Бизнес на русских сериалах

Бизнес на русских сериалах
Генеральный директор Zoomby Светлана Горохова

THR.ru продолжает серию интервью с директорами легальных онлайн-кинотеатров. Бизнес-модели, взаимодействие с партнерами, попытка на месте пиратской вольницы создать цивилизованный рынок с рекламой или платой за просмотр видео. На этот раз мы разговариваем с генеральным директором Zoomby Светланой Гороховой о русских телесериалах, русских правообладателях и отсутствии спроса на «длинный хвост».

Ваш сервис в основном показывает русские сериалы по системе «вслед за эфиром». Почему это пользуется популярностью? Это контент, который и так доступен по телевизору, и тоже бесплатно.

За последнее время потребление телевидения несколько трансформировалось. Теперь зритель не хочет быть привязанным к жесткому расписанию телеэфира, а предпочитает сам планировать свое время, выбирая что, где и когда смотреть. И наш портал дает ему такую возможность. К тому же, после просмотра нового сериала пользователи часто остаются на Zoomby и выбирают для себя что-нибудь еще, например, хорошее кино. Помимо сериалов у нас есть библиотека качественных фильмов на любой вкус. А также широкий каталог детского контента, образовательные и развлекательные программы, новости и спорт.

О каком примерно количестве тайтлов мы говорим?

Всего на сайте представлено 27 тысяч единиц популярного видео, это более чем 18 тысяч часов просмотра.

А посещаемость?

По данным TNS в сентябре текущего года аудитория нашего ресурса составила 8,1 миллионов жителей России. А количество просмотров видео приблизилось к отметке в 44,5 миллиона в месяц.

Это много или мало для вас?

Сейчас мы являемся лидерами рейтинга онлайн-кинотеатров по охвату аудитории. С июня текущего года удерживаем первую позицию в Рунете. Это позволяет нам быть интересными для рекламодателя.

Вы все еще в инвестиционной стадии находитесь?

Да, но близки к уровню операционной окупаемости. При сохранении нынешних темпов развития компании и рынка, реализации всех наших планов, мы начнем приносить прибыль акционерам уже после первого квартала следующего года. Для этого мы запланировали мероприятия по развитию приложений Zoomby, повышению лояльности пользователей, расширению каталога контента.

Мейджорские библиотеки, американское кино у вас есть?

Что-то нам удается купить, что-то нет. Зависит от цены на рынке.

Но для вас это не очень важное направление?

Важное, но мы не делаем на это акцент. Для нас эффективность бизнеса в этом плане важнее.

Примерно каково соотношение, что люди смотрят?

Это может показаться неожиданным, но в первую очередь люди смотрят сериалы российского производства, в том числе те, которые одновременно транслируются в эфире «России1», НТВ, СТС. На них приходится 35% от общего количества просмотров на Zoomby. Популярными категориями также являются фильмы и мультфильмы (26,5% и 25% соответственно). Свою аудиторию имеют развлекательные передачи, шоу и новости.

А аудитория какая? Женщины за тридцать?

Ядро аудитории Zoomby - пользователи в возрасте 25-34 лет, при этом видеосервисом пользуются 51% женщин и 49% мужчин. Мужчины тоже любят смотреть сериалы — боевики и детективы. Кстати, сериалы НТВ смотрят, в основном, мужчины.

Скажите мне тогда, этот ваш контент — он, во-первых, есть на почти всех бесплатных онлайн-кинотеатрах, легальных и нелегальных. Почему человек должен прийти к вам, а не к вашим конкурентам или пиратам? Что у телебиблиотеки Zoomby - уникальное преимущество?

Мы собрали большое количество сериалов на одном портале. Мы ежедневно агрегируем контент десяти телеканалов, не говоря о продюсерских студиях. Пираты могут показать один сериал, легальный кинотеатр — другой. Но только у нас есть почти всё. В настоящее время в Рунете нет аналогичного видеоресурса, который бы собирал преимущественно ТВ-контент.

Первого августа был принят антипиратский закон. Вот уже три месяца прошло, и каких-то радикальных результатов не видно. Пиратские стриминговые сервисы как были, так и есть. Торрент-трекеры тоже никуда не делись. Вы видите эффект от этого закона? Вы предвидите его в будущем?

Исторически мы показываем только лицензионное видео, и, конечно, нам этот закон выгоден. При этом мы понимаем, что участники рынка начинают договариваться и играть по цивилизованным правилам. В эту сторону двигаются и социальные сети. И это хорошо. Просто слишком мало прошло времени, чтобы делать какие-то серьезные выводы. Мы пока только в начале пути.

Помните, как боролись с пиратскими кассетами и DVD? Сейчас все завалено легальными дисками.

И их никто не покупает.

Ну да, никто ничего не покупает, потому что время изменилось и способ потребления. Но сработало же. Если предложить зрителю альтернативу, он не будет воровать.

У всех легальных онлайн-кинотеатров и электронных книжных есть одна проблема. Пираты находятся в выигрышном положении из-за почти бесконечного размера своего каталога. Им не надо платить за библиотеки, поэтому мало того, что пользователь может в два клика найти новинку, он может в три клика найти редкое кино, спрос на которое невелик. Бороться с этим можно тоже бесконечным расширением каталога, на что у легальных кинотеатров не хватит денег никогда. Или радикальным изменением законодательства об авторских правах. А еще это никому на самом деле неинтересно, потому что такой запрос — на длинный хвост — он на самом деле очень низок.

Мы стараемся делать каталог разумного размера. А если желающий посмотреть тот или иной редкий фильм никогда не найдется? Какой смысл накапливать длинный хвост? Наша задача — заработать на показе видео, не больше и не меньше. Для этого нам нужен каталог достаточного объема. После определенного момента наступает критическая точка, когда расширение перестает быть выгодным.

А есть видео в вашем каталоге, которое не смотрят никогда? Или смотрят очень мало.

Бывает и такое. Это случается, когда мы договариваемся с правообладателем на «большой пакет», где может оказаться и популярное и непопулярное видео, известные и неизвестные киноленты.

Какое у вас соотношение пользователей в вебе и на Smart-tv?

Основная аудитория находится на сайте. Но доля просмотров приложения Zoomby на Smart-TV-телевизорах растет просто драматическими темпами. Это происходит из-за массового приобретения населением новых телевизоров с функцией Smart TV, на 94% из которых может быть установлено приложение Zoomby.

У вас нет соблазна перейти на платную модель, хотя бы на телевизорах? Это может быть полезно для каталога, правообладатели легче делятся премиальным контентом с платными сервисами.

В настоящее время мы частично используем платные возможности. Например, на мобильных приложениях есть платная услуга «Отказ от рекламы». Но мы оставляем пользователю альтернативу: воспользоваться услугой или нет, заплатить или нет. Переходить полностью на платную модель пока не планируем. Хотим оставить пользователям возможность смотреть любимые фильмы и телеконтент в хорошем качестве, легально и бесплатно.

Расскажите о ваших отношениях с правообладателями. Ваши коллеги неоднократно жаловались, что  с западными правообладателями сложно работать, они очень требовательные.

Да, непростые ребята.

А русские правообладатели, они попроще?

Я расскажу, в чем разница. У мейджоров есть свои четко сформированные стандарты взаимодействия. И сложно вносить изменения в их модели взаимодействия (если это не сделка сумасшедшего масштаба). У них есть свои шаблоны в том, что касается технологий, требований безопасности, от которых нельзя отступать, которым надо соответствовать. Я уже не говорю о ценах. У мейджоров цена сразу больше, потому что они бренд. Да, это непросто.С другой стороны, у мейджоров есть свой плюс: они гарантируют и сроки, и качество.

В свою очередь, российский правообладатель может и опаздывать со сроками, и давать видео неподходящего качества с плохой озвучкой, например. Да, с ним проще договориться. Да, он пойдет на твои условия. Но ты столкнешься с недоработками с его стороны. К сожалению, это российские реалии, и здесь они ничем не отличаются от любой другой сферы бизнеса. Но мы уверены, что постепенно ситуация изменится

Как на собеседованиях говорят: «кем вы видите себя через пять лет»? Что будет с  "Зумби" через год?

Мы направим работу на укрепление позиции лидера в секторе онлайн-телевидения. Будем поддерживать интерес наших зрителей к формату «Вслед за эфиром». Планируем увеличить количество мобильных приложений для пользователей, расширим список  производителей телевизоров с предустановленным приложением Zoomby. И, конечно, продолжим расширять видеокаталог.

Материалы по теме

  • Кристиан Мунджиу о влиянии Золотой Пальмовой ветви на карьеру, проблемах Православной Церкви и шансах на очередную победу

    19 мая 2012 / Скотт Роксборо

    Лауреат Золотой Пальмовой ветви рассказывает о том, как изменилась его жизнь после победы в Каннах в 2007-м, а также о своих ожиданиях от киносмотра на Лазурном берегу в этом году.

    Комментировать
  • Второй трейлер «Оза: Великого и Ужасного» (ВИДЕО)

    13 ноября 2012 / Илья Кувшинов

    Джеймс Франко отправляется в страну Оз в новой картине Сэма Рэйми, которая появится на экранах в следующем году.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Интервью» с Джеймсом Франко

    25 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Вечеринки, шпионские игры, стрельба из пулемета и песня Кэти Перри, звучащая в танке Ким Чен Ына, в новом фильме Сета Рогена и Джеймса Франко.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus