Эффект присутствия: В чем прелесть звуковой системы Dolby Atmos

Эффект присутствия: В чем прелесть звуковой системы Dolby Atmos

Этот материал был опубликован в третьем номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». Мировой дебют технологии Atmos состоялся в конце апреля на выставке CinemaCon. Более подходящее место для громкого анонса придумать трудно — на самом авторитетном кинотеатральном форуме в Лас-Вегасе ежегодно собираются монстры индустрии не только из Голливуда, но и из крупнейших европейских и азиатских студий. Именно им и предназначалась демонстрация принципиально новой звуковой системы, которую инженеры Dolby долгое время разрабатывали в обстановке абсолютной секретности. Голливудские продюсеры и супервайзеры спецэффектов — публика непростая. Чем можно по-настоящему удивить людей, которые по долгу службы сами каждый день создают сказки и иллюзии? По свидетельству очевицев, главной «фишкой» Atmos стали вертикальные акустические эффекты. Например, во время сцены с тропическим ливнем у многих присутствовавших на презентации возникло отчетливое ощущение, что в следующий момент вода польется прямо им на голову. Так что Dolby сумела заинтриговать даже самых требовательных зрителей на свете.

Одним из первых, кому удалось близко познакомиться с новой системой, стал Эрик Аадал. Известный звукорежиссер, недавно номинировавшийся на «Оскар» за создание звуковой дорожки к третьей части «Трансформеров», высказался по поводу новой системы крайне комплиментарно: «Я думаю, это самый большой прорыв в звуковых технологиях за все время моей работы в кино». С момента появления первой звуковой дорожки кинотеатральный звук уверенно двигался по пути увеличения количества каналов. Когда кино стало звуковым, голоса актеров, шумовое оформление фильма и музыка звучали точно из центра экрана. Затем наступила долгая эпоха стерео, в которую по бокам зала стали устанавливать еще две акустические системы, сделавшие звуковое поле более объемным. Затем разработчики пошли еще дальше — они решили, что звук в кино должен приходить к зрителям не только спереди, но, как и в реальной жизни, окружать их со всех сторон. Сказано — сделано: динамики стали расставлять по всему периметру залов, однако поначалу все задние и боковые колонки были подключены к одному единственному каналу воспроизведения. Такая схема действительно вызывала у зрителей ощущение объема, но определить положение источников звука в пространстве они не могли даже приблизительно. Затем, чтобы сделать звуковые образы более ощутимыми и конкретными, решено было разделить сурраунд-окружение на правую и левую части — так появился хорошо знакомый всем формат 5.1. Единица в его названии означает, что помимо пяти полноценных каналов он предусматривает отдельный сигнал для подключения низкочастотного динамика, так называемого сабвуфера. На данный момент именно по формуле 5.1 создаются саундтреки для подавляющего большинства фильмов, ну а самым распространенным стандартом кодирования звука стал Dolby Digital (DD). Его дебютом считается вышедший в 1992 году фильм Тима Бертона «Бэтмен возвращается». Главная заслуга создателей DD заключалась в том, что они сумели придумать способ упаковки и хранения шести каналов аудиоданных не только на электронных носителях, но и на кинопленке, для которой даже запись стерео в свое время считалась нелегкой технической задачей. Казалось бы, звукорежиссеры наконец получили возможность погрузить зрителей в действительно правдоподобную звуковую атмосферу, но не тут-то было. Режиссеры и саундпродюсеры всегда болезненно относились к техническому несовершенству изобразительных средств, поэтому, как следует освоив возможности пятиканального окружения, они стали находить все больше поводов для его критики. В основном жаловались на невозможность четкого разделения задних и боковых участков звукового поля. Нетрудно догадаться, что в рядах недовольных в первую очередь оказались создатели блокбастеров — именно им требуется максимально широкий набор средств эмоционального воздействия и именно они готовы оплатить любые инновации, если те заставят зрителя лишний раз прийти в кинотеатр, чтобы снова пережить необычные ощущения. Спрос, как известно, рождает предложение, так что кинотеатральный звук с полным разделением боковых и задних каналов просто не мог не появиться. Система его кодирования получила название Dolby Surround 7.1, а первым фильмом, саундтрек которого изначально был записан в новом формате, стала вышедшая в июне 2010 года «История игрушек 3». Казалось бы, у инженеров появилось время передохнуть и дать шанс киношникам распробовать новые возможности. Но всего через пару лет после дебюта прогрессивного и невероятно продвинутого стандарта Dolby недвусмысленно дает нам понять, что он устарел. Можно себе представить реакцию владельцев студий и кинотеатров, которым в очередной раз светят все прелести дорогостоящего апгрейда звуковой аппаратуры!
Однако ирония в том, что затея с новым форматом по большей части направлена именно на упрощение создания фонограмм и оптимизацию расходов прокатчиков. Кроме того, еще на этапе разработки Surround 7.1 специалисты Dolby осознали — сколько бы новых каналов озвучки они ни предложили, аппетиты саундпродюсеров будут только расти. А раз так, то из сложившейся ситуации нужно искать какой-то действительно нетривиальный выход. И по возможности быстрее — пока чехарда форматов окончательно не запутала зрителей, а непомерные расходы на апгрейд звукового оформления не отбили у кинопрокатчиков желание участвовать в нескончаемой «гонке вооружений». Идея максимально детального и объемного воспроизведения звука в залах с разным количеством и качеством акустических систем в конечном итоге привела к созданию Atmos. Название намекает на «атмосферную» прозрачность, объемность и натурализм звуковой сцены. Правда, немного настораживает, что похожие слова уже звучали на презентациях систем 5.1 и 7.1. На самом деле принципиальное отличие новой технологии Dolby от предшествующих систем окружающего звучания заключается в том, что звуковое сопровождение фильма теперь можно создавать вообще без оглядки на число каналов кинотеатральной акустики. Иными словами, количество каналов может колебаться в пределах от одного до 64-х, и в любом случае все установленные в зале колонки будут использованы с максимальной эффективностью. Теперь, продумывая саундтрек новой ленты, звукорежиссеру больше не нужно прикидывать, окупятся ли время и деньги, потраченные на сведение микса в 7.1, или стоит ограничиться более демократичным, хотя и менее эффектным пятиканальным форматом. Соответственно, упрощаются и задачи дистрибьюторов, которым не придется постоянно отслеживать оснащение кинотеатров и заботиться о совместимости звуковой дорожки в копии фильма с аппаратурой, установленной в каждом конкретном зале. Что касается зрителей, то они получают шанс не просто ощущать некое полуабстрактное звуковое окружение, но и четко отслеживать положение звуковых образов в пространстве.

Материалы по теме

  • Кассовая веха: «Мстители» заработали $1,5 млрд.

    01 сентября 2012 / Илья Кувшинов

    Супергеройская лента Джосса Уидона – третий самый кассовый фильм в истории.

    Комментировать
  • Тимур Бекмамбетов снял новую короткометражку

    10 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер, снявший для компании «Донстрой» ролик, не считает его обычной рекламой.

    Комментировать
  • Саймон Пегг напишет новый сценарий «Стартрека»

    22 января 2015 / Редакция THR Russia

    Британскому комику в этом поможет один из создателей сериала «Под прикрытием» Даг Джанг.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus