- Главная
- →
Кино- →
Берлин 2018: Не только сексБерлин 2018: Не только секс
Марина ЛатышеваФестиваль внезапно воспел гуманитариев. Как так вышло – в нашем обзоре.Завершился Берлинский кинофестиваль, и награды его распределились причудливо. «Золотой медведь» достался фильму румынки Адины Пинтилие «Не прикасайся ко мне». Перед фестивалем председатель жюри Том Тыквер выражал надежду на наличие в конкурсе диких фильмов, и победу румынской ленты многие уже расценили именно так - как победу вожделенной председателем дичи.
«Не прикасайся ко мне» в рейтинге фестивальной критики был одним из аутсайдеров, с пресс-показов люди даже не выходили, а выбегали. Видимо, слишком крупные планы гениталий, демонстрация не самых привлекательных человеческих тел, а также секса, в том числе с участием людей с физическими особенностями отпугивали. А жюри, наоборот, привлекли своей смелостью. «Не прикасайся ко мне» - о довольно зрелой женщине, которая традиционному сексу предпочитает бесконтактные физические отношения, в частности, слушает откровения гермафродита или смотрит на мастурбацию оплаченного ею парня с улицы и на то, как он принимает душ. С тем же успехом это фильм о режиссере, которая появляется в кадре и сама довольно откровенна. Равно как и о других персонажах, которые посещают сеансы групповой терапии и стараются принять свое и чужое тело. Познание и принятие происходит не только по ходу фильма, но и - что важно - при помощи его. Это кино на стыке игрового и документального уже сгоряча приписали к порно. Хотя это не совсем так: фильм-победитель скорее о сексуальных комплексах и о том, как они влияют на жизнь человека, о неспособности на близость и о том, что с этим делать. Настоящее породистое порно подобных рефлексий лишено.
Для режиссера Пинтилие это первый полный метр, и попутно она получила еще и награду за лучший дебют. «Наследницы» Марсело Мартинесси получили приз Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве, награду за женскую роль для Аны Брун (а днем раньше еще и приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ). Лучшим актером назвали Антони Бажона, сыгравшем в «Молитве» Седрика Канга – этот фильм об уверовавшем и спасшемся наркомане совершенно консервативен, без особых выпуклостей, но зато говорит о религии без пошлости. За сценарий наградили «Музей» Алонсо Руиспалашиоса, милый, но с весьма обычным сценарием, сюжет о двух друзьях детства, которые украли сокровища индейцев. Гран-при получила любимица Берлинале полька Малгожата Шумовска за «Рожу» - закамуфлированную под историю о пересадке лица антиклерикальную сатиру о польском неприятия всего иного. Наконец, две награды все же достались лидерам рейтинга фестивальной прессы. Лучшим режиссером стал автор «Острова собак» Уэс Андерсон, а «Довлатова» Алексея Германа мл. отметили за выдающиеся художественные достижения – «Медведя» вручили художнику-постановщику Елене Окопной.
Жюри обошло вниманием огромные и по-настоящему радикальные фильмы Филиппа Грёнинга и Лава Диаса, и важную ленту «Утёйа, 22 июля» Эрика Поппе, в которой политика сочеталась с художественными достоинствами, что для политизированного кино явление нечастое. И не длинный, не про грандиозные события, но на самом деле очень масштабный немецкий фильм «В проходах» Томаса Штубера о жизни и чувствах маленьких людей, работающих в супермаркете. Награды на фестивалях – дело тонкое. Для награжденных и никому доселе неизвестных это полезно, даже если триумфаторы быстро исчезнут из коллективной памяти. Интересны не только награды, но и тенденции. По итогам нынешнего Берлинале, помимо того, что секс - это важно, а жюри решило поддержать тренд (два главных приза выиграли женщины-режиссеры), есть и другие любопытные наблюдения.
Например, сколько в конкурсе было фильмов о людях творческих профессий и в целом о гуманитариях. Кроме очевидного «Довлатова», это и «Ева» Бенуа Жако, не самая удачная адаптация романа Джеймса Хедли Чейза, в которой линию роковой любви куда-то дели, зато усилили тему литературы и ее наблюдений за жизнью. Один из главных героев «Времени дьявола» Лава Диаса – поэт. Героиня «Трех дней в Киброне» Эмили Атеф – кинозвезда Роми Шнайдер. «Свинья» иранца Мани Хагиги – о кинорежиссере. «Не волнуйся, он далеко не уйдет» Гаса Ван Сента – о художнике. В «Транзите» Кристиана Петцольда важнейшую роль играет поэтическая рукопись. Наконец, «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Грёнинга – это вообще о квинтэссенции всех гуманитарных наук, о философии. Формально о будущем философе, по факту – о восприятии философии вообще. Хотя секс тут тоже есть, чего уж там.
Вот это если и не всегда радикально по форме, зато по-настоящему актуально. О гуманитариях и прежде всего о филологах и философах сейчас пишут, как о представителях самых важных и востребованных профессий ближайшего будущего. Когда автоматизированные системы смогут справляться, допустим, в финансовом секторе, но нужны будут именно люди с особенным взглядом на мир, способные давать творческую оценку данным и формулировать идеи. Об этом говорят Билл Гейтс, владелец HDNet и HDTV cable network и миллиардер Марк Кьюбан, президент Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб и, например, президент Ирландии Майкл Хиггинс - в Ирландии философию теперь преподают в школах факультативно уже двенадцатилетним и задумываются о снижении «призывного возраста» и об обязательности предмета. Так Берлинале внезапно, может, даже неосознанно, задумался о том, о чем говорят футурологи.
Все это не отменяет секс, Упаси бог. Просто в мире есть и кое-что еще.
Материалы по теме
Берлин 2018: Возвращение насилия
20 февраля 2018 / Марина ЛатышеваБерлинале поставил зрителя в позицию жертвы – понравилось не всем.
КомментироватьБерлин 2018: Уиллем Дефо получил почетного «Золотого Медведя»
21 февраля 2018 / Редакция THR RussiaАктеру вручили награду за вклад в киноискусство – также он стал центральной фигурой программы «Оммаж» на Берлинале.
Берлин 2018: главный приз достался румынской картине
25 февраля 2018 / Редакция THR Russia"Довлатов" Алексея Германа-мл. и "Профиль" Тимура Бекмамбетова также получили награды.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: