Рецензия на фильм «Жить»

Рецензия на фильм «Жить»

Три года назад дебют Василия Сигарева «Волчок» собрал букет фестивальных наград. Его следующая работа «Жить», победившая как лучший фильм и взявшая премию международной критики на фестивале центрально- и восточноевропейского кино goEast в Висбадене, подтвердила его появление как режиссера, с которым стоит считаться. «Жить» решен в русских традициях исключительной серьезности, его тема – присутствие смерти в жизни, ни много, ни мало. Известный за рубежом как драматург (ранняя пьеса была поставлена на сцене лондонского театра Ройал-корт), за основу «Волчка» Сигарев взял собственную пьесу. «Жить» – кинематографическая разработка, объединяющая три разрозненные истории с самостоятельными персонажами, действующими в едином зимнем пространстве (маленький на Урале городок под Екатеринбургом, на родине автора). Мужчина катается по речному льду и исчезает, предположительно утонув. Его сын Артем (Константин Гацалов) мечтает увидеть его снова. Двое молодых людей, Гришка (Яна Троянова) с белыми дредами и шутник Антон (Алексей Филимонов), решают пожениться, но вскоре после свадьбы Антон умирает от жестокого избиения. Галя (Ольга Лапшина), женщина средних лет, скучает по возвращавшимся к ней двум дочерям, погибшим в аварии. Для фильма, названного «Жить», в нем слишком много смерти. Но смерти ли? После навалившегося опустошения, после наезда на женившего их священника – «Какой смысл в любви, если мы все равно умрем?» – к безутешной Гришке возвращается Антон. На похоронах дочерей Галя убеждает себя, что они еще дышат, и ночью возвращается на кладбище, чтобы раскопать могилу. И вскоре они втроем ужинают за домашним столом. И в конце фильма, конечно же, отец Артема сидит на берегу, ожидая, когда к нему присоединится сын. В некоторых эпизодах кажется, что Сигарев заигрывает с мистическим жанром и призраками, но под конец понятно, что сильнее всего его интересует воля понесшего тяжелую утрату человека вызвать, хотя бы в воображении, образы покинувших его. Смерть близких, вероятно, величайшее испытание, выпадающее нам в жизни, и этих героев объединяют их попытки смириться со своими потерями. Фильм не говорит ничего нового о том, как иметь дело со смертью, и зрителей может оттолкнуть (или наоборот, впечатлить) наложение метафизических размышлений, но Сигарев строит свои истории жестко привязанными к реалиям провинциальной жизни, поддерживая наш интерес до наступления своего рода катарсиса своих героев. Суровость жизни в современной России представлена традиционной мрачной палитрой, может, менее резкой, чем обычно – у Сигарева хорошие оператор Алишер Хамидходжаев и актерский состав.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Цезарь должен умереть»

    22 августа 2012 / Геннадий Устиян

    Фильм братьев Тавиани о том, как универсальный язык Шекспира помогает заключенным преодолеть себя.

    Комментировать
  • Екатерина Вилкова и Виктория Исакова посетили презентацию коллекции Escada meets Thilo Westermann

    20 марта 2015 / Редакция THR Russia

    На мероприятии также побывали Екатерина Вуличенко, Дарья Михалкова, Екатерина Семенова, Наталья Лесниковская и другие знаменитости.

    Комментировать
  • «Номер 44». Империя страха и лжи

    15 апреля 2015 / Александра Сулим

    Два года назад, когда в Праге начались съемки картины «Номер 44», некоторые западные журналисты писали, что речь пойдет об охоте на маньяка Андрея Чикатило. И никого не смущало, что орудовал он на закате СССР, в то время как действие фильма Даниэля Эспиносы разворачивается в 1950-х. О том, как представляли (и коверкали) советскую действительность в Голливуде на разных этапах, вспомнил THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus