76-летняя история Джокера глазами его создателей. Часть II

76-летняя история Джокера глазами его создателей. Часть II

1990-е: Мегаломан в анимационной вселенной

Сценарист Пол Дини

Наш Джокер – преступный виртуоз и гений-психопат, страдающий манией величия. Эта версия злодея является своеобразным миксом из лучших комикс-инкарнаций О’Нила, Энглхарта и Миллера. Если поразмыслить, то мы стали первыми в мире авторами, которым удалось показать эволюцию Джокера в пределах анимации от начала до самого конца.

В «Batman: The Animated Series» (1992 – 1994) я пытался найти некий баланс между его эксцентричными, почти театральными манерами и невероятной степенью жестокости, свойственной лишь самым отъявленным гангстерам. Всё это прекрасно дополняла потрясающая музыкальная тема, придуманная композитором Ширли Уокер. Когда мы утверждали Марка Хэмилла на роль Джокера и впервые услышали на пробах его странный пугающий смех, то сразу же поняли, что лучшего актера нам уж точно не найти. Однажды я поинтересовался у Марка, какими чертами характера должен обладать этот парень, и он пояснил, что Джокер представляет собой нечто среднее между такими знаковыми персонажами, как Ренфилд (Дуайт Фрай) из «Дракулы» (1931), Элай Кросс (Питер О’Тул) из «Трюкача» (1980) и Мердок (Дуайт Шульц) из «Команды «А»» (1983 – 1987). 

Из всех противников Джокер только Бэтмена считает себе ровней. У них совершенно противоположные характеры, но вместе с тем эти персонажи неразделимы, как две стороны одной медали. Сравнить хотя бы их контрастирующий визуальный стиль: Брюс одевается в темные тона, позволяющие ему оставаться невидимым, а Джокер наряжается в яркие, умопомрачительные костюмы, подобно истинному шоумену, который любой ценой пытается привлечь к себе внимание. Выходит, что главный герой выглядит даже более устрашающим, нежели злодей, который на первый взгляд может даже показаться вполне безобидным. Именно так и возникает искаженная форма восприятия окружающей нас действительности.

Жизненное кредо Джокера – стереть Бэтмена с лица Земли, при этом вынудив его рассмеяться перед лицом собственной смерти. Если этот сумасброд когда-нибудь сможет достичь своей заветной цели, то в его больной душе наконец-таки воцарится долгожданный покой. 

Джокер обожает манипулировать чужими жизнями и не упускает ни единой возможности использовать СМИ Готэма, чтобы оповестить жителей города о своих грядущих выходках. Будучи в прямом эфире, он ведет себя как настоящая телезвезда и справляется с этой задачей ничуть не хуже Джека Николсона в «Бэтмене» (1989) Тима Бёртона. Кстати говоря, учитывая весь тот неоценимый вклад, который внёс в саундтрек фильма недавно покинувший нас Принс, я больше чем уверен, что из него мог бы получиться отличный Джокер. Вспомните хотя бы его замечательный музыкальный клип Partyman… Поразительное актерское перевоплощение! 

Когда я прописывал сложные взаимоотношения Джокера и его помощницы Харли Квинн, то невольно проводил параллель с Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) и Клариссой (Джоди Фостер) из фильма «Молчание ягнят» (1991) режиссера Джонатана Демме. Работая над историей доктора Квинзель, я хотел показать, как Джокер позволяет Харли влюбиться в него и, одурманив её разум и чувства, становится причастным к превращению молодого неопытного психиатра в безбашенную и очень опасную преступницу. Этому психу удалось выпустить наружу весь тот негатив, который был скрыт в душе Харли, хотя до роковой встречи с ним она была вполне себе нормальной девушкой с незлобным характером и неплохим чувством юмора. Вероятно, Квинн жилось бы намного лучше без него, но в том-то и заключается вся трагедия: она сама приняла решение присоединиться к Джокеру, заботиться о нем и выполнять за него грязную работу, несмотря на то, что этот самовлюбленный эгоист думает только о себе и при первой же возможности пытается принизить достоинства своей верной и преданной приспешницы.

Честно говоря, я не читал сценарий «Отряда самоубийц», но Джокер Джареда Лето у меня ассоциируется с юным импульсивным гангстером Марселем (Пьер Клементи) из фильма Луиса Бунюэля «Дневная красавица» (1967) и музыкантом Сидом Вишесом, скандальной звездой британской панк-рок группы 70-х «Sex Pistols», существование которых сводилось к одному простому принципу: «живи быстро, умри молодым». Внимательно посмотрев трейлеры, я отметил для себя, что новый Джокер слишком сильно заботится о своём имидже и даже насчитал пять авангардно-эпатажных костюмов, в которых он скоро появится на экране. В его экзотическом облике присутствует что-то из упаднической эстетики декаданса и даже заметны визуальные параллели с образами персонажа в работах Брайана Болланда, Джима Апаро и Ли Бермехо. Такая вот модная катастрофа!

Что касается Харли Квинн в исполнении Марго Робби, то здесь есть некое сходство между Дебби Харри (солистка американской группы «Blondie») и Нэнси Спанджен (подруга Сида Вишеса). Обе девушки обладают бунтарской харизмой и бешеной, неуёмной энергетикой.

На мой взгляд, Джаред и Марго весьма нестандартно подошли к своим ролям. Их персонажи ведут себя, как современные Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, в стихийных поступках которых превалирует лишь безрассудный азарт и ничем не оправданная склонность к риску. Многомиллионная армия фанатов по всему миру сильно переживает по поводу того, удастся ли Лето и Робби дотянуть до уровня классики, планку которой мы задали ещё в далеких 90-х, и в состоянии ли они справиться с той ответственной задачей, которую возложило на них руководство Warner Bros? Нам же остается только довериться режиссеру Дэвиду Эйру и надеяться, что первая кинокартина с совместным участием Джокера и Харли полностью оправдает ожидания зрителей.

Напоследок, не могу не упомянуть о моём любимом изображении Джокера, выполненном талантливым художником Алексом Россом во время нашей совместной работы над комиксом Batman: Black & White: "Case Study" (2003). Когда вы смотрите на эту леденящую кровь улыбку и гипнотический взгляд, буквально притягивающий вас сквозь осколки разбитого зеркала, то тут же оказываетесь у него во власти. Величайший трюк этого гениального шута состоит в том, что ему без особого труда удалось обвести весь Готэм вокруг пальца, заставив всех поверить, что он сумасшедший, хотя на самом деле Джокер совершенно вменяем и адекватен».

 

Шесть выборочных эпизодов из «Batman: The Animated Series» (1992 – 1994) и «The New Batman Adventures» (1997 – 1999):

«Joker's Favor», «The Last Laugh», «Joker's Wild»,

«The Laughing Fish», «Harlequinade», «Mad Love»

Полнометражная мультипликация:

«Batman: Mask of the Phantasm»

(1993)

«Batman Beyond: Return of the Joker (Uncut)»

(2000)

Комикс, который следует прочитать:

The Batman Adventures: Mad Love

(1994)

2000-е: Пикассо преступного мира

Сценарист Грант Моррисон

Меня крайне раздражало то обстоятельство, что за последние десятилетия некоторым умникам из издательства DC хватило наглости превратить Джокера, одного из самых изощренных и умных злодеев за всю историю комиксов, в какого-то жалкого и размалеванного идиота. То ли дело Джерри Робинсон! Именно его классическая трактовка оказала большое влияние на формирование моей интерпретации Джокера. Джерри мастерски удалось передать тот первобытный страх, который вы испытываете, вглядываясь в это искаженное омерзительной гримасой лицо. Создается такое впечатление, будто бы перед ваши мифологическая фигура коварного Асмодея, грозного демона ненависти и разрушения. 

В конце 80-х мне удалось вволю поэкспериментировать с Джокером и хорошо исследовать его подсознание, когда я писал сценарий Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989). Мне почему-то очень хотелось, чтобы внешне он походил на Мадонну из клипа “Open Your Heart (1986) – вычурный эталон американской поп-культуры, воплощающий в себе нечто агрессивное, провокационное и скандальное. Но мое видение персонажа совсем не устраивало Warner Bros, так как почти в то же самое время на экраны вышел «Бэтмен» с Джеком Николсоном. Владельцы компании, дабы не рисковать своим 50-миллионным бюджетом, вложенным в фильм, не хотели, чтобы у зрителей появлялись какие-либо сомнения относительно сексуальной ориентации Джокера. Именно тогда я впервые осознал, что маленькому человеку спорить с огромным корпоративным спрутом глупо и бессмысленно.

В сюжете Batman: R.I.P. (2008) я превратил Джокера в этакого Пикассо преступного мира. Как всякий уважающий себя художник, он оттачивает своё мастерство и неустанно работает над трансформацией собственного имиджа. Этот клоун подобен хамелеону, который без всякого сожаления избавляется от старой кожи и, заполучив новый облик, перерождается заново, тем самым снимая с себя всю ответственность за преступления, совершенные им ранее.

Несколько лет назад мне в руки попался дневник Хита Леджера, написанный им в тот период, когда он готовился к роли Джокера в «Темном рыцаре». К своему величайшему удивлению, я обнаружил в его архивах некоторые вырезки из моих старых комиксов про Бэтмена. Мне было очень приятно, что среди множества вариантов данного персонажа Леджер остановил свой выбор именно на моей работе. Я думаю, что Хиту удалось достойно выйти за пределы классических версий и создать своей замечательной игрой что-то поистине уникальное, свойственное его неповторимой актерской природе.

Раз уж речь зашла о звёздах первой величины, то нельзя не упомянуть Дэвида Боуи. Он оказал неоспоримое влияние на характер и внешний облик моего Джокера, особенно в 70-е, когда музыкант жил в Берлине и впервые примерил на себя образ Измождённого Белого Герцога — безумного аристократа и аморального декадента, от зловещей ухмылки которого так и веет кладбищенским холодом. Джокер, как и Боуи, постоянно меняется. Он с легкостью может адаптироваться к сверхскоростному информационному потоку и бешеному ритму XXI века; он настолько быстро меняет свои вкусы, взгляды и предпочтения, что его противники не успевают за ним угнаться. Я даже назвал одну из своих глав The Thin White Duke of Death (Batman #680; 2008), дабы отдать дань этому удивительному исполнителю.

В прошлом году ко мне за советом обратился Джаред Лето после того, как его только утвердили на роль Джокера в «Отряде самоубийц». Мы обсудили с ним отношение к разным мировым религиям, затронули тему шаманизма в книгах Майкла Харнера и Карлоса Кастанеды, поговорили о мистических иллюстрациях Остина Спейра и Маршалла Арисмана, о значении татуировок среди боссов крупных мексиканских наркокартелей, а также не обошли вниманием колоритные сценические образы Игги Попа и Мэрилина Мэнсона.

Во время беседы Джаред показался мне парнем смекалистым, и я буду искренне надеяться, что у него всё получится».

 

Комиксы, которые следует прочитать:

Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth

(1989)

Batman #655, #663 – 665; DC Universe #0, #672 – 702 (“Batman: R.I.P.”)

(2006 – 2010)

Batman and Robin #1 – 16  

(2009 – 2011)

Материалы по теме

  • 10 главных Джокеров в истории

    27 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    Свирепый и безумный образ Джареда Лето в «Отряде самоубийц» – результат 75-летней эволюции злодея в комиксах и фильмах о Бэтмене.

    Комментировать
  • 76-летняя история Джокера глазами его создателей. Часть I

    22 июня 2016 / Ян Крылов

    Художники и сценаристы комиксов рассказали в беседе с THR о том, как с течением времени менялся образ культового злодея.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus