Андрей Мерзликин: «Мы все страдаем от собственной глупости и нелепости»

Андрей Мерзликин: «Мы все страдаем от собственной глупости и нелепости»
Андрей Мерзликин

Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

— Андрей, вы на интервью приехали прямо со съемочной площадки фильма «Единичка», где играете лейтенанта-артиллериста. Почему вам так часто достаются роли военных?

— Наверное, об этом лучше режиссеров спросить. (Cмеется.) Но, думаю, это очень важно, что тема Великой Отечественной так часто находит воплощение в кино. За весь XX век, на мой взгляд, не было другого такого события, которое могло так же сблизить нас в едином порыве. А ведь помните, всего пару десятилетий назад всех волновала только одна тема — бандитизм. В любом уголке страны каждый знал, что это такое. Слава Богу, это время прошло!

— По сюжету «Единички» советским солдатам приходится защищать сирот в польском монастыре. Насколько сильна религиозная тема в фильме?

— Одна из линий в картине действительно посвящена столкновению разных мировоззрений — ищущей веры польской монахини и исполненного суровой «правдой военного времени» советского замполита. А так это обычная военная история о людях в пограничной ситуации. Все мы знаем, как страшна война, но фильмы про людей, пытающихся что-то в этих жутких условиях сделать, быть Человеком, всегда будут смотреться свежо. Речь тут пойдет о конце войны, о том, как солдаты пытаются остаться в живых и вернуться домой, но в определенных обстоятельствах все же считают своим долгом отдать свою жизнь ради спасения других.

— В Голливуде духовная тема за последние пару лет превратилась в тренд. «Ной», «Небеса реальны», «Бог не умер», «Исход» Ридли Скотта — подобные картины собирают хорошую кассу.…

«Ной» — это скорее антирелигиозный фильм, попытка сыграть на существующем спросе. Когда-то был многосерийный «Омен» на тему апокалипсиса. Затем всем надоело, была пауза, и вот сейчас снова религиозную тему решили помусолить. Именно помусолить, а не прикоснуться к ней, попытавшись вычленить что-то личное, как подобает людям, понимающим, что такое культура и искусство. И ладно, не раскрыли тему, затронутую в Святом Писании, пускай посмеялись или, скорее всего, отказались искать скрытый символизм, аллегоричность древней истории. Не захотели найти референсы, позволяющие выскочить из «иллюстративности» и пробиться к зрителю. Хорошо, не пошли путем осмысления — дайте хотя бы Зрелища, так почитаемого ныне, покажите Потоп! Я ждал этой сцены... Нет. Потопа тоже не было.

— Слушаю вас и понимаю, что в чудесной короткометражке Алексея Андрианова «Киноман» вы практически себя сыграли. Так что следующий вопрос будет вполне логичен: ваш январский проект «Елки лохматые» — это же в каком-то смысле «Один дома», только про животных, верно?

— Да, как раз с фильмом «Один дома» я его и сравниваю. Оригинал, конечно, не переплюнешь, но основная сюжетная коллизия прекрасна. И особенно приятно, что мы разыгрываем эту историю на пару с Яном Цапником, который после двух серий «Горько!» стал фактически комедийным артистом номер один в стране.

— Вам достались роли «плохишей»?

— Не такие уж мы там страшные злодеи. В детском кино всегда есть нехорошие люди, которых принуждают к миру. Наши герои страдают от собственной глупости и нелепости, как и все мы, на самом деле. Другое дело, что взрослые люди редко способны себе в этом признаться. Зачастую из-за излишней самоуверенности мы даже не видим причину своих невзгод. С этой точки зрения картина получилась очень жизненной и, можно сказать, проблемной.

— А вас не смущает, что у нас выходит столько «зимних» комедий? В этот раз сразу две про «Елки»!

— Отношусь с пониманием. Пора каникул, холодно, на шашлыки или в парк уже не отправишься — остается кино. Наши мейджоры этот момент очень грамотно словили и вот уже который год развивают. Для меня это редкая возможность попробовать себя в комедии — в жанре приятном и к тому же очень зрительском. Да, возрастной рейтинг моей новой аудитории «6+», но зато можно сказать, что мы с Яном взращиваем своего зрителя. (Cмеется.)

— Ваши коллеги любят пожаловаться в интервью на нехватку интересных персонажей. А вам, сыгравшему столько всего, чего не хватает?

— Мне кажется, сейчас большой дефицит исторических ролей. Поработав на «Борисе Годунове» (фильм Владимира Мирзоева. — THR), распробовав текст Пушкина, осознаешь величие классической драматургии. Для актера это гурманская пища и хорошая школа. Не могу сказать, что самозванец Гришка Отрепьев входит в хит-парад моих любимых исторических личностей, но в момент исследования он стал мне очень интересен и даже близок. Я вижу, где именно произошел «перелом», как монах переродился в революционера, чуждого мне, но такого понятного всем нам, живущим в современной политической ситуации и знакомым с «Фейсбуком». Еще, чем старше становлюсь, тем сильнее меня привлекает Шекспир, которого я всегда так любил читать, но никогда не приходилось играть.

— Созрели для Гамлета?

— Вы знаете, с опытом его образ становится ближе и ближе, а эта степень выбора — быть или не быть, злиться или не злиться, мстить или не мстить, заранее зная результат, чем откликнется твой выбор, что на самом деле делает тебя Свободным Человеком, — с каждым годом все понятнее. Появись возможность сыграть Гамлета, думаю, найдется что вложить в эту роль собственного, искреннего, пограничного.

— Многие актеры, накопив профессиональный опыт, уже не о ролях мечтают — о режиссуре. Вы вот тоже пробовали перейти по другую сторону камеры.

— Это был короткометражный фильм GQ, специально снятый для благотворительного проекта Action! (фильм был показан на «Кинотавре»-2012 — THR). Вообще, я не считаю себя режиссером и не владею профессией. Это требует огромного количества знаний и навыков. В каком-то смысле этот процесс можно сравнить с игрой в LEGO. Тебе нравится собирать что-то, не обращая внимания на инструкцию или вообразив, что никакой инструкции не существует. На коробке может быть нарисована машинка, а ты берешь и создаешь вертолет или космический корабль. Тут кто какой жанр любит — главное, чтобы получилась авторская, личная история. Если и решу продолжить, посвящу этому не месяц, как в прошлый раз, а годы.

«Елки мохнатые» / Россия, 2014 г., 90 мин. Режиссер: Максим Свешников. В Ролях: Андрей Мерзликин, Ян Цапник, Петр Федоров, Анна Чиповская, Лера Стреляева, Галина Коньшина, Андрей Федорцов, Виктор Васильев, Пират, Йоко. В прокате с 29 января («Bazelevs Distribution»)

Материалы по теме

  • «Левиафан» Андрея Звягинцева победил на Лондонском международном кинофестивале

    20 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Российская картина была признана лучшим фильмом завершившегося 58-го Лондонского международного кинофестиваля.

    Комментировать
  • 14 апреля будет вручена вторая сценарная премия «Слово»

    01 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    «Левиафан», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дурак», «Класс коррекции» и другие работы российских авторов сойдутся в борьбе за престижную награду.

    Комментировать
  • Роберт Дауни дал «эмоциональное интервью» Джимми Фаллону

    28 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    На сей раз звезда «Мстителей» не устраивал демарш, а просто провел актерский мастер-класс.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus