Рецензия: «Вальпургиева ночь» Марка Захарова

Рецензия: «Вальпургиева ночь» Марка Захарова
Сцена из спектакля «Вальпургиева ночь»

Веничка Ерофеев, 40 лет назад написавший поэму «Москва-Петушки», с течением времени стал мифом. Марк Захаров, еще при жизни ставший легендой, признавался, что о Венедикте Ерофееве узнал довольно поздно. А пристальное внимание обратил на его необыкновенную творческую жизнь после того, как прочел в прессе, что жители Петушков хотят поставить памятник девушке Афродите, которая еженедельно встречала героя «Москва-Петушки» на перроне. И лишь спустя годы режиссер решительно взялся за изучение творчества «человека-мифа» и поставил на сцене «Ленкома» спектакль по произведениям Венедикта Ерофеева. Назвал его «Вальпургиева ночь». У Венечки есть такая пьеса, не очень-то известная широким массам.

Главное действие спектакля в основном проходит в том самом знаменитом поезде «Москва-Петушки» - но не только. Как и в первоисточнике, в спектакле режиссер позволяет себе игру со временем, то есть перемещение во времени главных героев. Потому и взял это название, «Вальпургиева ночь» - обобщающий термин, который вмещает в себя многие фантасмагорические изменения со временем. Вальпургиева ночь в дословном переводе с немецкого означает «ночь ведьм». Согласно русскому поверью, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней, и даже сам царь темных сил Сатана в образе козла с черным человеческим лицом восседает на троне посреди этого собрания. Ничего этого у Марка Захарова формально нет, но мысли такие невольно в голову приходят.

Зато в спектакле есть ангелы - полноправные герои действа, центром которого стал сам Веничка. На эту роль режиссер пригласил артиста МХТ имени Чехова Игоря Миркурбанова, который, кстати, занят еще в одной ленкомовской постановке, правда, у другого режиссера. «Веничка Ерофеев — мифологический образ, - считает актер. - Он у каждого свой, но, тем не менее, существует его фонетика, поэтика. Есть его невероятно парадоксальный, щемящий и трогательно трагически фарсовый взгляд на нашу действительность, связанную с какими-то проявлениями русского характера, который нас и удивляет, и восхищает, и огорчает».

Главная задача артиста в этом спектакле - моделировать страдания, потому что его герой постоянно мучается, заливая свои муки любым содержащим алкоголь продуктом. Веничка откровенно делится тончайшими нюансами своего способа жизни, то бишь пития, плевал он на иронию воображаемых собеседников. Преобладает у него в душе, как он признается, «скорбь», «страх» и ещё немота. Каждый день с утра его сердце источает этот настой и купается в нем до вечера. И как же, зная, что «мировая скорбь» вовсе не фикция, не пить кубанскую, раскрывая перед случайными попутчиками – то бишь зрителями – свою тонкую трепетную душу? Что греха таить, в какой-то степени это вообще свойство русского человека. «Каждый пьян по-своему, — как говорил один из героев пьесы «Вальпургиева ночь» Венедикта Ерофеева. - Один смеется в глаза этому миру, а другой — плачет на груди этого мира».

Надо заметить, на сцене «Ленкома» алкоголь ни в каком виде не присутствует, но вольно или невольно является таким же героем спектакля, как и все действующие лица. В итоге появилась этакая сценическая фантазия, с главным героем, но без сюжета. И все смешалось в этом фантасмагоричном мире - культура и политика, реальность и галлюцинации, алкоголики и тунеядцы, ангелы и клоуны. Пассажиры поезда, идущего в никуда - это все мы, тот самый «загадочный русский человек», образованный, любящий поговорить и даже поспорить о литературе, о смысле жизни и, конечно, о любви.

Но как у каждого свой любимый писатель, так и любовь у каждого своя. У Венички – это несравненная Афродита (актриса Полина Чекан), то ли и впрямь Богиня, то ли шалава, но для него являющаяся воплощением женской сути и несравненной красоты. И, как у всякого талантливого человека, у Венички есть преданная и верная поклонница, всегда готовая придти на помощь. Этакий ангел-хранитель, к которому Веничка, как всякий настоящий мужчина, никак не может испытывать плотских чувств. В захаровской постановке это - Зиночка, несомненная удача актрисы Александры Захаровой, сумевшей передать свое высокое отношение к поэту достойно, без надрыва. Как всегда блистателен Сергей Степанченко (в роли Митрича), совсем ненадолго появился на сцене, но не мог не запомниться Виктор Вержбицкий (в спектакле он играет доктора–психиатра, потом – камердинера). Великолепны Виктор Раков и приглашенный специально в эту постановку Александр Балуев, занятые в одной роли – Черноуса.

Многие находят «Вальпургиеву ночь» поразительной по актуальности. Да и сам режиссер этого не отрицает: «Да, она эпатирующая, резкая, дерзкая. Наверное, полезно получить и такое лекарство, которое взбадривает, активизирует мышление. В пьесе «Вальпургиева ночь» много злых фраз, которые применимы к различным аспектам современной жизни, в частности, к культурным поискам. Еще поэтому она пришлась нам по вкусу».

Материалы по теме

  • Рецензия: «Вакханки» Теодороса Терзопулоса

    02 февраля 2015 / Эвелина Гурецкая

    Новая московская сценическая площадка «Электротеатр Станиславский» открылась завораживающим зрелищем греческого режиссера-экспериментатора.

    Комментировать
  • Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

    22 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    С некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.

    Комментировать
  • Рецензия: «Между рядами» Томаса Штубера

    03 августа 2018 / Сергей Сергиенко

    Странная магия повседневности.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus