- Главная
- →
Кино- →
«28 панфиловцев» показали в Москве«28 панфиловцев» показали в Москве
Ольга БеликАндрей Шальопа и команда фильма представили картину журналистам и рассказали, стыдно ли им перед народом за пожертвованные деньги.В Москве журналистам показали «28 панфиловцев»: фильм, прославившийся задолго не то, что до презентации – до съемок. Режиссер Андрей Шальопа – не из мира кино. Начальную сумму на съемки он собрал с помощью краудфандинга – то есть простой народ жертвовал на идею кто сколько мог. Насобирали 35 миллионов рублей – непобитый никем рекорд. Как говорит Шальопа, эта сумма – пятая часть всего бюджета, но без нее ничего бы не было. Увидев такую народную жажду сделать фильм о панфиловцах, Министерство культуры России, а затем и Казахстана выделили средства – в итоге бюджет картины составил 150 миллионов рублей. Все, кто помог картине состояться, внесены в титры: Министерства перед началом, а народ – все 30 с лишним тысяч – на финальных 20-минутных титрах.
«28 панфиловцев» получились на удивление спокойной картиной. Никакой кровищи и кишок в лицо зрителю. За два часа мы вместе с бойцами 316-й роты под командованием генерала Панфилова проживаем всю военную рутину: наделать «коктейля Молотова», напиться чаю, спланировать бой, нарыть окопов, выдержать первый пробный натиск врага, еле выжить во втором. Суровые армейские будни. Это-то и страшно.
Андрей Шальопа говорит, что для него это казус – что до сих пор никто не снял фильм о панфиловцах и об их легендарном сражении под деревней Дубосеково. «То, что первыми это сделали мы – здорово», - радуется режиссер. Идея пришла к нему именно после осознания казуса: как так – легенда есть, в школе все знали, кто такие панфиловцы, а фильма нет. И у Шальопы вместе со вторым режиссером картины Кимом Дружининым есть четкий ответ на все обвинения, что будто бы панфиловцы – это советская пропаганда, и что в недавно опубликованном документе Центрального архива утверждается, что подвига не было. «Это неточная цитата. В документе говорится: никакого подвига 28 панфиловцев не было, под деревней Дубосеково сражалась целая рота, - комментирует Шальопа. – То есть в документе подчеркивается массовый подвиг народа. И вот так приводить кусок цитаты – просто неэтично».
Кому-то «28 панфиловцев» могут показаться агиткой, но на самом деле перед нами – общенародный подвиг. На месте панфиловцев были все, кто прошел ту войну. Как утверждают создатели, это история про людей, которые встали на защиту своей Родины. Перед нами – не столько герои, сколько их будни. Вот все вместе они учатся подрывать танки, вот роют окопы, вот перехватывают винтовки у погибших товарищей и в финале идут на врага едва ли не с лопатой. Всем миром, плечом к плечу. «Когда мы искали для съемок подходящую деревню, то проехали по многим подмосковным деревням, и в каждой из них была стелла с именами погибших жителей, - говорит Ким Дружинин. – Мы все знаем, что официально в этой войне погибло 25 миллионов человек, и вроде бы это такая безликая цифра. Но вот видишь на стелле: Иванов – 7 человек, Петров – 9 человек. То есть почти все жители этой деревни не вернулись с войны. Вот они – эти 25 миллионов». Именно про них и снято кино – про всех этих людей. Отсюда и нет в фильме какого-то одного яркого персонажа – все равны. Точно также мы не видим и лиц фашистов – все они, словно террористы, закрыты балаклавами под касками. «Это наше осознанное художественное решение, мы хотели их обезличить, и показать, что они не люди, а враг», - поясняет Шальопа.
Ким Дружинин настаивает, что никаких цензуры и указания «сверху» для создателей фильма не было, и вложившие деньги люди тоже никак их не контролировали. «Цензура должна быть внутри человека, а та, что снаружи – ни к чему хорошему не приведет. Мы делали кино так, как считали нужным, на нас никто не влиял. У нас была не цензура, а груз ответственности: люди дали деньги, они в нас поверили и наша задача была их не подвести».
В кадре – сплошь новые лица: Алексей Морозов, Дмитрий Гирев, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов и многие, многие другие – ответственные за достоверное и живое изображение многонационального народа, вставшего, как один, Родину защищать. Шальопа настаивает, что «незвездные» свежие лица были главным условием – не хотелось медийных персон и шумихи вокруг них, а не фильма. В итоге получилось удивительное: в кадре – по-настоящему разные лица с абсолютной мужской харизмой. Шальопа задался целью найти актеров, которые соответствовали бы самым разным типажам военного времени. Было проведено колоссальное количество проб, но оно того стоило – столько разных людей мы в нашем кино давно не видели.
Алексей Морозов сыграл политрука Клочкова – того самого, который произносит знаменитую фразу: «Отступать некуда, позади – Москва». Актер смотрел фильм впервые вместе с прессой – двойной удар по психике. Но – выдержал. «Мне захотелось сразу же пересмотреть еще раз. Больше всего нравится то, что в картине нет ура-патриотической интонации – это фильм про ребят, которые работают на войне. Да, вот так буднично, без пафоса». Дмитрий Гирев (Бондаренко) поддерживает коллегу: «Получилось честное кино, и это была честная работа – мы там жили, это видно на экране. Не стыдно перед теми, кто сдавал деньги - и перед своими бабушками и дедушками».
Андрей Шальопа подтвердил догадки журналистов, что при создании фильма опирался на известные советские военные картины – такие, как «Горячий снег», «Они сражались за Родину» и другие. «Нам очень хотелось, чтобы были эти аллюзии». Для современных киноманов в «28 панфиловцах» есть, на удивление, отсылки к «Семи самураям», «Великолепной семерке» и даже «300 спартанцев». Это удивительным образом вписывается в канву повествования, хотя и режет немножко слух. «Мы таким образом показали, что живем внутри фильма, внутри культурного произведения. Важно то, что в разговоре об этих историях русские люди считают: всем миром победить врага – это правильно, а когда 300 воинов погибают – это брехня. Потому что за Родину нужно жить, а не умирать».
«28 панфиловцев» выходят в прокат 24 ноября 2016.
Материалы по теме
Новый трейлер: «28 панфиловцев»
16 ноября 2015 / Редакция THR RussiaДобрые улыбки, артобстрелы, укрытие в окопах, горящие тела, героический дух и многое другое — в военной драме Андрея Шальопа.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: