Андрей Прошкин: «Наша эпоха более склонна к Брэду Питту, чем к чтению Гомера»

Андрей Прошкин: «Наша эпоха более склонна к Брэду Питту, чем к чтению Гомера»
Андрей Прошкин

Довольно много людей уже успело посмотреть «Орлеан» и описать свои впечатления. Заметно, что у кого дома на журнальном столике лежало в это время, тот то и увидел в вашем фильме. Люди увидели и «Ностальгию» Тарковского, и «100 лет одиночества» Маркеса…

(Изумленно) Слушайте, мне уже самому хочется посмотреть этот фильм при такой преамбуле…

Я в этот момент что-то читал об «Андалузском псе» и тоже увидел, как там в начале глаз разрезают героине, имея ввиду зрителя. А вы в конце глаз зашиваете герою и зрителю… В связи с этим у меня вопрос: когда начинаешь хорошее постмодернистское произведение копать, находишь массу всего, и даже в десять раз больше, чем вкладывал автор…

Просто не надо забывать, что многие из нас, и я в частности, не настолько образованные люди, как вы, смотрящие, поэтому я боюсь, что вопрос не совсем ко мне (ха-ха).

И все же нам этого стараться избегать, или все правильно? Фильм, книга - это всегда нечто большее, чем автор вложил?

Сложный вопрос. Наверно, действительно, произведение в итоге всегда отличается от того, что автор в него вкладывал изначально. Всегда более живая материя выходит, а не статичная концепция. Но, конечно, в нашем фильме есть диалоги, приветы, отсылки к некоторым вещам и вообще силен пародийный элемент. Этим мы пользовались. Это входит в язык, или скорее в интонацию картины.

Похоже, про все на свете уже можно сказать, что это цитата из чего-то, что было раньше?

Можно сказать про все. И одновременно возможен вообще такой способ разговора – цитатами из других произведений. И это будет некий новый язык, который будет богаче, чем просто то, что ты говоришь. Но это, в общем, не про нашу картину. Конечно, там есть некоторые такие штуки, но они не являются основным содержимым все-таки.

Но многие именно этого больше всего увидели.

(с иронией) Так критики - это же такие люди, которые лучше знают, что нужно обычному человеку. Ха-ха.

Кажется, Пелевин обозвал нашу эпоху пост-постмодерном…

Я боюсь, у вас обо мне превратное представление: я персонаж значительно более простой. На ваши вопросы хочется ответить диссертацией, а я из этой сферы деятельности давно ушел.

Я пытаюсь разобраться, хорошо это или плохо.

Пост-постмодерн? Может быть, лучше попробуете спросить Пелевина? Хорошо или плохо – вопрос странный, это просто есть.

Он пояснял свою мысль таким примером: выходит «Троя» с Брэдом Питтом. А никто уже не читал Гомера, никто не читал всего, что было между Гомером и этим фильмом, все начинают цитировать фильм с Брэдом Питтом…

Знаете, к счастью, ВСЕХ не существует. Все – это так или иначе собрание индивидуальностей. Кто-то из них будет смотреть только на Брэда Питта, кто-то читал Гомера, а кто-то читал и «Улисса». Поэтому к заявлениям «все будут…» я отношусь скептически. Хотя, конечно, то, что сейчас эпоха, не склонная к чтению Гомера или Джойса - это понятно. И более склонная к Брэду Питту.

Что для вас было первично: сценарий Юрия Арабова или роман? Что вы раньше прочитали?

Раньше я прочитал роман, но первичным для меня был сценарий. То есть интерес к постановке, желание сделать картину возник именно тогда, когда я прочел сценарий, хотя роман я читал раньше.

При каких обстоятельствах?

Я был в Питере, заканчивал сводить звук к фильму «Орда». Я был один, часто ходил в книжные магазины. Увидел, что у моего сценариста вышел новый роман, я его прочел. Отношение он вызвал непростое. А потом Арабов прислал мне сценарий, который уже вызвал более четкие ощущения, и очень захотелось снять эту картину.

Как находите время для чтения?

Я не ищу. Оно есть.

Что сейчас читаете? Что последнее понравилось из прочитанного?

Очень понравился «Лавр» Евгения Водолазкина и «Теллурия» Владимира Сорокина. Очень сильные впечатления. Сейчас перечитываю «Каменный мост» Александра Терехова и «Столкновение с бабочкой» Юрия Арабова.

Мы можем надеяться на экранизации?

Надеяться можете, но планов таких у меня пока нет.

Материалы по теме

  • Дэвид Йейтс разузнает «Кто такой Джейк Эллис?»

    04 октября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссер «Ордена Феникса», «Принца-полукровки» и обоих «Даров смерти» берется за экранизацию шпионского комикса издательства Image.

    Комментировать
  • Дэниел Рэдклифф поскитается по пустыне в инди-драме

    30 июня 2015 / Редакция THR Russia

    В фильме также задействованы Пол Дэйно и Мэри Элизабет Уинстед.

    Комментировать
  • Новое поколение Голливуда: 10 режиссеров-вундеркиндов

    24 сентября 2015 / Ребекка Форд

    В наш список вошли авторы «Станции «Фрутвейл» и «Одержимости», как и 8 других талантливых кинематографистов моложе 35 лет.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus