Рецензия: «Загадочное ночное убийство собаки» с Шамилем Хаматовым

Рецензия: «Загадочное ночное убийство собаки» с Шамилем Хаматовым
Шамиль Хаматов в роли Кристофера Буна в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки»

При всем обилии театральных премьер, громких постановок модных режиссеров на столичных подмостках пережить настоящее потрясение редко получается. Но именно эти чувства довелось испытать на спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» на Другой сцене театра «Современник». Виной этому, несомненно, благодатный материал: одноименный роман Марка Хэддона в Великобритании стал национальным бестселлером. А пьеса Саймона Стивенса на его основе, поставленная в Лондоне впервые в 2012 году, стала триумфатором на вручении престижнейших премий Лоуренса Оливье, получив сразу семь наград.

Эта история - одновременно и детектив, и психологический триллер и еще много чего. Суть фабулы такова: мальчик-подросток, по всем признакам – аутист (хотя в спектакле точный диагноз не ставится, но догадаться об этом не трудно) с ярко выраженными математическими способностями, находит во дворе труп собаки с вилами в боку. Он решает разобраться в этом происшествии, записывая свои наблюдения. То есть играет в детектива, и одновременно как бы пишет детектив, тщательно записывая туда все свои мысли. Это расследование помогает мальчику разобраться и в самом себе, и в людях, живущих по соседству, и раскрыть семейную тайну. Мальчик живет с отцом, от которого узнал когда-то, что его мама умерла. Но оказывается, мама жива.

Это и становится главной интригой повествования, переворачивающего всю привычную жизнь главного героя. И хотя мальчик умнее большинства обычных взрослых, в силу особенностей своего заболевания он лишен интуиции и воображения. Он ничего не может представить, а может только вспомнить то, что видел когда-то или о чем читал. Для него действительность – набор фактов и формул. Он не умеет врать. И по этой причине общение с людьми становится для него настоящим испытанием.

Для постановки в «Современник» пригласили молодого режиссера Егора Перегудова, который был однажды удостоен звания «лучшего режиссера новой волны». Но все-таки главным потрясением и открытием этой постановки стал Шамиль Хаматов, который ранее многим был больше известен как «брат Чулпан Хаматовой». Как, каким колдовством и ворожбой удается ему перевоплотиться в мальчика-аутиста Кристофера Буна так, что у зрителя идет буквально мороз по коже от правдоподобия созданного им образа – большой вопрос. Но Шамилю Хаматову это удалось: передать и походку, и явно выраженную заторможенность речи нездорового мальчика, да и всю его манеру разговаривать. Он так достоверно передает внутренний надрыв Кристофера Буна, ту боль, которую его герою довелось пережить, что некоторые уходят со спектакля после первого акта, не выдерживая такого напряжения. Одна из таких уходящих зрительниц призналась: «У меня слабое сердце, и я просто боюсь, что оно не выдержит». Зал и впрямь словно наэлектризован - так сильна энергия сопереживания этому необычному мальчику, который самим своим существованием показывает окружающим его людям, сколь они несовершенны, если не сказать больше.

Финал первоисточника, романа Хэдсона, да и пьесы Саймона достаточно благополучен: Кристофер находит в Лондоне свою мать, потом возвращается в родной город, где его ждут тесты по математике, даже университет и необычное будущее. Но режиссеру-постановщику Егору Перегудову такой финал, очевидно, показался не вписывающимся в нашу действительность, и он оставил его открытым. Реальность в нашем обществе такова, что людей, не умеющих врать, она запросто может уничтожить.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Повар на колесах»

    05 июня 2014 / Джон ДеФор

    Режиссер «Железного человека» снял трагикомедию с неузнаваемой Скарлетт Йоханссон и самим собой в роли повара.

    Комментировать
  • Кинотавр 2015: «Тряпичный союз» Михаила Местецкого и «Страна ОЗ» Василия Сигарева в дневниках Ильи Миллера

    11 июня 2015 / Илья Миллер

    Два любимца российской фестивальной публики устроили хулиганский день – в имениях услады, в городах шалости.

    Комментировать
  • Рецензия: «Во всем виноват енот» с Брайаном Крэнстоном

    07 июля 2017 / Todd McCarthy

    Основанная на рассказе Доктороу драма об отце семейства, скрывающемся от всех на чердаке.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus