Драма Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в роли миллиардера, странствующего через Манхэттен на лимузине.
После сильных работ минувшей декады Дэвид Кроненберг выглядит утомленным «Космополисом».
Безжизненная, театральная и лишенная – несмотря на предлагаемые исходным материалом возможности – антиправительственного подтекста мертворожденная экранизация романа Дона ДеЛилло может заинтересовать некоторых поклонников Роберта Паттинсона, но широкая аудитория встретит ее с полным безразличием.
Короткая, отстраненная книга ДеЛилло использовала формат «Улисса» в рассказе об одном дне человека, предпринимающем путешествие через город, чтобы стать очевидцем разгорающейся «оккупай»-анархии, направленной против финансовых махинаций толстосумов. Средством передвижения служит длинный белый лимузин – и те, кто видел в Каннах спорную картину Леоса Каракса«Божественные моторы» про один день героя, в точно таком же автомобиле колесящего по Парижу – невольно задались вопросом, знал ли Каракс о существовании романа ДеЛилло.
Роберт Паттинсон не думая ухватился за роль – он без ума от Кроненберга и любит книжный первоисточник. Первоначально Пакера должен был сыграть Колин Фаррелл, но его обязательства по ремейку «Вспомнить все» не дали этому осуществиться.
В отличие от «Моторов», фильм Кроненберга удивительно прозаичен и надолго заключен в темный и тесный интерьер автомобиля исключительно ради статичного получасового финала, который похож на вневнебродвейскую пьесу на два действующих лица.
Эрику Пакеру Паттинсона еще нет тридцати, но он уже – никогда не ошибавшийся блестящий финансовый игрок. Имея в своем распоряжении миллиарды, Эрик изолировал себя в громадной квартире и звуконепроницаемом и пуленепробиваемом автомобиле, и практикует изысканные крайне выгодные бизнес-стратегии, непонятные даже его коллегам.
В этот день он решает Средний Манхэттен ради стрижки. Его телохранитель Торвал (Кевин Дюран) предупреждает Эрика об осложнениях в виде президентского кортежа, акции протеста и того, что он называет «серьезными рисками» для жизни Эрика. Но хладный юноша, восседающий словно на черном кожаном троне на заднем сидении лимузина, равнодушен к физической угрозе.
Поочередно к Эрику присоединяются окружающие его люди – кто-то подсаживается в машину, кто-то объявляется во время коротких остановок в закусочной или книжном: его жена (Сара Гэдон), с которой Эрик проводит мало времени и, похоже, не очень-то хорошо ее знает; его арт-агент (Жюльетт Бинош), решительно вступающая с ним в связь, при это рассказывая о выставленной на продажу часовню Ротко; финансовая гуру (Саманта Мортнон), предупреждающая, что «скоро кое-что произойдет»; и безумный «тортовый наемник» (Матье Амальрик), наконец-то попадающий в лицо Пакеру тортом; незнакомец (К’Наан), вместе с которым Эрик сожалеет о скоропостижной кончине харизматичного черного музыканта, чья похоронная процессия провоцирует хаос на дорогах.
И в книге, и в фильме Эрик – марионетка и марионеточник, не признающий общественных норм, и чей ум превосходит возможности простых смертных. Он лишен чувства юмора, сострадания и человечности, что делает героя крайне непривлекательным. Паттинсон не спасает ситуацию, смотря перед собой пустым взглядом, произнося реплики в единых ритме и интонации и однообразно покачивая головой. С таким сложным героем вероятно справился бы молодой Джереми Айронс, но Паттинсон слишком безлик и монотонен, чтобы удержать интерес.
В Каннах премьеровались сразу две работы Сара Гэдон – помимо «Космополиса» Дэвида Кроненберга она сыграла в «Антивирусе», режиссерском дебюте его сына Брэндона.
Недостатки особенно заметны в длинной кульминации, где, развязав насилие, Эрику приходится противостоять отчаявшемуся и вооруженному бывшему сотруднику Бенно Левину (Пол Джиаматти). Разглагольствования и действия сознающего себя безнадежным ничтожеством Бенно были самым разочаровывающе предсказуемым ходом книги, и такими же они остаются в фильме, превращая развязку в утомительный и пустой третий акт. Учитывая Кроненберга, развитие и постановка финала удивительно тривиальны.
Увы, режиссер не нашел способ электрификации оппозиции (иногда видной через окна лимузина, позволяющего Эрику выключить окружающий мир, слово телевизор), не подобрал он и подходящей квази-галлюциногенной техники лавирования между многочисленными ситуациями и их постоянно сменяющимися участниками. Наиболее сильное впечатление из актерского состава производит Саманта Мортон, играющая консультанта, близкого по экспертному уровню к Эрику.
«Космополису», снятому на студии в Торонто при помощи рир-проекции и нескольких подсъемок на натуре, скорее бы пошло на пользу присутствие настоящего Нью-Йорка в кадре, но, судя по всему, по финансовым соображениям этого не вышло.
На 73-м году жизни не стало Жана Жиро, известного под псевдонимом Мебиус, в кино трудившегося над раскадровками и концепт-артами. THR.RU собрал в одном месте лучшие работы покойного художника.
В поисках хорошей истории Голливуд часто обращается к литературе. И пока «Голодные игры» штурмуют мировой бокс-офис, The Hollywood Reporter вспоминает самые крупные экранизации за последние годы.