«Плоский мир» Терри Пратчетта: Киновселенная, которая никогда не существовала

«Плоский мир» Терри Пратчетта: Киновселенная, которая никогда не существовала
Терри Пратчетт

Писатель Терри Пратчетт, скончавшийся 12 марта в возрасте 66 лет после долгой и публичной битвы с болезнью Альцгеймера, запомнится как один из самых плодовитых и востребованных британских авторов последних десятилетий. На его счету – 70 с лишним романов в жанре фэнтези с суммарным тиражом более 50 млн экземпляров, доход от продаж которых превысил $80 млн.

Однако ни один роман Пратчетта не был экранизирован, хотя его цикл «Плоский мир» рассказывает об огромной абсурдной вселенной, на которой, на первый взгляд, можно легко построить кинематографическую франшизу.

Существует ряд телевизионных фильмов, основанных на романах Пратчетта: «Опочтарение», «Санта-Хрякус», «Цвет волшебства» и другие. Однако со временем писатель все больше становился безразличным к Голливуду и все меньше это скрывал. Права на экранизации нескольких его романов все же были куплены, но почти все они так и оставались на стадии планирования. А в случае с «Маленьким свободным народом», режиссером которого должен был стать Сэм Рэйми сразу после третьего «Человека-паука» в 2006 году, Пратчетт и вовсе прочел сценарий и вернул себя права.

«В сценарии было все, против чего я как раз выступал в романе, – говорил писатель в 2009 году. – В «Маленьком свободном народе» все было противоположно диснеевским ценностям. Но студия «одиснеила» роман, чтобы он был более понятен американцам». Также Пратчетт утверждал, что запланированная экранизация «непременно была бы полным отстоем».

Первой – и, вероятно, судьбоносной – встречей Пратчетта с Голливудом была та, на которой он со студией обсуждал экранизацию четвертой книги из цикла «Плоский мир» – «Мор, ученик смерти» 1987 года выпуска. В книге фигурирует Смерть как персонаж, но писателя, основываясь на результатах фокус-групп, попросили «что-нибудь сделать со Смертью». Учитывая, что на этом, в общем-то, строится весь сюжет, Пратчетт справедливо посчитал, что со Смертью ничего не поделаешь, и идею об экранизации отмел как нереализуемую. «У меня аллергия на Голливуд», – объяснил он в интервью газете The Telegraph в 2010 году.

Учитывая такую мощную фан-базу (Медждународная конвенция «Плоский мир» проходит каждые два года, начиная с 1996-го), не удивительно, что много кто пытался создать фильмы по книгам Пратчетта. Но если оставить за скобками нежелание писателя отдавать свои работы на растерзание голливудским продюсерам, получится, что виной всему безудержность пратчеттовского воображения и диковинность созданной им вселенной. Именно это не позволило Плоскому миру стать новым кинематографическим Средиземьем.

Плоский мир – это планета в форме диска, покоящаяся на спинах четырех огромных слонов, которые, в свою очередь, стоят верхом на гигантской космической черепахе (Великий А'Туин). Планета эта, которая описывается в сорока романах Пратчетта и берет свое начало в «Цвете волшебства» 1983 года, населена разного рода мифическими существами. Многие из героев являют собой пародии на реальных людей или персонажей из других фэнтези-романов. Среди постоянных героев серии – живучий и неспособный к магии волшебник Ринсвинд и излишне циничный командующий Городской стражей Сэм Ваймс, напоминающий сразу инспектора Морса и Хамфри Богарта в одном лице.

Даже Смерть в исполнении Пратчетта – персонаж комический: он любит кошек и с косой наперевес ездит верхом на лошади Бинки. Остальные потешные герои являются ведьмами, убийцами, троллями, оборотнями, вампирами, ворами, и в этом паноптикуме даже имеется библиотекарь-орангутан.

История полна переплетающихся сюжетных линий, кочующих из одного романа в другой, поэтому без досконального знания всех работ Пратчетта трудно оценить многочисленные шутки для посвященных.

Это изобилие сюжетных линий и масштаб вселенной определили книги из серии «Плоский мир» в категорию практически не поддающихся экранизации. Впрочем, к неэкранизиуемым также относится и серия комиксов «Песочный человек» Нила Геймана – писателя, с которым Пратчетт вместе работал над книгой «Благие знамения» 1990 года (кстати, это еще один несостоявшийся кинопроект, который одно время возглавлял Терри Гиллиам). Теперь же «Песочный человек» наконец-то близок к тому, чтобы быть перенесенным на экраны – фильмом занимается студия Warner Bros., сценарий написал Дэвид С. Гойер (трилогия «Темный рыцарь») под чутким руководством самого Геймана, а в качестве режиссера утвержден Джозеф Гордон-Левитт.

Если уж хотя бы теоретически возможно адаптировать для большого экрана «Песочного человека», то почему же нельзя сделать тоже самое с «Плоским миром»?

Помочь в этом может Рианна Пратчетт, дочь писателя, незадолго до его смерти назначенная «ответственным опекуном» книжной серии. Будучи сценаристкой (она написала скрипты для ряда популярнейших видеоигр, включая последний ребут «Лары Крофт»), в 2013 году Рианна заявила, что сама работает над адаптацией «Маленького свободного народа», используя наработки из так и не состоявшихся экранизаций. Пока, впрочем, дальше этого дело не зашло.

В конечном итоге, пока самый удачный результат сотрудничества Пратчетта и Голливуда – «Движущиеся картинки», десятый роман из серии «Плоский мир». В этой книге алхимики города Алк-Морпорк изобретают кино (и довольно-таки взрывоопасный попкорн), а идеи приходят из места под названием Голывуд. Там Виктор Тугельбенд, который не умеет ни петь, ни танцевать, ни мечом махать, приходит к славе, а завершается все катастрофической премьерой драмы о Гражданской войне «Поднятые ураганом» (пародией на «Унесенные ветром»).

Пратчетт до конца своих дней уверенно удерживал контроль над своими произведениями, не позволяя никаким американским фокус-группам влиять на положение дел. А в 2010 году он так прямо и заявил: «Да я бы не сказал, что мне нужны деньги». Посмотрим, нужны ли они его потомкам.

22 марта в Центре Документального Кино пройдет показ фильма «Вспоминая Терри Пратчетта». Вход бесплатный.

Материалы по теме

  • Сборы в США: «Джанго освобожденный» стал самым кассовым фильмом Квентина Тарантино

    17 января 2013 / Денис Данилов

    Номинированная на «Оскар» лента улучшила показатели «Криминального чтива» и «Бесславных ублюдков».

    Комментировать
  • Операторское искусство. По ту сторону кино

    11 мая 2015 / Елизавета Верейкина

    Как на самом деле работают операторы? Сколько человек в операторской группе и почему эта профессия остается одной из самых опасных в индустрии? Об этом — в расследовании THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus