Дени Вильнев представил в Москве «Бегущего по лезвию 2049»

Дени Вильнев представил в Москве «Бегущего по лезвию 2049»
Дени Вильнев в Москве

Дени Вильнев прилетел в Москву, чтобы рассказать о фильме, который никто не видел и о котором ничего нельзя рассказывать. «Я впервые работаю в режиме такой секретности и не очень понимаю, как строить беседу, - смеется режиссер. – Конечно, если бы вы посмотрели фильм целиком, у нас с вами сложилась полноценная беседа, так что извините». Правда, накануне визита режиссера журналистам показали крошечные отрывки из фильма, чтобы хоть как-то окунуться в атмосферу сиквела – но рассказывать про увиденное все равно запрещено. Студия боится спойлеров настолько, что отказалась даже показывать картину на крупнейших кинофестивалях.

Тем не менее, приглашенному в качестве ведущего критику Антону Долину удалось провести некое подобие дискуссии – в конце концов, общие-то вопросы и ответы можно озвучивать! Долин напомнил, что Вильнев, режиссер психологических триллеров (вспомним «Пленниц» и «Врага») внезапно снял научно-фантастический экшен «Прибытие». Более того, когда «Прибытие» выходило в прокат, Вильнев уже заканчивал «Бегущего по лезвию 2049» - то есть у него уже состоялся опыт погружения в фантастику. Готовился он к этому всю жизнь, всегда хотел снимать сай-фай, или же это неожиданный новый поворот в карьере?

Дени Вильнев в Москве

«Оба варианта, - говорит Вильнев. – Я вырос на научной фантастике, читал очень много европейских и американских романов. Научная фантастика для меня похожа на состояние сна. Это очень динамичный интеллектуальный жанр, очень кинематографичный: можно делать интеллектуальные или жесткие фильмы, исследовать очень интересные темы. Я всегда хотел снимать такие фильмы, но за свою карьеру заметил, что, к сожалению, есть не так много хороших научно-фантастических картин – в основном они выглядят как b-movie. Очень сложно найти хорошую историю. Когда прочитал рассказ "История моей жизни", который лег в основу "Прибытия", то почувствовал, что это первая сильная история, которую я хочу снимать».

Дени хорошо помнит, как впервые посмотрел «Бегущего по лезвию» еще подростком. «Я ведь из маленького городка из Канады, тогда еще не было никакого интернета,  связь с миром была через газеты, так что я не знал, что критики приняли фильм прохладно и какую кассу он собрал – так что был просто потрясен фильмом. Я сначала посмотрел "Космическую Одиссею" Кубрика, потом – "Бегущего по лезвию", и это – настоящее произведение искусства с очень сильной эстетикой. Конечно же, он повлиял на меня. Но если бы мне сказали, что когда-нибудь я сниму сиквел "Бегущего по лезвию", я рассмеялся бы ему в лицо. Я и сейчас просыпаюсь с мыслью: боже, что я сделал?»

Режиссера попросили рассказать, о чем хотя бы примерно его новый фильм, что там за герои, и как изменился мир «Бегущего по лезвию» за эти годы? «Это было сложной задачей – представить будущее мира исходного фильма. Мы работали с Хэмптоном Фанчером и пытались придумать, куда этот мир мог бы развиться. Первый фильм происходит в 2019 году, и многое из показанного стало пророческим, но есть и то, что не сбылось. Поэтому нам пришлось придумать альтернативную реальность 2049 года. Мы решили, что климат ухудшился, мир стал жестче, экономика рухнула, общество на грани распада, экономика планеты находится в режиме выживания – очень мало ресурсов осталось, распалось большинство стран, и теперь это мир огромных городов, в которых сосредоточена вся жизнь, и Лос-Анджелес – пример такого города».

В показанных прессе отрывках частенько фигурировало слово «блэкаут» - и становилось понятно, что в мире будущего произошло некое событие, которое привело к катастрофе и разделило историю на «до» и «после». Что это такое? «Это событие произошло сразу после первого фильма. Некий электромагнитный импульс, который разрушил цифровые данные на планете, - поясняет режиссер. – В 2049 году больше нет опоры на цифровые данные, мы вернулись к аналоговому миру. Это очень хороший момент для детективной истории: герой Райана Гослинга ищет улики не в Гугле, а в реальном мире».

Вильнев также подчеркнул, что пытался найти баланс между опорой на первый фильм и самостоятельностью. Антон Долин высказал предположение, что молодая публика заскучает на оригинальном «Бегущем по лезвию» из-за его медлительности, но режиссер с ним не согласился. «Я недавно смотрел этот фильм в компании молодых зрителей, и их реакция была мощной. Посмотрите первый фильм, он ничуть не потерял своей силы – не устарел, не утратил актуальности, а спецэффекты все еще на уровне». Вильнев говорит, что, конечно, его картину можно смотреть и как самостоятельное произведение, но если мы посмотрим или пересмотрим оригинал, то наше впечатление от сиквела будет сильнее.

Дени Вильнев в Москве

Рассказал режиссер и про новых героев картины – Райан Гослинг, напомним, играет такого же Бегущего, как и Харрисон Форд, и он занят поисками пропавшего Декарда. Можно ли считать героя Гослинга художественным наследником Декарда? Что между ними общего и разного? «Они оба – Бегущие по лезвию. В новом мире эта работа еще сложнее и жестче. На планете все еще есть репликанты, которых надо найти и уничтожить. Конечно, технологии развивались, репликантов теперь контролируют с помощью срока жизни, контролируют их память и личность – но все равно есть репликанты, которые живут дольше и бесконтрольно, так что работа Бегущего осталась. Но она стала тяжелее, потому что из-за блэкаута мы потеряли архивные записи личных дел репликантов, и найти их стало сложнее. Мне было важно, чтобы у обоих персонажей Гослинга и Форда было ощущение изоляции, одиночества, кризиса личности – чтобы они не совсем понимали, кто они, и пытались найти ответ на этот вопрос. И чтобы оба они не умели любить».

Что касается персонажа Джареда Лето, загадочного производителя репликантов Ниандера Уоллиса, то эта роль изначально была написана для Дэвида Боуи. Но, к несчастью, музыкант ушел из жизни, и Вильневу пришлось начать поиски актера с такой же харизмой – «который мог бы привнести поэзию в характер героя». Убедить Джареда Лето согласиться на эту роль было несложно: он давний фанат «Бегущего по лезвию» и очень хотел сниматься в фильме. «Это очень интересная роль, с большими шекспировскими монологами и сочными диалогами. Конечно, их непросто передавать в  кадре, но Джаред великолепно справился с этой работой. Я слышал много баек про то, как он работает на площадке – все эти истории с Джокером и крысами, которых он дарил коллегам. У него репутация эксцентричного актера, так что я немного боялся с ним работать. Но Джаред проявил невероятный подход к роли. Его герой слепой – и Джаред решил, что будет играть так, как будто бы сам ослеп. Он носил специально покрашенные линзы, в которых действительно ничего не видел, общался со слепыми людьми, чтобы изучить их манеру поведения. В итоге Джаред Лето не видел ни команду, ни площадку – пришел и работал по-настоящему вслепую. Он создал удивительный образ».

В показанных отрывках журналисты заметили много отсылок к русской культуре и русскому языку. Всех взбудоражило слово «целина» и голограмма балерины со словами «Product of СССР». «Было очень круто придумать альтернативную реальность мира будущего, у нас была полная свобода, - говорит Вильнев. – Я решил, что будет другая геополитика, мир станет более космополитичным, и русской культуры в США будет больше, равно как и влияния Восточной Европы. Я все это почувствовал, когда читал Филипа Дика».

Также режиссер признался, что не любит компьютерные эффекты, поэтому максимально старался снимать в декорациях и с миниатюрами. «Я очень верю в настоящие вещи. Компьютерные эффекты, конечно, помогают создать мир, но они не должны быть базой. Мы с оператором Роджером Дикинсом сразу решили, что воссоздадим как можно больше настоящих объектов, в которых актеры смогут жить и которые смогут потрогать. Понимаете, когда снимаешь на зеленом экране, то находишься в мире, который как бы заранее запрограммирован. У тебя есть определенные углы съемок, определенная последовательность, все зафиксировано компьютером. Я не люблю так снимать. Я люблю следовать за интуицией актера, мне необходимо импровизировать с камерой, экспериментировать на съемочной площадке с актерами и получать что-то живое. Конечно, у нас в фильме много компьютерной графики, но она используется не для того, чтобы воссоздать реальность, а чтобы ее удлинить и расширить. Все, что было в центре кадра, мы старались сделать максимально реалистичным. Важно было еще соединить это с первым фильмом: мы должны были выстроить модель Лос-Анджелеса, и когда я увидел на площадке все эти небоскребы, для меня это было чем-то фантастическим. Благодаря этому мы также смогли использовать настоящий дым, дождь, снег – Роджер мог играть со всеми этими элементами, чтобы создать нужный ему свет, что было бы невозможно сделать с компьютерной графикой».

Конечно же, всех интересовал вопрос, как Вильнев общался с Ридли Скоттом и Харрисоном Фордом – культовыми фигурами для мира «Бегущего по лезвию». Выяснилось, что снимать сиквел Дени согласился на нескольких условиях, одно из которых – благословление сэра Ридли лично. «Я встретился с ним и попросил у него совета. Он объяснил мне все источники первого фильма, показал все источники вдохновения "Бегущего по лезвию", поделился кучей знаний, но добавил: "Это – твой фильм, твоя ответственность. Если есть вопросы – я помогу, но во всем остальном ты свободен, снимай свое кино". Это был очень важно для меня, я бы не смог снимать фильм, если бы сэр Ридли стоял у меня над душой и проверял каждое действие. Так что если фильм провалится, знайте – это моя вина, а не Ридли Скотта! Он мне очень доверился, за что я ему ужасно благодарен. Что касается Харрисона Форда, я не мыслил кино без него, он был мне очень нужен, чтобы показать, как изменился его персонаж за 30 лет. Это было мое второе условие – чтобы Харрисон Форд снимался в моем фильме и чтобы это было творческое сотрудничество. Только благодаря такому сотрудничеству мы смогли создать персонажа. Ридли Скотт меня вдохновил и благословил, и всегда помогал, когда мне была нужна поддержка, а Харрисон Форд очень активно участвовал в создании персонажа».

 «Бегущий по лезвию 2049» выходит в российский прокат 5 октября.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора