Легальные вопросы разбирались на Generation campus

Можно ли показывать живых людей, как правильно снимать биографии, можно ли использовать в фильме корейский гимн – эти вопросы разбирались на юридической мастерской Generation Campus.
В рамках Generation Campus на Московском кинофестивале прошла юридическая мастерская, посвященная правовым аспектам кинопроизводства. В мастерской участвовали юристы из Адвокатского бюро MGAP и продюсеры из группы компаний Bazelevs.
Мастерская состояла из трёх блоков: теоретический, встреча с практиками и разбор работ участников Мастерской.
В теоретической части юристы MGAP затронули правовые вопросы разработки идеи, построения схемы проекта, выбора формы производства, специфики оформления правоотношений в съёмочный и монтажно-тонировочные периоды, условий сделок, заключаемых на этапах продвижения и использования фильма.
Наибольший интерес у слушателей вызвали вопросы охраноспособности идеи и условий включения в фильм ранее созданных произведений.
Так, например, мало кому приходит в голову, что даже плакат, висящий в комнате киноперсонажа, или кружка с логотипом – любой предмет имеет своего создателя, а следовательно, правообладателя. Участники продюсерской лаборатории разбирали с экспертами различные ситуации вещей в кадре, задавали множество вопросов и даже делились опытом (так, например, одному из режиссеров пришлось в кадре использовать выдуманную марку детских подгузников, чтобы избежать проблем с уже существующими производителями). Также необходимо помнить, что в картине нельзя оставлять кадры с живыми и ничего не подозревающими о съемке людьми – одну из работ участников юристы внимательно отсматривали, пытаясь определить, грозит ли режиссеру и продюсеру ответственность за незаконную съемку. Но в этом случае все обошлось: в кадре люди появляются таким образом, что с уверенностью узнать их невозможно – а значит, не нарушен и закон.
Ведущие продюсеры и специалисты Bazelevs поделились с участниками опытом организации и реализации международных кинопроектов, а также проблемами, возникающими в процессе разработки, создания, продвижения и использования фильма.
Например, Мария Затуловская дала продюсерам ценный совет решения нестандартной ситуации с правами: если вам хочется снять картину о жизни живого, реального человека, то проще сначала заказать о нем книгу, а затем выкупить на нее права, нежели напрямую сразу писать сценарий, рискуя долгое время разбираться как с самим персонажем, так и с его оскорбленными родственниками (Кстати, примеры таких неудачно решенных кейсов сейчас в России у всех на слуху – так был запрещен и переименован родственниками фильм Андрея Панина «Внук Гагарина»).
В практической части юристы MGAP провели анализ работ участников мастерской и дали им рекомендации по соответствию аудиовизуального содержания их проектов различным требованиям законодательства, выявляя и классифицируя возможные правовые риски.
Так, например, один из участников с облегчением узнал, что ему ничего не грозит, если в кадре звучит государственный гимн Северной Кореи, который он планирует использовать в картине. Другое дело, если режиссер намерен оскорбить таким образом страну – вот здесь на него может обрушиться вся машина государственного и юридического преследования тоталитарной страны.
Материалы по теме
Дарио Ардженто: «Счастливых моментов в моей жизни было много, но съемки кино в их число не входят»
07 августа 2014 / Аристон АндерсонРежиссер перед приездом на кинофестиваль в Локарно рассказал THR о том, чего боится, о совместной работе с Бернардо Бертолуччи, о том, почему он популярен в Японии, и почему считает, что лучшие хорроры сегодня снимают в Южной Корее.
КомментироватьЕлизавета Боярская сыграет Анну Каренину у Карена Шахназарова
07 июля 2015 / Редакция THR RussiaОпределилась исполнительница главной роли в новой экранизации романа Льва Толстого.
Шэрон Стоун снимется в «экспериментальном фильме» Стивена Содерберга
25 сентября 2015 / Редакция THR RussiaДля очередного телепроекта режиссера понадобится новая категория «Эмми».
