Дэвид Линч: «Искусство жить»

Дэвид Линч: «Искусство жить»

В российский прокат выходит документальная лента-проект о легендарном режиссёре, художнике и музыканте «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве». Главным автором проекта выступил Джон Нгуйен, а актёр всего один – сам Дэвид Линч.

Линч решил пройтись по своему детству и юности и понять, как же он стал тем, кого знает весь мир. На протяжении всего фильма все, что он делает - пишет картину, рассуждая перед микрофоном в компании сигареты о своей жизни до того, как ему в голову пришла светлая идея о «движущейся живописи со звуком».

Любящая семья, проблемы в школе и «весь мир лишь в паре кварталов» - так началась жизнь автора «Твин Пикса» и «Дюны». Уже в старших классах он начал вести тройную жизнь: для родителей, друзей и искусства. «Я боялся, что один мой мир узнает о втором, поэтому никогда не сводил их вместе», - признается сам Линч. В 17 будущий режиссёр крепко повздорил с отцом, последний буквально выставил сына из дома. Линч был опустошен, но решился рассказать все Джеку Фиску, достаточно известному художнику того времени, который, в свою очередь, позвонил отцу Линча и сказал, что его сын нашел настоящее призвание.

После школы в его жизни был Бостон, Нью-Йорк и даже Австрия, где Линч с другом решили учиться у одного из главных экспрессионистов эпохи – Оскара Кокошки. Но затем Дэвид очутился в Филадельфии, городе, который навсегда изменил его жизнь. Там он женился, там у него родилась дочь, а главное, - там он стал настоящим художником. «Мне нравилась Филадельфия того времени, вокруг были креативные люди, которые хотели творить и учиться», - вспоминает Линч.

В Филадельфии же он стал и настоящим режиссёром. «Однажды я сидел в своей маленькой коморке в Университете. Я как раз закончил что-то писать. Откинулся на стуле, закурил. Я долго смотрел на свою картину, думал, а потом, клянусь, детали на холсте стали двигаться. Тогда-то я и понял, чем хочу заниматься».

«Алфавит» - первое творение Линча, которое он снял на камеру. В нём всего один актёр, его первая жена Пегги, а мотив короткометражки был навеян детской считалочкой. Получилось, конечно же, не для детей, что можно объяснить влечение Линча ко всему мрачному с раннего детства. В юности, кстати, он часто ходил в морг. Поглазеть.

После бурного старта началась жизнь. Нет, Линча не стали звать именитые продюсеры или студии, его семья еле сводила концы с концами, поэтому ему пришлось устроиться на работу в печать. «Я работал каждый день по сменам, тогда у меня было ощущение, что из меня высосали всё счастье, которое уже не вернётся». От нечего делать Линч отправит заявку на грант в Американский институт кинематографистов, а уже через несколько месяцев получит в своё распоряжение «бывшую конюшню» для первого полнометражного фильма – «Голова-ластик».

Авторы фильма не только засняли мастера, что называется, в творческом процессе, но порадовали нас и архивной хроникой, и великим множеством рисунков за подписью Дэвида Линча. Картины Линча сложно описать: они словно мосульская плотина, которая в любой момент может прорваться и затопить мыслями сотни тысяч людей. Многие посчитают фильм скучным, многие монотонным, многие унылым и однообразным, но будут и те, для кого он станет руководством к тому, как надо жить.

Дэвид Линч прожил всю жизнь в искусстве и не устает продолжать: 22 мая выходит долгожданное продолжение легендарного «Твин Пикса».

«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» / David Lynch - The Art Life / США, 2017 / Режиссёр: Джон Нгуйен / В ролях: Дэвид Линч / В российском прокате с 13 апреля / «Артхаус»

 

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus