Берлин 2013: Фестивальное прошлое, Вонг Кар-Вай и успехи российского кинематографа в дневнике Елены Слатиной

Берлин 2013: Фестивальное прошлое, Вонг Кар-Вай и успехи российского кинематографа в дневнике Елены Слатиной

Впервые я приехала в Берлин в 1998 году – это был мой первый в жизни международный кинофестиваль. В конкурсной программе тогда участвовала «Страна глухих» Валерия Тодоровского, а я работала на киностудии им. Горького и как раз снимала к «Стране глухих» свой первый фильм о фильме. Его и повезли в Берлин в качестве промо-материалов. Я не могла поверить в то, что это происходит со мной и  когда получала визу, и когда покупала билеты, и когда садилась в самолет, и, конечно, когда впервые оказалась у фестивального дворца. Тогда фестиваль проходил еще в Западном Берлине. Дворец – Zoo Palast – оказался небольшим невзрачным зданием, а остальные фестивальные площадки и того скромнее. Все было предельно демократично, никакого пафоса: почти к любой звезде можно было подойти и даже поговорить. Именно там я впервые увидела Роберта Де Ниро, взяла интервью у победителя фестиваля (тогда еще совсем неизвестного Уолтера Саллеса) и даже у Бена Кингсли, возглавлявшего в тот год жюри. В феврале 1998-го в Берлине было очень солнечно и тепло, временами до +15. В этот Берлин я влюбилась. С тех пор я все время приезжаю сюда налегке, отчаянно мерзну, заливаю в себя литры горячего кофе, но все равно  думаю, что снег и ветер в феврале – это аномалия.

Вот и в этом году те, кто прилетел на фестиваль дня три-четыре назад, писали в Facebook, что тут тепло, но к моему приезду Берлин замело снегом, а поскольку мой отель украшен еловыми лапами, то кажется, что в Берлине еще Рождество. Уже 12 лет фестиваль проходит в Восточном Берлине, на Потсдамер Платц. Эту площадь после падения берлинской стены отстраивали всем миром,  многие немцы ее не любят, но меня она восхищает – и с эстетической, и с практической точки зрения. Фестивальный дворец необычайной красоты, внутри украшен красными гладиулусами и традиционными портретами участников. Там уже висят портреты Бориса Хлебникова, оператора Павла Костомарова и актрисы Анны Котовой. Через полчаса начнется официальная премьера «Долгой счастливой жизни», и съемочная группа оставит на фотографиях свои автографы. Фестиваль эти портреты хранит. Наверное, когда-нибудь сделают выставку или продадут с аукциона – там есть, кого продавать. Пока фестиваль только начался, портретов мало: Мэтт Дэймон, сыгравший главную роль в «Земле обетованной» Гаса Ван Сента, на снимке очень похож на Гарика Харламова. В центре галереи – Вонг Кар-Вай, председатель жюри.  Его фильмом «Великие мастера» открылся нынешний, 63-й по счету, Берлинале. В 1996 году Кар-Вай представлял на Берлинском форуме своих «Падших ангелов», здесь же, в 2007-м, во внеконкурсной программе показывал «Мои черничные ночи», свой не самый удачный (с точки зрения сборов) голливудский опыт. В этот раз на пресс-конференции Кар-Вай рассказал, что замысел «Великих мастеров» родился у него задолго до «Любовного настроения» и «Счастливы вместе» – фильмов, которые прославили его на весь мир. «Великие мастера» – настоящий эпос про мастеров боевых искусств той школы, где учился Брюс Ли. Я ничего не смыслю в боевых искусствах, поэтому умничать понапрасну не стану. Скажу лишь, что критика приняла Кар-Вая предельно сдержанно, но вот зрительский успех ему похоже гарантирован – в Китае «Великие мастера» уже стали хитом проката. Кстати, на официальном снимке жюри, который висит на сайте фестиваля, Кар-Вай чуть ли не впервые в жизни стоит не в черных очках – отчего совершенно неузнаваем.
На открытии Форума в этом году показали «За Маркса» Светланы Басковой – фильм из конкурсной программы прошлогоднего Кинотавра. Политическая плакатная сатира, о том, как капиталисты угнетают рабочий класс. Редкий образец политического кино в России. Продюсеры фильма, синефантомовцы и креативщики ТНТ Андрей Сильвестров и Глеб Олейников, рассказывают, что у фильма не так уж все плохо с прокатом – вместо пяти копий они расписали уже 50, и кинотеатры просят еще. На кинорынке многие ходили со значками «За Маркса!» – мне сегодня тоже такой подарили. Хороший значок, ношу, радуюсь успехам российского кино. Вчера на Кинорынке (а Берлинский рынок – один из ключевых международных мероприятий кинобизнеса) торжественно открыли росскийский стенд – большой и красивый, двухкомнатный, с отличным дизайном. Приветственную речь от Министерства культуры говорил директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов, коротко выступили Роман Борисевич и Тимур Бекмамбетов. Если раньше на кинорынках странным образом функционировали два российских стенда – Фонда кино и Совэкспортфильма, то теперь же есть только один, минкультовский. У Совэкспортфильма, правда, все же есть какой-то отдельный стенд по соседству, но я побывать еще не успела. На основном стенде представлены все заметные картины прошлого года – «Духless», «Джунгли», «Последняя сказка Риты», еще не вышедший мультфильм Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза» и еще много чего. Я даже с удивлением обнаружила на мониторе фильм 2009 года «Какраки» Ильи Демичева, с которым я сама работала, в том числе делала к нему субтитры. Порадовалась, что они до сих пор еще нужны. На открытии стенда было очень многолюдно: пришел директор фестиваля Tribeca Фредерик Буайе, Мари Пьер Вале из прокатной компании WildBunch, Питер Диггерс из FFA и много кто еще.
Два фильма конкурса – Ульриха Зайдля и Гаса Ван Сента – я, к сожалению, пропустила, но надеюсь увидеть их на повторах. Сегодня в конкурсе показывали «Золото» немецкого режиссера Томаса Арслана с Ниной Хосс в главной роли. Арслан, немец турецкого происхождения, снял довольно странную историю о том, как в конце XIX века группа немецких охотников за удачей пытается найти золото в реке Клондайк в Канаде. Однако 80% экранного времени занимает медленное и безмолвное передвижение на лошадях – мы даже не видим, как герои ищут золото, а только то, как они двигаются и двигаются вперед. И по дороге, как в «Десяти негритятах», выбывают по одному – кто-то отказывается продолжать путь, кто-то погибает. Оставшиеся печально бредут вперед, понимая, что золота им на найти. Однажды на экране одному из героев отпиливают ногу, и это вам не «Адмирал» с Хабенским и Безруковым. Сомневаюсь, что у этого фильма будут призы, тем более, что подобные суждения пока еще преждевременны.

Материалы по теме

  • Елена Лядова снялась для THR Russia

    20 февраля 2014 / Татьяна Баталова

    Актриса, получившая премию «Золотой орел» за роль в фильме «Географ глобус пропил», снялась для мартовского номера журнала «The Hollywood Reporter — Российское издание».

    Комментировать
  • Данила Козловский снялся в рекламе Chanel

    18 марта 2014 / Редакция THR Russia

    Звезда «Легенды №17» дорос уже до того, что Кира Найтли с ним вовсю играет в кошки-мышки.

    Комментировать
  • Кинотавр. «Велкам хом», «Испытание» и «До свидания, мама»

    08 июня 2014 / Илья Миллер

    Подражание независимым американским фильмам Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной, упражнение в немом восточном кино Александра Котта и незадавшийся перефраз Анны Карениной.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus