Как снимали «Головоломку» и какие эмоции не вошли в мультфильм

Как снимали «Головоломку» и какие эмоции не вошли в мультфильм

«Свалка Воспоминаний была основным местом для событий будущего фильма», - говорит Доктер. «И она же, без преувеличения - последняя сцена, с которой мы полностью справились».

В 2013 году, в «День Отца» (в США этот праздник отмечается в третье воскресенье июня), Пит Доктер прогуливался возле своего дома в Северной Калифорнии – недалеко от головного офиса Pixar в Эмервиле – и отчетливо слышал в своей голове голос Билла Хейдера. Его голос Доктер слышит, когда испытывал Страх.

«Я думал, что просто должен уйти», — вспоминает 47-летний обладатель «Оскара» (в 2009 году его возрастная идиллия «Вверх» взяла приз за «лучший анимационный фильм»; Пит также был номинирован на «Оскар» как сценарист фильма «Валл-И» - лента 2008-го о роботе-мусоросборнике). — «Я ввел своих подопечных – суперталантливых людей – в заблуждение, и у нас не было ничего, что бы мы могли продемонстрировать после трехлетней работы. Я начал думать, что, может быть, мои первые фильмы были ничем иным, как счастливым случаем. Что я – обманщик, мошенник. Потому, что я не знаю, что делаю…».

Другими словами, у Пита были серьезные проблемы со сценарием «Головоломки». Работа над раскадровкой нового проекта - милый, но на удивление сложный анализ сознания 11-летней девочки Райли, чьи основные эмоции – анимационные персонажи с человеческими качествами, - была почти закончена. Наброски были готовы ожить в анимации, первая стадия производства стоила 175 миллионов долларов. Но Доктер был убежден, что что-то в самой истории не работает должным образом. Если бы он только мог указать на конкретный недочет…

Пит Доктер анализирует рабочий процесс. «Сердце фильма – то, что происходит у Вас в голове: как Вы эмоционально меняетесь при взрослении, и как с этим справляются родители» - говорит режиссер.

Создание любого фильма, анимационного или любого другого, проходит через череду неудачных проб и ошибок и их исправление. Джон Лассетер, креативный директор Pixar, подтверждает это: «Каждый фильм поначалу отвратителен. Сюжет испытывает взлеты и падения, и мы всегда сталкиваемся с тем, что история заводит нас в тупик. Мы понимаем, что явно что-то упускаем». Сценарий к «Головоломке» привел создателей путем долгим и живописным к успеху в 850 миллионов долларов. И сюжетная линия, которая снизошла на Пита, когда он прогуливался возле дома, была совершенно иной, нежели та, которая должна была выйти на экраны. Тогда, надо признать, Страх начал играть значительную роль в жизни Доктера.

Доктер начал работать над «Головоломкой» в 2010 году, сразу после получения «Оскара» за фильм «Вверх». Как раз-таки в это время его дочери исполнилось 11, и она «вступила на путь взросления», как сказал Пит. «Я хотел быть уверенным, что «Головоломка» будет очень точно воздействовать на людей и найдет отражение в их жизни. Для детей мы попытались разложить все по полочкам, и у нашей попытки была сложная миссия: объяснить, как работает сознание».

В ранних вариантах сценария за авторством Доктера, Мэг ЛеФов и Джоша Кули основных эмоций, которые переживала Райли, было много больше. До финальной версии добрались Страх, Радость, Печаль, Гнев и Отвращение, которые были сыграны актерами Хейдером, Эми Полер, Филлис Смит, Льюис Блэк и Минди Калинг. В различных вариантах сценария Надежда, Зависть, Скука, даже Злорадство боролись за разум Райли. «К тому времени у нас еще не было Отвращения, - отмечает монтажер Кевин Нолтинг. — Долгое время пятой эмоцией была Гордость». Было так много эмоций, что в ранней версии сценария Доктер создал сцену, в которую поместил целый конференц-зал для удобного общения между персонажами. «Не было никакой науки в выборе количества эмоций, -– говорит Доктер. – Было и такое, что мы дурачились с 27-ю различными эмоциями». И у них у всех были имена: Печаль звали Мисти, Гнев – Ира, Страх – Фредди.

Эскизы Радости, персонажа актрисы Эми Полер.

Одной из ключевых деталей сюжета не было в начальных разработках сценария. Речь идет о переезде семьи Райли из Миннесоты в Сан-Франциско. Переезд приводит к кризису, который меняет основные эмоции в жизни Райли, а те в свою очередь меняют основные воспоминания девочки о детстве. Вместо этого, основная смысловая нагрузка сосредотачивалась на Радости, которая не позволяла Райли взрослеть. «Суть проблемы была в том, что Радость не была такой уж привлекательной, – говорит Кевин Нолтинг. – Она ставила Райли в непростые ситуации. Райли училась в школе, но Радость заставляла действовать подобно ребенку. Как зритель, Вы не доверяли Радости».

Помимо отдельных эмоций необходимо было создать весь мир разума, с чем также возникли сложности. Художник-постановщик Ральф Эгглестон спланировал географию внутреннего мира ребенка по подобию GPS-навигатора — в голове Райли есть командный пункт, где эмоции отдают сигналы по нажатию кнопки или дерганью рычагов; бесконечные каналы, по которым в командный центр поступают шары с воспоминаниями для долгосрочной памяти, раскладываются по полкам, а затем основные воспоминания распределяются по Островкам индивидуальности (Островки Хоккея, Озорства, Дружбы, Честности и Семьи).

. Этот фрагмент раскадровки – один из 177096 рисунков, 127781 из которых были отправлены в отдел монтажа и использованы при создании фильма.

Также не забудем про Абстрактное Мышление, в котором Радость, Печаль и Бинго Бонго, воображаемый и почти забытый друг девства Райли, подверглись серьезным изменениям, превратившись в полотна Пикассо. «Первый этап изменений пропитан кубизмом, – говорит художественный руководитель фильма Альберт Лозано. – Суть идеи – поэтапно сделать персонажей все более и более простыми в изображении. В конечном итоге, от персонажей остаются только их простейшие очертания. Я брал процесс создания персонажей и откатывал его к самому началу, представляя персонажей в качестве простых фигур. Так, Радость превратилась в звезду, а Печаль - в слезинку».

Радость и Печаль возвращаются на Поезде Мыслей.

Некоторые отделы головного мозга пришлось исключить из сюжета. «У нас была Музыка», – рассказывает Доктер. – «Эмоции вели диалог между собой посредством трубы и скрипки, и их слова превращались в мелодию и в своеобразные предметы. В конце концов это стало очень похоже на уже созданный мир Абстрактного Мышления, поэтому мы отказались от такого сюжетного решения». Были нюансы и с самой Райли - по началу она любила фигурное катание, пока команда сценаристов не поняла, что, если они изменят увлечение Райли на хоккей, это сделает ее частью команды. Поговаривают, что в финальной версии сценария, Райли имеет странное и загадочное сходство с дочерью Доктера.

И все же, самую большую дилемму поставил перед создателями Страх. В начальных версиях истории Доктер отправил в путешествие по нижним уровням сознания Райли Радость именно в компании Страха, а не Печали, как это получилось в финальной версии. Эмоции работали над тем, чтобы найти дорогу обратно в головной центр. Проблема, с которой Доктер боролся, прогуливаясь у дома в «День Отца», заключалась в том, что он не знал, чему Радость сможет научиться у Страха - как Страх сможет помочь Радости.

Слева-направо: режиссер Роналдо Дель Кармен, Ральф Эгглстон, Пит Доктер и Альберт Лозано.

И вдруг словно вспышка озарила его сознание. «До меня дошло, что с моими хорошими друзьями я переживаю не только хорошие времена, но и плохие, и делюсь с ними своими проблемами. Вот главная задача печали - мы не можем быть счастливыми все время». Это озарение принесло Доктеру идею переписать сценарий (и всю историю), где Печаль получала уже намного значимую роль. «Мы должны были вернуться к истокам, признать несостоятельность нашей истории и переделать ее, создать такой сюжет, в котором Печаль преподносит Радости урок», – говорит Доктер.

Но для начала режиссер должен был убедить в этом своих коллег, режиссера Ронни Дель Кармена и продюсера Джонаса Ривера. «Я нервничал, потому что, когда ты говоришь, что нам придется работать еще долго, не поднимая головы, это не делает диалог приятным и спокойным».

Эми Полер и Пит Доктер записывают речь для персонажа Радость.

Но это было только каплей в море. Доктера ждал диалог с Джоном Лассетером, президентом Pixar Эдом Кэтмеллом и с остальным руководством студии. Переписывание сценария означало то, что производство серьезно отклонится от графика (ведь дата релиза остается прежней). Неизвестно, какие эмоции пропитывали руководство в процессе беседы, но лидеры студии вошли в положение. «Когда Доктер обозначил идею тандема Радости и Печали, я подумал, что это действительно обогатит историю, – говорит Джон Лассетер. – Мы всегда стараемся создать противоречивых персонажей - они намного живее и интереснее».

По мере того, как фрагменты раскадровки превращались в концепт-арты, история приобретала визуальный образ.

И в самом деле, это так. Возможно именно поэтому Национальный совет кинокритиков США и Нью-Йоркское общество кинокритиков уже признали «Головоломку» лучшим анимационным фильмом. И именно поэтому картина получила «Золотой Глобус» «за лучший анимационный фильм» и номинирована на «Оскар». А прямо сейчас Доктер, вероятно, ведет немой, но шумный и напряженный диалог с одним с из персонажей, которых он исключил из своего фильма. Его имя – Надежда.

Аниматоры создают индивидуальность и действия персонажей посредством движения волос и элементов одежды, добавленных отделом моделирования.

Материалы по теме

  • Как съемочная группа «Убийцы» побывала в одном из самых опасных городов мира

    07 декабря 2015 / Остин Сигмунд-Брока

    Продюсер Бэзил Иваник делится жуткими впечатлениями от посещения города Хуарес в Мексике и рассказывает о съемках мрачных сцен, после одной из которых Эмили Блант не могла уснуть.

    Комментировать
  • Как снимали «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино

    14 января 2016 / Энди Льюис

    Хакерские раскаяния, вечеринки у бассейна, тарантиновская одержимость, экстремальные условия, древнее оборудование и дилижансы, похожие на тягачи, — THR рассказывает о самом технически сложном фильме культового режиссера.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus