Андрей Кончаловский предлагает рай вместо попкорна

Андрей Кончаловский предлагает рай вместо попкорна
Андрей Кончаловский

Фильм Андрея Кончаловского «Рай» только что попал в шорт-лист оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Накануне картину показали журналистам, а позже Кончаловский и Юлия Высоцкая пообщались с прессой. Ничего про фильм не рассказали – это кредо Андрея Сергеевича. На все вопросы он отвечает в духе «если вам так показалось – вы правы». Кончаловский принципиально считает: он ничего не должен объяснять, публика должна самостоятельно разбираться в увиденном, и любое мнение – часть глобальной правды.

«Рай» - история трех людей, через которых режиссер показывает противоположное заявленному в названии: настоящий ад на земле. Русская княгиня в эмиграции Ольга (Юлия Высоцкая) во время Второй мировой присоединяется к французскому Сопротивлению и прячет еврейских детей – за что ее и отправляют в лагерь. Француз Жюль (Филипп Дюкен) решил сотрудничать с новой властью, но поплатился за свои чувства к арестованной Ольге. Немец Хельмут (Кристиан Клаусс) искренне верит в то, что евреи – мировое зло, и их надо уничтожить, чтобы построить рай для немцев. При этом он фанат русской литературы и Чехова в частности, влюблен в Ольгу и пытается спасти ее из лагеря. Все герои терпят крах, и лишь одному уготован настоящий Рай.

«Сценарий, в котором половину картины люди говорят в камеру – безумие, - улыбается режиссер. – На какой-нибудь большой студии это было бы невозможно сделать. Слава богу, что я живу в России, где такие безумства возможны».

Перед нами разворачивается история в истории: собственно, сюжет, который перемежается тремя исповедями героев. Актеры должны были подготовиться к роли, не только прочитав сценарий, но и окунувшись в биографии своих персонажей. «Для всех был экзамен. Юля читала об эмиграции, Сопротивлении в Париже. Немец – описания быта офицера СС, его психологии. А вот француз был ленив, экзамен сдавал плохо».

Кончаловский уверен, что его картина – не для всех. «Есть две категории зрителей: те, кто ест попкорн, и те, кто нет. Мы с Юлей делаем фильмы для вторых. И я постараюсь сделать так, чтобы попкорн не продавался на нашем фильме». Режиссер признался, что не смотрит кино («Не потому, что лень – просто я эгоист и самодостаточен»), но при этом в курсе того, что происходит в современном кинематографе и против тенденции снимать все «как в Голливуде», поскольку Голливуд снимает не кино, а  продукт, и чтобы достичь такого же успеха, нужно снимать на основе американского мифа. Кончаловский признался, что и сам когда-то был подвержен этой тенденции (режиссер работал в Голливуде и снял несколько картин), но сейчас больше заинтересован искусством. «Искусство не должно забывать, что оно делается для людей мыслящих. Поэтому мне дороги те зрители, которые смотрят мое кино, пусть даже их и мало. Для нормального зрителя сложно то, что мы делаем».

При этом Андрей Сергеевич не считает, что его фильм может что-то изменить в людях и мире, несмотря на поднятую в очередной раз жуткую тему геноцида человечества во имя добра: «Если бы фильм мог что-то изменить, мы бы давно жили в раю – сколько уже снято мощных картин». Режиссер объяснил, что воздействие искусства кратковременно, и реальность всегда побеждает. «Зачем зритель ходит в кино? Не думаю, чтобы стать гражданином и совершать прекрасные поступки. Зритель выходит из кинотеатра с прекрасными эмоциями и сталкивается с реальностью – в том же троллейбусе. Мы снова живем жизнью ДО фильма. Люди смотрят произведения искусства потому, что хотят вернуться в детство – переживать искренне, как ребенок. И если фильм понравится – он понравится не голове, а сердцу – чему-то такому, что не объяснить словами».

Юлия Высоцкая в фильме

«Рай» - не столько историческая картина о концлагерях, сколько размышление о природе добра и зла, о той благой дорожке в ад. Но историческая составляющая тщательно отработана с консультантами (несмотря на то, что Кончаловский в рамках своей концепции готов соглашаться с теми, кому не хватило правдоподобности). Рассказ Гиммлера (блестяще сыгранного Виктором Сухоруковым) о том, что Гитлер искал себе преемника и мечтал после войны инкогнито бродить по Парижу и Риму как свободный художник – тоже не выдумка: этот эпизод взят из «Застольных бесед Гитлера», записанных его камердинером.

С Гиммлером и другими нацистами, кстати, интересно получилось: по словам Кончаловского, западные немцы отказываются играть нацистов, тогда как восточные соглашаются с удовольствием. «Это очень интересный момент, что-то с психологией, видимо. Они до сих пор боятся - там им это вколотили». Позже Кончаловский развил мысль о современной Германии: «Признаюсь, я нахожу немецкую нацию сегодня в катастрофическом состоянии. Не из-за мигрантов, не из-за того, что они в прямом смысле слова оккупированы Америкой – с конца войны и до сих пор там находится 80 тысяч американских солдат – а потому, что им вбили в голову чувство вины. Одно дело, когда вину чувствуют те, кто ответственен за поступки. Но современные немцы боятся быть неполиткорректными, боятся собственной тени, опускают глаза, когда речь заходит об этом периоде истории. Но они не виноваты, это их дедушки попали в такую мясорубку. Поэтому думаю, что в Германии будут смотреть фильм с некоторым ужасом и не смогут высказаться о нем. Надеюсь, что вновь возникнет великий германский дух, и это не значит, что он приведет к нацизму. Я имею в виду великую часть европейской культуры, без которой не существуем и мы – Ницше, Гегель, Шопенгауэр и так далее».

Виктор Сухоруков в роли Гиммлера

Верит ли сам Кончаловский в рай? «Иногда верю, иногда нет. Говоря словами Сергея Капицы – я православный буддист. Я считаю, что рай начинается еще пока мы живы, мы можем попасть в него, если внутри нас гармония».

А что насчет непрекращающегося ада на земле? «Не считаю своим долгом снимать обо всех ужасах в мире. Есть много мест, где сегодня зло рядится в одежды добра – моей жизни не хватит, чтобы все показать. Думаю, нас с вами ожидает проблема мировой войны из-за воды – сейчас очень многие поднимают эту тему, и вот она меня интересует».

«Рай» выходит в российский прокат 19 января.

Материалы по теме

  • Андрей Кончаловский получил Серебряного льва на кинофестивале в Венеции

    06 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Фильм «Белые ночи почтальона Тряпицина», сделанный в документальном ключе, рассказывает о жизни русской провинции. Картина продолжает серию работ о русской деревне, начатую режиссером в 1967 году картиной «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и затем продолженную в 1994 году фильмом «Курочка ряба».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus