8 экранизаций компьютерных игр, которые можно смотреть

8 экранизаций компьютерных игр, которые можно смотреть
Кадр из фильма «Обитель зла».

Компьютерные игры появились на свет сравнительно недавно, поэтому перечень их адаптаций для киноэкрана насчитывает не так много названий. Все началось в 1986 году с мультфильма «Супербратья Марио: Великая миссия по спасению принцессы Пич!», выпущенного на родине соответствующей игры, в Японии, и в наше время мало кому известного. Затем наступил перерыв, и только спустя семь лет в США вышел первый игровой фильм этого жанра. Это были все те же «Супербратья Марио», и они были просто уничтожены критикой, к тому же не окупившись в прокате. С тех пор на всех экранизациях компьютерных игр словно висит отпечаток той первой неудачи. Если кассовые сборы со временем пришли в порядок (относительный и несравнимый, например, с адаптациями комиксов), то оценки публики и критиков по-прежнему производят удручающее впечатление. Из трех десятков фильмов, выпущенных в международный прокат с 1993 года по сей день, ни один не добрался даже до 50% одобрения на популярном агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes, а рейтинг зрителей на сайте IMDb ни разу не достиг 7 из 10. У этой затянувшейся черной полосы даже появилось имя: немецкий режиссёр Уве Болл, посвятивший экранизациям компьютерных игр больше времени, чем кто-либо ещё, стал считаться едва ли не худшим представителем своей профессии.

Трудно сказать, в чем причина этих неудач. Возможно, из-за молодости компьютерных игр ещё не выросло поколение, способное адаптировать их специфику к требованиям киноискусства, и зритель получает не игру и не фильм, а что-то промежуточное, лишенное плюсов каждого из видов. Если это так, то ситуация поправима, тем более что индустрия игр растет бурными темпами. Подтверждением тому служат планы голливудских студий, в которых значится дюжина экранизаций популярных игр, от Halo и Splinter Cell до Uncharted и The Last of Us. А уже в этом году, помимо «Варкрафта» Дункана Джонса, выйдет «Кредо убийцы» с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр. В свете всего этого не мешает ещё раз взглянуть на историю вопроса. Ведь, несмотря на низкие рейтинги, многие из предшествующих экранизаций компьютерных игр вполне увлекательны, а некоторые уже успели стать культовой классикой.

«Супербратья Марио» (1993)

Кадр из фильма "Супербратья Марио".

Упомянутая выше первая ласточка нового направления – история приключений двух героических братьев-водопроводчиков – получила феноменально низкие рейтинги и собрала всего 21 миллион долларов при бюджете в 48 миллионов. По всей видимости, американская публика, привыкшая к определённым стандартам развлекательного кино, была не готова воспринять всерьёз фильм, в котором главных героев звали Марио и Луиджи по фамилии Марио, злодея – король Купа, его прислужников – Гумбы, и так далее. Однако если закрыть глаза на эту несколько чрезмерную простоту, от картины вполне можно получить удовольствие не меньшее, чем от многих других лент 80-х-90-х, вроде «Охотников за привидениями», «Большого переполоха в маленьком Китае» и прочих представителей этой не самой интеллектуальной, но зато самой весёлой киноэпохи. Сюжет с параллельным миром, где динозавры эволюционировали в людей, довольно оригинален, а из множества узнаваемых актёров особенно хорош Деннис Хоппер, как всегда крайне убедительный в обличии злодея.

«Уличный боец» (1994)

Кадр из фильма "Уличный боец".

Через полтора года после братьев Марио на экраны Америки вышла экранизация самого известного японского файтинга Street Fighter. В отличие от предшественника, эта адаптация компьютерной игры оказалось финансово успешной, заработав почти 100 миллионов долларов и в три раза перекрыв затраты на производство. Правда, оценки критиков и публики были всё такими же чудовищными. Дело в том, что создатели фильма пошли нестандартным путём: несмотря на то, что в основу легла игра про драки, дракам отвели второстепенную роль. Вместо этого режиссёр и сценарист Стивен де Соуза – легендарный человек в мире экшена, причастный к созданию таких хитов, как «48 часов», «Коммандо», «Бегущий человек», «Крепкий орешек» и «Судья Дредд» – решил сосредоточиться на развитии сюжета и взаимоотношениях персонажей. Получилось хоть и немного дёшево, но весьма остроумно, а за смелость и оригинальность картина и вовсе заслуживает высшего балла. Кроме того, критики положительно оценили игру Рауля Хулии – пуэрториканского актёра, согласившегося на роль главного злодея по просьбе своих детей и умершего от рака за два месяца до премьеры. Его памяти и посвящён «Уличный боец». А главного героя сыграл Жан-Клод Ван Дамм, принимавший на съёмках наркотики и крутивший роман с Кайли Миноуг, и для него этот фильм стал концом успешной голливудской карьеры.

«Смертельная битва» (1995)

Кадр из фильма "Смертельная битва".

На следующий год после Street Fighter в США экранизировали самый известный файтинг собственного производства. Получилось куда удачнее: мало того, что «Мортал Комбат» заработал 122 миллиона долларов при бюджете всего в 18, так ещё и отзывы критиков впервые в истории нового направления получились более-менее благополучными. Произошло это потому, что английский режиссер Пол Андерсон, для которого это была всего вторая картина, решил сосредоточиться на том, за что люди и полюбили данную серию игр: на рукопашных драках. В итоге фильм разбит на целый ряд довольно эффектных поединков, худо-бедно связанных общим сюжетом и сдобренных отменной музыкой (в том числе хитовой заглавной темой, написанной дуэтом бельгийских диджеев). Седой Кристофер Ламберт с молниями в глазах, вылетающая из ладони Скорпиона змея и кукольный четырёхрукий принц Горо стали символами первой экранизации компьютерной игры, которая действительно полюбилась фанатам. Вышедший двумя годами позже сиквел оказался сплошным разочарованием и собрал мало денег, в результате чего студия New Line Cinema отказалась от продолжения серии (впрочем, в 2011 году было объявлено о разработке нового фильма, которая продолжается до сих пор). Что касается Пола Андерсона, покинувшего проект после первой части, то его главные успехи на ниве адаптации игр к большому экрану были ещё впереди.

«Последняя фантазия» (2001)

Кадр из мультфильма "Последняя фантазия".

В 2001 году на экраны вышел амбициозный кинопроект Хиронобу Сакагути, создателя популярнейшей японской серии РПГ-игр Final Fantasy, созданный по её мотивам. Это был полнометражный мультфильм, полностью нарисованный на компьютере с целью максимально точно воссоздать живую картинку и на момент своего появления – новаторский и уникальный. На воплощение замысла в жизнь ушло четыре года, а стоило всё предприятие 137 миллионов долларов. Чтобы оценить масштаб задумки, достаточно следующего факта: главная героиня Аки Росс должна была стать первой полноценной актрисой, созданной при помощи компьютера, т.е. в будущем планировалось использовать её в других фильмах на других ролях (забавно, что через год вышла фантастическая лента Эндрю Никкола «Симона», талантливо обыгрывающая эту идею). Однако проект Сакагути не сработал. «Последняя фантазия» вошла в пятёрку самых громких кассовых провалов в истории кино, её потери составили почти 100 миллионов долларов, и никакого продолжения не последовало. Несмотря на это, картина заняла почётное место в истории компьютерной анимации, а с точки зрения связи с компьютерными играми и вовсе выглядит идеально, как будто являясь их частью, а не отдельным произведением «по мотивам». Сценарий же, хоть и страдает от некоторой бедности идей, способен доставить удовольствие поклонникам «природоведческой» фантастики в духе Хаяо Миядзаки и кэмероновского «Аватара».

«Обитель зла» (2002)

Кадр из фильма "Обитель зла".

Через семь лет после «Смертельной битвы», выпустив два неудачных фантастических фильма, Пол Андерсон наконец-то обнаружил свою золотую жилу. Ей стала экранизация японской серии игр в жанре survival horror под названием Resident Evil (или, в оригинальном варианте, Biohazard). Приключения женщины-солдата по имени Элис в подземном городе, наводнённом ордами созданных при помощи биологического оружия зомби, не производили впечатления чего-то слишком оригинального, но были выдержаны в солидных жанровых рамках, заданных ещё «Чужими» Джеймса Кэмерона (неслучайно тот впоследствии назвал просмотр картины Андерсона своим главным «порочным удовольствием»). Кроме того, «Обитель зла» сыграла важную историческую роль, став первым фильмом, повлиявшим на невиданный расцвет жанра зомби-апокалипсиса, продолжающийся и поныне (другая основополагающая лента данного направления, «28 дней спустя», вышла только через восемь месяцев). Картина Андерсона собрала хорошую кассу и более-менее положительные отзывы критиков, и английский режиссёр решил, что от добра добра не ищут: за десять лет вышло четыре продолжения, а на 2017 год намечен релиз финальной, шестой части серии. Совокупный бюджет пяти вышедших фильмов составляет 250 миллионов долларов, а сборы – 916 миллионов, что делает их самым прибыльным проектом в истории игровых экранизаций. Помимо прочего, успешное начинание было скреплено семейным счастьем его создателей: аккурат между третьей и четвёртой частью Андерсон и исполнительница главной роли Милла Йовович родили ребёнка и вступили в брак.

«Doom» (2005)

Кадр из фильма "Doom".

Через три года после «Обители зла» вышел очень похожий фильм, ставший экранизацией самого влиятельного шутера от первого лица в истории. Несмотря на не слишком радушный приём критиков и неудачу в прокате, "Doom" получился весьма душевным и содержал в себе ряд интересных моментов. Во-первых, любопытную тему о генетической предрасположенности людей к добру или злу, взятую за основу сюжета. Во-вторых, нелепые, но забавные попытки Дуэйна «Скалы» Джонсона сыграть переход человека от первого ко второму – едва ли не главный вызов в его актёрской карьере, пусть и закончившийся неудачей, но заслуживающий уважения. В-третьих, пятиминутный отрезок, снятый непосредственно в манере игры-оригинала, когда мы смотрим на мир глазами героя Карла Урбана, расстреливающего самых разнообразных монстров, выскакивающих из-за угла. Двигаются эти монстры не всегда естественно и порой сцена смахивает на пародию, но за попытку провести ещё один мостик к игре создателей стоит похвалить. Ведь, как говорится, «до прихода в кино Ильи Найшуллера (режиссер фильма «Хардкор» - прим. THR) оставалось ещё десять лет».

«Сайлент Хилл» (2006)

Кадр из фильма "Сайлент Хилл".

Фильм французского режиссёра Кристофа Ганса – едва ли не единственная экранизация компьютерной игры, делающая акцент на атмосфере первоисточника. То есть на самом важном, потому что в играх атмосфера куда важнее сюжета. Именно на этом несоответствии погорело большинство подобных экранизаций: например, «Макс Пэйн» 2008 года, где меланхоличный трагизм оригинала был низведён до стандартного мрачноватого экшена с невыразительным Марком Уолбергом. А вот в «Сайлент Хилле» воссоздать тревожную атмосферу ожидания встречи с ужасом, которой была пропитана японская серия игр, удалось сполна. Помимо этого, хоррор Ганса построен на довольно сложном и даже изощрённом сценарии, заставляющем зрителя думать. Многие критики, солидарные в высокой оценке атмосферы и визуальной составляющей фильма, просто не поняли его сюжет (например, в этом признался Роджер Эберт). В данном случае это можно рассматривать скорее как похвалу сценаристам, потому что тема, за которую они взялись – размышление об обманчивости обличий зла – и нельзя передать простым языком, не растеряв при этом смысл. В итоге получилось если не лучшее, то уж точно самое глубокое и непредсказуемое кино по компьютерной игре из всех, что сняты по сей день.

 

«Принц Персии: Пески времени» (2010)

Кадр из фильма "Принц Персии: Пески времени".

Самая масштабная экранизация компьютерной игры в истории – дело рук титанов развлекательного кино, Джерри Брукхаймера и Walt Disney, которые не пожалели на неё аж 200 миллионов долларов. Задумывалось, что фильм повторит успех «Пиратов Карибского моря» и станет началом новой серии, однако кассовых сборов в итоге оказалось недостаточно, и проект прикрыли. Однако о качестве картины это не говорит. Под руководством опытного британского режиссёра Майка Ньюэлла «Принц Персии» превратился в настоящее экшен-пиршество. Достоинство фильма, однако, является и его недостатком – настолько насыщенное действие начинает утомлять уже спустя час, а длится оно почти в два раза дольше. Но это не самый жирный минус, и поклонники игры 2003 года ­– такой же стремительной и яркой, как фильм – должны были остаться довольны. Ньюэлл перенёс в своё произведение уйму акробатики, являвшейся главным отличительным признаком игрового процесса, и это превратило Джейка Джилленхола, и так довольно эффектного в роли горячего персидского воителя, в настоящего сверхчеловека. Правда, создатели пренебрегли значительной долей восточной мистики, составлявшей колорит игры, и сосредоточились на противостоянии между людьми. Получилось этакое псевдоисторическое фэнтези, весьма приличное по самым высоким голливудским стандартам. И если даже для вложившихся в него титанов результат оказался не из блестящих, то в деле экранизаций компьютерных игр был сделан большой шаг вперёд.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Варкрафт» Дункана Джонса

    26 мая 2016 / Михаил Макаров

    Поклонников культовой игры ожидает настоящий праздник.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора