Бернардо Бертолуччи: «Мы же знаем, что те, кто держат в руках камеру – вуайеристы»

Бернардо Бертолуччи: «Мы же знаем, что те, кто держат в руках камеру – вуайеристы»
Бернардо Бертолуччи на Римском кинофестивале.

Бернардо Бертолуччи встретили стоячими овациями во время его появления на международном кинофестивале в Риме, где он поделился историями о своей жизни и творчестве.

Один из пятерых ныне живущих «оскароносных» режиссеров Италии, получившую эту награду дважды, рассказал о том, сколько проблем у него было с компанией Paramount Pictures и об отказе Жана-Поля Бельмондо играть в «Последнем танго в Париже» (актер назвал фильм «непристойным»).

Бертолуччи объяснил также почему он с недоверием относится к цифровым технологиям. «HD выглядит чересчур четко» - сказал он, добавив, что кино должно быть больше похоже на картину импрессиониста. Бертолуччи признался, что все его фильмы объединяет одна философия – режиссер в них предстает вуайеристом. С «Двадцатого века» и «Последнего императора» до его последнего «Ты и я» он всюду пытался передать идею вуайеризма. В качестве иллюстрации Бертолуччи выбрал сцену из номинировавшегося на «Оскар» фильма «Конформист» 1970 года. В картине по роману Альберто Моравиа Жан-Луи Трентиньян играет Марчелло Клеричи, который от страха перед тем, что он не такой как все, становится фашистским агентом. В показанной сцене Марчелло возвращается в свой парижский отель и подглядывает за тем, как жена профессора (Доминик Санда) соблазняет его жену (Стефания Сандрелли).

Сцена из фильма "Конформист".

«Я выбрал эту сцену, потому что она поможет мне объяснить про вуайеризм – говорит Бертолуччи. – Трентиньян становится вуайером. Он прячется за дверями комнаты, подглядывает и, возможно, Доминик Санда видит его, но мы не можем быть в этом уверены. И вуайеризм интересует и интригует меня, потом что мы же все знаем, что те, кто держат в руках камеры – вуайеристы».

«Я использую этот термин не для того, чтобы осудить вуайеризм, - продолжил он. - Просто в это мгновение Марчелло являтся подглядывающим. И то же самое относится к съемкам камерой, особенно когда я подверг это долгому фрейдистскому анализу – я понял, что когда ты смотришь в камеру, это сродни подглядыванию в замочную скважину».

Бертолуччи сказал, что лучших режиссеров мировой величины можно назвать вуайеристами, например, повлиявшего на него в первую очередь Робера Брессона.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus