13 сценариев будущего Земли после конца света

С приближением 21 декабря 2012 года, названного древними Майя днем конца света, в памяти всплывают самые жуткие картины постапокалиптического мира, уже не раз мелькавшие на экране. Не теряя надежды на то, что следующий год все же наступит, как и все последующие, редакция THR составила рейтинг собственных страхов и изучила 13 самых пессимистических сценариев, к которым нас давно готовит Голливуд.
Этот материал был опубликован в декабрьском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».
13. Андеграунд
В финале антимилитаристской сатиры Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» звучит один из рецептов спасения человечества от неминуемой ядерной войны: президенту рекомендуют собрать «лучших представителей человеческой расы» в подземных убежищах, причем в пропорции один мужчина на десять женщин. А в самом конце, под песню We'll Meet Again, по всей планете взрываются ядерные заряды. Переждать конец света, зарывшись под землю, — сценарий, опробованный не раз. В антиутопии Терри Гиллиама «12 обезьян» выжившие прячутся в подземельях от смертоносного вируса, в картине «Под планетой обезьян» разумные люди-мутанты облюбовали нью-йоркское метро, в «Городе Эмбер: Побег» основали целую подземную цивилизацию, освещаемую фонарями.1. На бархане цветы не растут
Этот сценарий развития событий, по мнению редакции, оказался самым ужасающим. Не исключено, что именно потому, что он и самый реалистичный. Если верить отчетам ООН, шестая часть населения мира уже сегодня живет в условиях регулярного дефицита пресной воды. И хотя пережить апокалипсис доведется далеко не всем, ситуация с водой, согласно данным голливудских сценаристов, ухудшится многократно: недаром бескрайняя пустыня — одно из самых распространенных представлений о постапокалиптическом будущем. В картине «Дети солнца» засуха станет основной причиной изменения облика Земли и постепенного вымирания человечества. В «Стальном рассвете», который снимали в пустыне Намибии, к аналогичным последствиям приводит опустошительная Третья мировая, а действие всего фильма крутится вокруг борьбы за колодец — единственный в округе источник пресной воды.2. Съешь меня!
Со времен Мэри Шелли и ее мрачного романа-антиутопии «Последний человек» нам известно: не так страшны природные катаклизмы, сколько то, что за ними непременно последует. Каннибализм как спасение от голода — зачастую, сознательный выбор выживших обитателей постапокалиптического мира. В основанном на романе Шелли фильме лишь главный герой, окруженный «зараженными», не опускается до людоедства. В фантастической драме Джона Хиллкоута «Дорога» с этим соблазном изо всех сил борются отец и сын, путешествующие по мертвой земле в поисках консервов, которые сохранились от прошлой жизни. Но будьте осторожны! Пожирание себе подобных нередко происходит и в завуалированном виде: в «Зеленом сойленте» населению скармливают концентраты, приготовленные из людей, во французских «Деликатесах» владелец мясной лавки торгует собственными работниками, замаскированными под говядину и свинину.3. Царство мертвых
Согласно одному из самых фантастических сценариев, виновниками апокалипсиса станут мертвецы. В японском хорроре «Пульс», удостоенном американского ремейка, человечество гибнет от призраков, которые проникают в мир, благодаря беспроводным технологиям (мобильные телефоны, Wi-Fi, 3G…). К столь же печальным последствиям приводят и популярные в современном кинематографе нашествия зомби («28 дней спустя», «Рассвет мертвецов»), вампиров («Воины света») или мутантов («Я — легенда»), которые заканчиваются жутким преображением всего человечества. Впрочем, эта версия нашего будущего, если и пугает, то исключительно в кинозале — в реальной жизни есть вещи и пострашнее, чем кровососы и ожившие мертвецы.4. Деус экс махина
В начале 1930-х Америку охватила паника: изобретенный британским инженером робот-стрелок по имени «Альфа» вышел из-под контроля и чуть не застрелил своего создателя. По стране, и без того находившейся в кризисной ситуации, поползли слухи, что существуют уже тысячи подобных «альфов», которыми капиталисты заменят людей на заводах, в шахтах и полях. Для борьбы с массовой истерией власти даже обратились в Голливуд — результатом этой контроперации стал мультфильм «Механический человек», в котором робота побеждает обычная горилла. С тех пор, однако, машины сделали большой рывок. И вот уже в «Терминаторе» они сражаются с людьми на равных, а в «Матрице» и мультфильме «Девять» одерживают уверенную победу над собственными создателями.5. Назад в будущее
Сценарий, согласно которому сразу же после глобальной катастрофы наступает период варварства, появился еще до того, как братья Люмьер познакомили мир с кино. Одним из первых произведений жанра постапокалиптики, рассказывающим об отброшенном назад человечестве, считается роман Ричарда Джеффериса «После Лондона». Даже странно, что этот вариант развития событий не утратил с годами своего очарования. В «Машине времени» Герберта Уэллса, которую многократно экранизировали и в Британии, и в Индии, и в США, деградировавшие земляне из 802701 года живут на деревьях и поклоняются подземным существам. А в сериале «Америка-3000» ядерная война приводит к возвращению людей в каменный век со всеми надлежащими атрибутами, включая воинствующих женщин, деление на племена и тотальную безграмотность.6. Новый мир — новые правила
Та часть общества, которой посчастливилось пережить конец света, сталкивается с необходимостью пересмотреть устаревшие правила своего существования — либо под давлением объективных факторов (перенаселение, дефицит продовольствия), либо по прихоти нового «короля». В первом случае это может привести к тому, что люди, достигшие 30-летнего возраста, будут подлежать уничтожению («Бегство Логана»). Во втором — к явному ужесточению режима. Любое проявление человеческих эмоций — якобы губительное для здоровой цивилизации — может быть объявлено незаконным («Эквилибриум»). Или внезапно окажется, что для защиты граждан от мутантов, населяющих радиоактивную пустыню, полиция должна расширить свои полномочия — выносить приговор без суда и следствия и моментально приводить его в исполнение («Судья Дредд»).7. Кругом вода
Что случится с человечеством, если на Земле растают сразу все ледники? Ничего катастрофического, заявляют ученые: уровень океана поднимется всего на сотню метров, чего не хватит для того, чтобы затопить всю сушу. Создатели фильма «Водный мир», вооружившись фантастическим для середины 90-х бюджетом в размере $175 млн, проигнорировали мнение служителей науки. Растопив полярные снега, они представили фантастический мир, в котором люди живут на воде и слагают легенды о единственном сохранившемся кусочке суши. А вот сценаристы испанского постапокалиптического сериала «Ковчег» не стали спорить с наукой и затопили землю менее очевидным способом — к исчезновению суши приводит катастрофа, связанная со взрывом андронного коллайдера.8. Ледниковый период
Бояться глобального потепления не стоит — как сообщают ученые, исследующие поведение солнца, вероятность нового ледникового периода гораздо выше. Причем люди будущего (и в этом ученые и сценаристы солидарны) научатся выживать в новых условиях. В боевике с говорящим названием «После апокалипсиса», где резкое похолодание становится следствием падения кометы, оставшиеся в живых переселяются из мертвых зон ближе к экватору. В картине Роланда Эммериха «Послезавтра» льдом, вследствие климатических катаклизмов, покрывается лишь часть планеты — Северное полушарие (но особый акцент сделан на утонувшем в снегах Манхэттене и обледеневшей статуе Свободы), поэтому шансы человечества на выживание довольно высоки. Лишь Роберт Олтмен не оставляет нам ни малейшей надежды на светлое будущее: герои его «Квинтета», живущие среди ледников и снежных пустынь, обречены на гибель и знают это. В отсутствие каких-либо перспектив они коротают время за игрой, в которой ставкой становится их жизнь.9. «Чайлд фри»
Один из самых простых способов уничтожить живых существ — лишить их возможности размножаться. У вымирающего человечества из фильма Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» нет внешних врагов. Мир просто поразило массовое бесплодие — довольно оригинальная форма смертельного вируса. С аналогичной проблемой столкнулись герои картины «2019: После падения Нью-Йорка», но в этом случае утрата репродуктивной функции подается не как загадочная эпидемия, а как одно из последствий ядерной войны. И если сценаристы уверяют, что обязательно отыщется хотя бы одна женщина, не утратившая способность рожать, в реальности все может оказаться гораздо печальней.10. Ноев ковчег
Возможность пережить конец света теоретически существует, но не для всех — этому учит не только кинематограф, но и Библия (алгоритм действий в случае наступления конца света был впервые разработан евреем-праведником по имени Ной: строишь большой корабль, вмещающий каждой твари по паре, запасаешься провизией и надеешься на милость Бога). Исключение сделали лишь создатели мультфильма «ВАЛЛ-И», в котором крупнейший в истории корабль «Аксиома» увозит с загрязненной Земли всех без исключения. Спасшиеся, однако, производит удручающее впечатление — это ожиревшие люди с атрофированными мышцами и мозгами. И кажется, что лучше бы уж выжила лишь кучка избранных, способных возродить погибшую цивилизацию на новой Земле («2012», «Когда сталкиваются миры»), в параллельном временном измерении («Терра Нова»), либо уже в другой галактике («Изгои», «Облачный атлас»).11. Сверху видно все
Многочисленные попытки пришельцев захватить планету и поработить землян удавалось, как правило, отразить. И зрители к этому успели привыкнуть. «День независимости», «Марс атакует!», «Люди в черном», «Чужие среди нас», «Факультет», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Морской бой» — каждый раз история борьбы с «соседями сверху» завершалась торжественным хеппи-эндом. Тем интереснее сюжет сериала «Рухнувшие небеса», спродюсированного Стивеном Спилбергом: уже в первой серии показан мир через шесть месяцев после вторжения ящероподобных Скитеров, уничтоживших 90% населения Земли.12. Мы все умрем
На фоне прочих страшных фантазий, гибель всего человечества, которая в некоторых случаях сопровождается уничтожением планеты («Меланхолия» Ларса фон Триера), может показаться самым гуманным сценарием конца света. Перед неминуемой смертью, оказывается, все равны — и президент Америки, и бомж с Ярославского вокзала. Вот оно, долгожданное торжество коммунизма! Однако этот же вариант можно счесть и самым жестоким: что может быть хуже, чем отсутствие всякой надежды? Эту новость экранные герои встречают по-разному: одни начинают поить детей алкоголем и вести беспорядочную сексуальную жизнь («Ищу друга на конец света»), другие трогательно упиваются своими романтическими отношениями («Последняя любовь на Земле»), а третьи мечутся между скайпом и айфоном, чтобы, как в фильме Абеля Феррары «4:44 Последний день на Земле», успеть всем сказать: «Прощай…»Материалы по теме
Живая сталь
13 февраля 2014 / Геннадий УстиянФантастический боевик Пола Верховена о грозе всех преступников — суперполицейском из титановых сплавов — кажется сегодня даже актуальнее, чем 26 лет назад. Тема зыбкой границы между киборгом и человеком стала едва ли не главной в кинематографе эпохи высоких технологий. Ничуть не удивившись тому, что «РобоКопа» решили переснять, THR задумался, чего нам ждать от новой версии культового фильма.
КомментироватьДжонни Депп повредил руку на съемках «Пиратов Карибского моря 5»
11 марта 2015 / Редакция THR Russia51-летнему актеру пришлось вернуться из Австралии в США, где ему будет сделана операция.
Круглый стол THR с актрисами из сериалов: «Сколько можно смотреть на одинаковых плоских теток?»
17 сентября 2015Звезды теледрам Рут Уилсон, Лиззи Каплан и номинантки на «Эмми» Джессика Лэнг, Мэгги Джилленхол, Вайола Дэвис и Тараджи П. Хенсон рассказали об обнаженке на экране, соколиной охоте и желании стать девушкой Бонда.
