Дайте им «Оскары»: датская сказка, шоу трансвеститов и еще 7 достойных внимания картин

Дайте им «Оскары»: датская сказка, шоу трансвеститов и еще 7 достойных внимания картин
Кадр из фильма "В лабиринте молчания"

«Дерево» (Drevo), Соня Просенц

Девятилетний Вели катается по двору на велосипеде. Десять метров влево, десять метров вправо. Под колесами – мертвая ласточка. Ее нужно похоронить, и Вели делает это прямо во дворе. Так происходит изо дня в день. Он и его старший брат Алек сидят взаперти уже несколько недель. На улицу им нельзя. Что случилось в этой странной словенской семье, в которой пределы двора может покидать только мать Милена? Может дети – заложники родительского эксперимента, как в фильме «Клык» Йоргоса Лантимоса? Но у дебютантки Сони Просенц другой ответ. Во второй части фильма зрители видят флэшбэк и понимают, что мальчики – заложники ритуала кровной мести, который хотят осуществить соседи. Алек по ужасной случайности стал участником смертельного инцидента, и теперь опасность нависла над обоими братьями. При чем здесь дерево — можно узнать после просмотра фильма. Могу лишь сказать, что Вели одержим деревьями, он пытается вырастить во дворе на бесплодном песчаном грунте маленький сад.

«Бараны» (Hrutar), Гримур Хакорнарсон

Гумми и Кидди – два пожилых брата, которые не разговаривают друг с другом на протяжении сорока лет. Все богатство, которое у них есть – это стада баранов, которых они холят и лелеют, а также выставляют на конкурс красоты. Однажды Гумми замечает, что один из баранов Кидди как будто болен. Ужасное предположение подтверждают ветеринары: в деревне свирепствует вирус, и поголовье баранов во всех фермерских хозяйствах должно быть уничтожено (при этом утилизировать нужно даже сено!). Гумми сквозь слезы разрешает дезинсекторам убить своих баранов, однако в подвале прячет одного самца и несколько самок – для развода. А Кидди, тем временем, и вовсе отказывается убивать свое стадо. В 2015 году фильм победил на фестивале в Каннах в программе «Особый взгляд», и не зря. Это очень трогательная, порой комичная история, снятая в суровом исландском климате, где все жители деревни носят красивые вязаные свитера. В финале сюжет получит по-настоящему драматическое развитие с примирением братьев на фоне снежной смертельной вьюги.

«Детки» (Baby(a)lone), Донато Ротунно

Люксембургские фильмы не так уж часто фигурируют на европейской фестивальной карте. Однако «Детки» - это особый случай. Позаимствовав название фильма у Ларри Кларка, Донато Ротунно рассказывает об обычном подростке, которого собираются отправить в спецкласс. Мальчик избил одноклассника, который оскорблял его мать, работающую в секс-чате. Однажды он знакомится с Ширли – у нее розовые волосы, гранж-макияж, и она тоже избила одноклассницу, обзывавшую ее шлюхой. Как будут дальше развиваться события у этой невезучей пары школьников? Во что превратятся «чудесные школьные годы»? Только хороших событий в этой драме ожидать не стоит.

«Стойкий» (De standhaftige), Лиза Олин

В 2009 году в Афганистане Томас подорвался на мине. Очнулся он в больничной палате без обеих ног. Посттравматический синдром быстро дал о себе знать. Безнадежное положение Томаса усугубляется депрессией и внезапными вспышками агрессии. Он обижает даже самых близких людей, например, собственную мать, пришедшую навестить его в день рождения. Но однажды в реабилитационном центре он знакомится с балериной Софи, у которой смертельно больна близкая родственница. У девушки тоже сложный период в жизни, но встреча с изувеченным солдатом помогает ей найти новый смысл. Для Томаса же это – просто спасение. Датская режиссерша Лиза Олин, похоже, вдохновилась сказкой своего легендарного земляка Ганса Христиана Андерсона и сделала современный ремейк «Стойкого оловянного солдатика».

«В лабиринте молчания» (Im Labyrinth schweigens), Лукас Мико

 Фильм о том, какие события привели к «освенцимским процессам» 1960-х. В 1958 году во Франкуфуре-на-Майне молодой прокурор Йохан Радман сталкивается с делом, которое способно стать главным в его карьере. В одной из школ спокойно работает и учит детей бывший эсесовец Алоис Шульц. Ниточка за ниточкой Радман распутывает это дело и приходит к ужасающему открытию: почти все его знакомые – это бывшие жертвы концлагерей или нацистские преступники. Он ссорится со своей девушкой, чей отец был гитлеровцем, но вскоре также узнает страшную правду о собственном отце и коллеге. Немецкий режиссер Лукас Мико снял фильм скорее в голливудских традициях, чем в стиле отечественной «берлинской школы», однако ему хорошо удалось передать отчаяние молодых немцев, открывающих для себя правду о недавнем прошлом страны.

«Навыки взрослой жизни» (Adult life skills), Рейчел Тьюннард

В коллекции забористых драм – редкое явление: нежная девичья комедия, британская «Фрэнсис Ха». Фильм дебютантки Рейчел Тьюннард о 29-летней Анне, живущей в смешном деревянном сарайчике неподалеку от родного дома. На досуге Анна развлекается тем, что снимает самодельные мультфильмы с участием собственных пальцев и выкладывает их на сайт покойного брата-близнеца. С мамой Анна общается исключительно по бэбифону, а также  постоянно опаздывает на работу, куда ездит на маленьком велосипеде. Фильм о нелегком взрослении и взгляде на этот процесс со стороны. Необязательно же девушкам в возрасте под тридцать заводить семью и детей, если еще хочется немного пожить своими инфантильными увлечениями?

«Вива» (Viva), Пэдди Брэтнек

Ирландский режиссер Пэдди Брэтнек снял фильм о жаркой Кубе. Здесь живет молодой парикмахер по имени Хесус. Все его окружение – это геи или трансвеститы, которые выступают в кабаре. Хесус делит квартиру с подругой, которая часто просит парня погулять на улице, чтобы использовать апартаменты для собственных свиданий. После одного такого случая Хесус, у которого нет ни семьи, ни близких, решает, что у него тоже в жизни должна быть отдушина. Он пробует себя в шоу трансвеститов, придумав себе благозвучное имя Вива. Но не все так гладко на пути к сердцу зрителей. Фильм по жанру ближе всего к музыкальной мелодраме, а также отсылает к «Турне» Матье Амальрика.

«Аферим!» (Aferim!) Раду Жуде

Фильм-призер Берлинале 2015, удостоившийся «Серебряного медведя» за режиссуру. В центре сюжета – Румыния девятнадцатого века. Полицейский Констандин с сыном отправились на поиски беглого цыгана, которого барин обвиняет в прелюбодействе со своей женой. В длинном путешествии им придется столкнуться с разными людьми, побывать в разных деревнях и на ярмарках. Черно-белый истерн, снятый в манере театрального балагана, наполнен множеством разговорных шуток и горькой иронии. Цыгане – самый бесправный народ Румынии, и Раду Жуде проштудировал много исторической литературы, чтобы снять этот фильм. Осторожно, в картине есть сцены жестокого насилия и пыток.

«Тысяча и одна ночь. Том второй. Опустошенный» (As mil e uma noites – Volume 2, O desolado), Мигель Гомеш

Мигель Гомеш, пожалуй, - главный современный режиссер Португалии (после недавней смерти Мануэля ди Оливейры). В 2012 году потрясший синефилов стильным пронзительным фильмом «Табу», спустя три года он снял новую шестичасовую картину «Тысяча и одна ночь». Раздел второй. Опустошенный» попал в оскаровский лонг-лист минувшего года. Фильм, посвященный бедственному положению португальцев в 2013-2014 годах, которые стали заложниками правительственной программы жесткой экономии, сделан в структуре багдадской сказки о Шахерезаде. В «Опустошенном» зритель увидит три больших истории и множество маленьких. Герои этой части – бандит Симао по прозвищу «Без кишок», судья, расследующая череду взаимосвязанных преступлений, дружелюбная собака Дикси и цепочка ее хозяев, сменяющих друг друга. Фильм получился не менее трогательным, чем «Табу», и не более лирическим, чем «Наш любимый месяц август» (2008), оставаясь при этом камерным многожанровым экспериментом.

Материалы по теме

    Система Orphus

    Комментарии

    comments powered by Disqus