тому же его работу одобрил сам Стивен Хокинг, а это дорогого стоит.

Кто заслужил: Майкл Китон («Бердмен»)

В список номинантов должны были войти еще как минимум три актера – Том ХардиЛок»), Дэвид ОйеловоСельма») и Джейк ДжилленхолСтрингер»). И все восемь достойны награды. Но звонче остальных прозвучала роль, в которой слышны автобиографические нотки. Просим подняться на сцену Майкла Китона – мужчину с крыльями и в трусах.

ЛУЧШАЯ АКТРИСА

Кто победит: Джулианн Мур («Все еще Элис»)

Ни одна действующая актриса моложе 60 лет, у которой все еще нет «Оскара», не снискала такого уважения коллег, как Джулианн Мур. Она душераздирающе сыграла женщину с ранней болезнью Альцгеймера, и депрессивность темы теоретически могла отпугнуть «электорат». Но Мур противостоят две победительницы предыдущих лет (Риз Уизерспун и Марион Котийяр) и две дебютантки среди номинантов (Фелисити Джонс и Розамунд Пайк), так что вряд ли кто-то из них сможет отобрать заветный «Оскар» у Мур, у которой предыдущие четыре попытки «ушли в молоко».

Кто заслужил: Джулианн Мур («Все еще Элис»)

Я люблю всех этих актрис, но в этой категории год выдался неважным. Ни одна из этих работ не ошеломляет по-настоящему. Если уж выбирать, то Джулианн Мур потрясающая и заслуживает победы. Хотя ее фильм я, будучи в здравом уме, никому не смогу посоветовать к просмотру.

ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОГО ПЛАНА

Кто победит: Дж.К. Симмонс («Одержимость»)

Дж.К. Симмонса все знают в лицо уже долгие годы, и теперь, наконец, люди начинают запоминать, как зовут этого плодовитого характерного актера. Он выиграл все предшествующие награды сезона за свою роль деспотичного учителя музыки в «Одержимости» – роль, похожую на те, что в свое время принесли «Оскары» в этой же категории Джону Хаусмену за «Бумажную погоню» (1974) и Луи Госсету-младшему за «Офицера и джентльмена» (1984). И хотя ему противостоят другие видные актеры, которых давно пора наградить чем-нибудь существенным (Итан Хоук, Эдвард Нортон, Марк Руффало), в этом году Симмонса никому не одолеть.

Кто заслужил: Дж.К. Симмонс («Одержимость»)

Дж.К. Симмонс сногсшибательно сыграл роль учителя, с подобными которому некоторым из нас наверняка приходилось сталкиваться. Не так уж и часто актеры, всю жизнь подвизающиеся на малозаметных характерных ролях, получают шанс совершить настолько мощный прорыв, что их имена запоминают наизусть даже домохозяйки. Тем более, когда это происходит в 60 лет. Симмонсу очень повезло с возможностью показать все, на что он способен. И он воспользовался ей на все сто процентов.

ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА

Кто победит: Патрисия Аркетт («Отрочество»)

Всем нравятся жизнеутверждающие истории со счастливым концом – как раз такой и является карьера Патрисии Аркетт. Будучи сексуальной старлеткой в молодости, она заметно утратила пыл по достижении среднего возраста. Однако в отличие от ее ровесниц, Патрисия прятала в рукаве мощный козырь – проект, над которым она начала работать в 2002 году, будучи в самом расцвете сил. За свою пока что лучшую роль в жизни она смела все награды на пути к «Оскару» и считается железным фаворитом в этой категории.

Кто заслужил: Эмма Стоун («Бердмен»)

Второстепенные женские роли в этом году не вызвали у меня какого-то особого восторга. Но кто из актрис сумел добавить драйва и непредсказуемости своему фильму? Эмма Стоун. Не сомневаюсь, что в будущем ее ждут более сложные роли, чем эта. Однако каждая сцена «Бердмена», в которой она появилась, была особенной.

ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ

Кто победит: «Одержимость»

Награду Гильдии сценаристов получила «Игра в имитацию», BAFTA ушла «Вселенной Стивена Хокинга», а зритель проголосовал за «Снайпера». Но я бы отдал предпочтение «Одержимости», потому что 30-летний сценарист Дэмиен Шазелль свой фильм также и поставил, а этим может похвастаться только один из остальных номинантов – Пол Томас АндерсонВрожденный порок»). Киноакадемики любят и поощряют многостаночников.

Кто заслужил: «Одержимость»

У «Одержимости» лучший сценарий в этой категории, хотя это и не совсем его место. По правилам Академии его включили сюда, а не в число оригинальных сценариев. И все равно надо отдать приз «Одержимости», потому что она лучше других номинантов. Остальные сценарии хороши, но не без недостатков, без которых все эти фильмы получились бы еще лучше.

ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Кто победит: «Отель «Гранд Будапешт»

«Охотник на лис» и «Стрингер» слишком мрачные, чтобы победить, а «Отрочество» многим видится фильмом, построенным скорее на импровизации, чем на прописанном сценарии. В итоге выбор лежит между обладателем «Золотого глобуса» «Бердменом» и триумфатором BAFTA «Отелем «Гранд Будапешт». Последний обладает идеальным для данной категории градусом эксцентричности.

Кто заслужил: «Отель «Гранд Будапешт»

Вот эти сценарии действительно оригинальные – затейливые, с ярко выраженным авторским началом. Если читать их на бумаге, сложно отделаться от сомнений, что они были бы жизнеспособны в качестве фильмов. Но на экране они смотрятся блистательно. Я выбираю «Отель «Гранд Будапешт» за его откровенную своеобразность, жантильный юмор и рафинированность.

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

Кто победит: «Как приручить дракона 2»

Учитывая, что «Лего. Фильм» был возмутительно оставлен за бортом, академики буду выбирать между двумя другими студийными компьютерными мультфильмами: победителем премий «Золотой глобус» и «Энни» «Как приручить дракона 2» и обладателем приза Гильдии специалистов по визуальным эффектам «Городом героев». Для DreamWorks этот «Оскар» может стать первым с 2006 года, и киноакадемики могут поощрить студию, в последнее время часто подвергающуюся критике.

Кто заслужил: никто

Смотрел ли кто-нибудь все пять фильмов-номинантов в этой категории, помимо членов анимационного отдела Киноакадемии? Смотрели ли все остальные более одного или двух мультфильмов? Я – нет, а то, что видел, мне не понравилось. Поэтому я вежливо уклоняюсь от поддержки кого-либо из номинантов.

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Кто победит: «Гражданин четыре»

Скандальные журналистские расследования исправно побеждают на «Оскарах» в документальной категории, поэтому проект об Эдварде Сноудене «Гражданин четыре» режиссера Лоры Пойтрас имеет все шансы на успех. Не стоит списывать со счетов «Вирунгу» и «Последние дни во Вьетнаме», так как киноакадемики любят также награждать фильмы о животных и Вьетнамской войне. Но именно фильм о Сноудене собрал половину наград по пути к «Оскару» – другая половина досталась даже не номинированной документалке о кинокритике Роджере Иберте «Сама жизнь».

Кто заслужил: «Гражданин четыре»

Сложно сказать что-то против какой-либо из этих документалок. Это коллекция высшего сорта. Разговор о них норовит уйти к темам, ничего общего с художественными качествами не имеющим: общественная значимость, личная отвага или журналистская актуальность. С эстетической стороны для меня предпочтительнее выглядит «Соль земли» Вима Вендерса. Но нет сомнений, что наше время лучше остальных задокументировали авторы «Гражданина четыре».

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Кто победит: «Ида» (Польша)

Сложно соорудить кино, более полно соответствующее вкусам аудитории, чем «Ида» Павла Павликовски. Черно-белая драма о вере и Холокосте уже выиграла премию BAFTA и может стать первым обладателем «Оскара» из Польши. Но не стоит забывать и о конкурентах в лице смешных аргентинских «Диких историй» и дерзского российского «Левиафана».

Кто заслужил: «Левиафан» (Россия)

«Левиафан» – это лучший фильм года, и точка. «Ида» и «Дикие истории» не сильно от него отстают, да и «Тимбукту» и «Мандаринами» я бы не пренебрегал. Но если победит «Левиафан», критикующий российский режим, то оппоненты Путина сочтут это продолжением санкций. Тогда как сторонники режима будут предъявлять «Оскар» как доказательство, что в новой России разрешены любые точки зрения.



Далее Скотт Файнберг предсказывает победителей в остальных категориях...

ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА

Кто победит: «Бердмен»

Оператор «Несломленного» Роджер Дикинс снова останется без награды – это его 12-я номинация, и ему наверняка уже не смешно. Эстетская «Ида» тоже не устоит перед изобретательным «Бердменом» – обладатель «Оскара» за «Гравитацию» Эммануэль Любецки выиграет в этой категории во второй раз подряд.

ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ

Кто победит: «Отель «Гранд Будапешт»

В этой категории все номинанты удались, но награду – уже четвертую в своей карьере – получил Милена Канонеро. Ее работа в фильме Уэса Андерсона уже принесла ей премии BAFTA и Гильдии костюмеров.

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ

Кто победит: «Отрочество»

Пусть «Одержимость» прекрасно смонтирована в такт музыке, которая играет в кадре, а в «Будапеште» нет буквально ни одной лишней сцены. Это не так уж и важно, потому что, вероятнее всего, награда уйдет Сандре Адэр, которая уже четверть века монтирует фильмы Линклейтера. Ей пришлось труднее всех при работе над видеоматериалами, накопившимися за 12 лет съемочного периода.

ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЕСКИ

Кто победит: «Отель «Гранд Будапешт»

Наверняка многие проголосовали за огромный шнобель Стива Карелла в «Охотнике на лис» или шрамы на зеленой коже Зои Салданы в «Стражах галактики». Однако больше всех награды заслужили те, кто сделал из Тильды Суинтон сделал дряхлую старуху, тем более их уже успела поддержать профессиональная гильдия.

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА

Кто победит: «Вселенная Стивена Хокинга»

Многие сочли музыку Ханса Циммера к «Интерстеллару» слишком напористой, а «Уильяма Тернера» даже не соизволили посмотреть. Поэтому тут борьба развернется между обладателем «Золотого глобуса» «Вселенной Стивена Хокинга» и победителем BAFTA «Отелем «Гранд Будапешт». Хотя Александр Депла (еще один оскаровский неудачник с восемью номинациями) не расстроится, если вместо его «Будапешта» награду получит его же «Игра в имитацию».

ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ

Кто победит: «Глен Кэмпбелл: Я буду собой»

Песня из «Лего» «Everything is Awesome» запоминающаяся и задорная, и тоже из мультфильма, как и прошлогодняя «Happy». И как и прошлогодняя «Happy», она наверняка многих раздражает. Победу пророчат «Glory» и, возможно, не зря – так киноакадемики могут доказать, что никакого предубеждения против «Сельмы» у них нет. Однако я ставлю на «I'm Not Gonna Miss You» из документалки про прощальный тур кантри-легенды Глена Кэмпбелла.

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА

Кто победит: «Отель «Гранд Будапешт»

ЛУЧШИЙ ЗВУК

Кто победит: «Снайпер»

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ ЗВУКА

Кто победит: «Снайпер»

ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Кто победит: «Интерстеллар»

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

Кто победит: «Парванех»

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

Кто победит: «Хранитель плотины»

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

Кто победит: «Иоанна»

Напомним, что 87-я церемония вручения премии «Оскар» состоится 22 февраля в Лос-Анджелесе. Сайт thr.ru, по традиции, проведет прямую онлайн-трансляцию этого события.

Материалы по теме

  • Жан-Клоду Ван Дамму не место в «Кровавом спорте»

    08 октября 2012 / Денис Данилов

    Сценарист Роберт Марк Кэймон объясняет, почему в ремейке не предусмотрено камео бельгийского актера.

    Комментировать
  • Картина Андрея Кончаловского поборется за Гран-при Венецианского кинофестиваля

    24 июля 2014 / Редакция THR Russia

    «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» продолжают серию работ режиссера о русской деревне. В общей сложности в основном конкурсе примут участие 20 картин.

    Комментировать
  • Люк Брейси присоединился к военной драме Мела Гибсона

    26 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Главную роль в фильме о солдате, отказавшемся во время войны стрелять во врагов, исполнит Эндрю Гарфилд.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus