«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2». На последнем дыхании

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2». На последнем дыхании
Постер фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2 "

Дженнифер Лоуренс — главная актриса планеты #прямосейчас. В прошлом году ее назвали самой влиятельной артисткой Голливуда, ее равно счастливы заполучить создатели независимого и самого что ни на есть коммерческого кино, она, как Скарлетт Йоханссон начала нулевых, — объект всеобщего обожания. Только, в отличие от Скарлетт, она спортивная, подтянутая и уже с «Оскаром». Информация о том, что Лоуренс поначалу отказывалась от роли в «Голодных играх», кажется сегодня далекой и не совсем правдоподобной легендой. Хотя с тех пор прошло всего-то пять лет… И дело обстояло именно так.

В те времена будущая Китнисс Эвердин была лишь перспективной старлеткой — одной из десятков, если не сотен. А рассуждала она приблизительно так: у фильма, основанного на национальном бестселлере Сьюзен Коллинз, имеются отличные шансы стать коммерческим хитом, вот только превращаться в звезду блокбастера особо не хочется. «Я была довольна своей жизнью и не желала, если честно, что-то менять, — вспоминает актриса. — В воображаемом будущем, которое я всегда себе рисовала, я была обычной заботливой мамочкой, которая отвозит своих детей в школу за рулем минивэна, как это делала моя мать. Это будущее никак не вязалось с участием в крупной франшизе».

И все-таки она согласилась. И стала суперзвездой — супердевушкой, главной героиней мегаблокбастера. Если гонорар Лоуренс за первый фильм франшизы составил всего $500 тыс., то уже за вторую часть ей заплатили $10 млн — то есть в 20 раз больше!

Студия-производитель Lionsgate могла себе позволить увеличение расходов без лишних хлопот: бюджет первой картины окупился в прокате пять раз. Фильм, выпущенный студией, которая не входит в «большую шестерку» мейджоров, впервые заработал более $400 млн, а общие сборы уже вышедших трех частей составили два с лишним миллиарда! Компания Lionsgate на пару с Дженнифер Лоуренс скакнула на новый уровень.

Тем удивительнее, что речь идет о подростковой франшизе, в основе которой лежит политическая аллегория. Другие популярные киносаги последних 15 лет — «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Сумерки» — замешаны на материале гораздо более легком. На романах о приключениях, взрослении, воспитании чувств. В то время как «Голодные игры» — учебник по гражданской сознательности, азбука политики и пропаганды, разбор новых медиа. Однако в «Голодных играх» можно увидеть все слагаемые успеха у подростковой аудитории — самых благодарных зрителей антиутопий.

Здесь есть и постапокалиптическое будущее, которое в иные моменты так напоминает настоящее, и разде- ление мира на элиту (в дизайнерских нарядах) и пролетариат (в чем-то сером), и садистская битва между тинейджерами за выживание на потеху богатым, и, главное, прекрасная воительница. Писательница Сьюзен Коллинз придумывала центральную героиню по образу и подобию Жанны д’Арк. Но всем очевидно, что Огненная Китнисс, эта дева революции, не даст себя уничтожить самому оруэлловскому из государств.

Любая приличная антиутопия про тоталитаризм — это всегда отсылки к Джорджу Оруэллу, автору культового романа «1984». Но «Голодные игры» замешаны и на других важных источниках. Переплавив программные пункты из «Повелителя мух», «Бегущего человека» и «Королевской битвы», создатели франшизы выдали хоть и вторичный, но качественный и неглупый масскульт.

Блокбастер для тинейджеров на поверку оказался чем-то большим, чем задумывали его авторы: в Таиланде знак Китнисс — три пальца вверх — взяли на вооружение студенты-оппозиционеры, и правительство страны официально запретило демонстрировать в общественных местах этот жест. Впору говорить о влиянии франшизы не только на индустрию, но и на умы и даже политическую ситуацию в самой что ни на есть реальной жизни.

«Голодные игры» задумывались, конечно, как блокбастер для женской аудитории. Героиня, как в тех же «Сумерках», мечется между двумя парнями — брюнетом и блондином. Поэтому особое внимание уделено в фильме нарядам и украшениям. Персонаж Элизабет Бэнкс, оказавший, кстати, сильнейшее влияние на индустрию моды, превращает Китнисс в самую стильную мятежницу в истории.

В третьей части франшиза из подросткового экшена вдруг переплавляется в политический триллер — с Филипом Сеймуром Хоффманом в роли политтехнолога и седовласой Джулианн Мур на посту президента. «Сойку-пересмешницу» справедливо обвиняли в отсутствии действия и затянутых диалогах. В том фильме и правда мало что происходило, зато с экрана прозвучали важные вопросы на злобу дня — как работает пропаганда и чем отличаются оппозиционеры от властной элиты.

По новомодной голливудской традиции заключительную часть саги разделили на две (не так просто убить курицу, несущую золотые яйца!), и вот киномир замер в ожидании финала. В том, что его ждет коммерческий успех, сомневаться не приходится. Сэкономив силы и драматургический порох в предыдущей картине, в последних «Голодных играх» юная Китнисс-лучница должна по достоинству наказать Капитолий за 75 лет убийств. И конечно, у нее все получится. Но, положа руку на сердце, мы будем очень по ней скучать.

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» (The Hunger Games: Mockingjay - Part 2) / США, 2015 г., 137 мин. Режиссер: Френсис Лоуренс. В ролях: Дженнифер Лоуренс, Натали Дормер, Элизабет Бэнкс, Гвендолин Кристи, Джена Мэлоун, Элден Хенсон, Лиам Хемсворт, Джулианна Мур, Джош Хатчерсон, Сэм Клафлин. В прокате с 19 ноября (WDSSPR)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus