Два мира — два Де Ниро

Два мира — два Де Ниро
Роберт Де Ниро

Какими бы успешными ни были комедийные фильмы с Робертом Де Ниро — а среди них есть и настоящие хиты, — публика очевидно соскучилась по его ролям из разряда великих. Актер снялся в десятке классических картин, которые изучают во всех мировых киношколах. Но в пятерке самых кассовых фильмов с его участием все равно красуются комедии, которые на корню размывают его прежний образ, — две части франшизы «Знакомство с Факерами» и «Анализируй это», где актер сыграл чувствительного гангстера под надзором психоаналитика, откровенную пародию на свои лучшие роли.

Де Ниро начал свою карьеру с 50 долларов за участие в «Свадебной вечеринке» Брайана Де Пальмы, а в нулевые получал по 20 млн за фильмы про Факеров: «В комедиях сниматься легко — пришел на съемочную площадку и часок поорал на Билли Кристала» — вряд ли в этом шуточном заявлении актера содержится ответ на вопрос, зачем ему это надо. В каком-то смысле траектория его движения вниз, к незатейливому развлекательному кино, закономерна: если начал с шедевров, то планка изначально была выставлена выше некуда, и дальнейшее развитие актерского потенциала Де Ниро предполагало разве что прорыв в космос.

Перелом произошел где-то в нулевых — карьера актера отчетливо делится на «до и после» и легко подпадает под определение «два мира — два Де Ниро». Тогда, после восьми совместных проектов, Мартин Скорсезе нашел себе другого любимого актера — Леонардо ДиКаприо. По старой памяти режиссер продолжал звать Де Ниро в свои новые картины, но что-то все время не срасталось. «Банды Нью-Йорка» (2002) предполагали съемки в Европе, куда актер, по слухам, был не ездок из-за опасений снова засветиться в расследовании старого дела о проституции. Сниматься в «Отступниках» (2006) он тоже отказался, поскольку был на тот момент слишком увлечен собственным режиссерским проектом.

Журналисты создали ему своего рода алиби: писали, что после катастрофы 11 сентября, которую Де Ниро наблюдал воочию, он начал сниматься в недостойных его уровня фильмах, чтобы собрать деньги на восстановление части Нижнего Манхэттена, разрушенной терактом. Уже в 2002-м дело дошло до «Золотой малины» за фильм «Шоу начинается». А в 2003-м у Де Ниро был диагностирован рак предстательной железы. И хотя врачи обещали полное выздоровление, мысль о быстротечности жизни будто подстегнула актера работать больше — то есть без разбору соглашаться на откровенно слабые предложения.

Самое обидное разоблачение его легенды случилось в 2008-м, когда он сошелся в одном кадре с Аль Пачино во второсортной полицейской драме «Право на убийство». Их персонажи не встречались в одном кадре ни во втором «Крестном отце», ни в «Схватке», где Майкл Манн снимал их диалог «восьмеркой». Казалось, что, когда они наконец окажутся лицом к лицу, экран просто расплавится, а в итоге две актерские глыбы попали в руки неумелого постановщика...

Огромный потенциал Де Ниро теперь растрачивается на однообразные проекты из цикла «бывали когда-то и мы рысаками». Вроде «Starперцев» (2013) или «Забойного реванша» (2013), где он и Сталлоне будто специально ставят на кон свои легендарные роли. По сути, это Рокки бьется против Джека Ламотты (героя «Бешеного быка». — THR), но экранный результат выглядит как откровенная травестия. Которая, впрочем, скорее забавляет Роберта Де Ниро, не забронзовевшего на своих лучших ролях. И все же деконструкция прежнего образа — дело рискованное. На этом пути ему осталось сыграть разве что смешного таксиста в каком-нибудь десятом продолжении франшизы Люка Бессона.

«На данном этапе моей карьеры не бывает такого, чтобы после кастинга мне позвонили и сказали: «Вы нам не подходите», — хвастается актер. Еще бы: заполучить Де Ниро — все равно что отхватить редкий инструмент с широчайшим диапазоном, на котором можно сыграть что угодно. Только вот последнее время все чаще играют на этом сокровище «собачий вальс». То же можно сказать и об индустрии в целом — не секрет, что в нулевые голливудская махина сознательно переориентировалась на кино для подростков, отдав «взрослые» драмы и серьезные сюжеты на откуп телевидению.

Выдающемуся актеру Де Ниро просто не хватает материала — драмы, которая была бы ему по плечу. Равновеликие ему Дастин Хоффман и Аль Пачино, кажется, нашли выход из ситуации и снялись в сериалах. Что касается Де Ниро, то на его горизонте наконец замаячил опытный постановщик Дэвид О. Расселл, работа с которым уже принесла актеру номинацию на «Оскар» (за картину «Мой парень — псих»). Осталось только дождаться, когда вместо эпизодических ролей Расселл даст ему главную.

Материалы по теме

  • Сэм Рэйми привез страну Оз в Москву

    26 февраля 2013 / Илья Кувшинов

    В среду 27 февраля режиссер вместе с актерами Джеймсом Франко, Милой Кунис и Мишель Уильямс представил в столице свою новую работу – фэнтези «Оз: Великий и Ужасный».

    Комментировать
  • Кто назначил мента богом?

    30 декабря 2013 / Семен Кваша

    Сразу после Нового года в прокат выходит «Быстрее, чем кролики» - очередной фильм «Квартета и», похмельное и посмертное путешествие в голову немолодого мужчины.

    Комментировать
  • Круглый стол THR с актрисами из сериалов: «Молоко из моей груди потекло прямо на Джорджа Клуни. Было неловко»

    24 июня 2014

    Клэр Дэйнс («Родина»), Джулианна Маргулис («Правильная жена»), Вера Фармига («Мотель Бейтсов»), Сара Полсон («Американская история ужасов»), Джессика Паре («Безумцы») и Кери Рассел («Американцы») рассказали THR о сумасшедших фанатах, откровенных сексуальных сценах и принесенных ради ролей жертвах.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus