Иржи Менцель: «Нам хотелось снимать фильмы по-другому»

Иржи Менцель: «Нам хотелось снимать фильмы по-другому»
Кадр из фильма «Поезда под пристальным наблюдением».

Вы себя относите к «новой чешской волне»? Если да, то, что объединяет чешских режиссеров под этим понятием?

Большинство из нас из того поколения, которому не нравилось, каким образом снимали фильмы старшие колеги. Нам хотелось снимать фильмы по-другому. У некоторых из нас были хорошие школы и на удивление хорошие условия, которые предоставлял режим, пытающийся избавиться от коммунистов. Приближалась Пражская весна, которую впоследствии задушила советская окуппация.   

Чем «чешская новая волна» отличается от французской или польской?

Вероятно потому, что она чешская, она опирается на другие источники познания, другие влияния, ведь и чешская культура развивалась чуть по-другому, чем французская или польская.

Иржи Менцель.

Ваша жизнь изменилась после того, как вы получили «Оскар»? Если да, то, как именно?

Поначалу нет, но спустя несколько месяцев после того, как я получил «Оскар», к нам приехали русские танки и связанные с этим проявления не-симпатии ко всему, что происходит из Америки. Через год получил «Оскар» режисер Бондарчук, и таким образом напряжение против всего «американского» немного начало спадать.

Режиссеру Желимиру Жилнику пришлось в 70-х после получения приза на Берлинале уехать из родной Сербии. В вашей жизни были похожие обстоятельства?

Я получил приз на Берлинале уже после того, наша страна освободилась от оккупантов. В 1990 там показывали мой фильм «Жаворонки на нити», который лежал двадцать лет в сейфе.

Кадр из фильма "Жаворонки на нити".

Вы экранизировали шесть произведений Богумила Грабала. Почему вам близок именно этот писатель?

Он действительно один из самых лучших чешских писателей, и я горжусь тем, что имел честь с ним работать. Он гениален в том, что, читая его, вы можете одновременно смеяться и плакать.

Каких еще писателей вы любите с удовольствием читаете?

Я с радостью читаю чешских писателей Карела Полачека, Карела Чапека, Владислава Ванчуру, из зарубежных писателей - Антона Чехова и американских писателей первой половины прошлого столетия.

Сейчас тема холокоста и концлагерей очень активно используется режиссерами («Ида» Павликовски, «Сын Саула» Немеша). Почему, как вы думаете, эти оба фильма получили «Оскары» друг за другом?

Я думаю, что это потому, что эти фильмы просто хорошие. Холокост и концлагеря не должны быть забыты. Мы хорошо знаем из истории, как просто рождается диктатура, не только в прошлом, но и в нашем веке.

Нет ли у вас также желания обратиться к этой теме?

Я сам тематику не выбираю. Я снимаю картины, которые меня кто-то попросит снять. У меня самого нет отваги выбирать. Кино стоит слишком много денег...

В «Поездах под пристальным наблюдением» рассказывается о Чехии во время немецкой оккупации. Что вы помните из этого времени?

Мне было 7 лет, когда война кончилась. Помню военные формы, сбитые самолеты, побеги в подвал, когда была угроза бомбардировки. В свои шесть лет я думал, что это нормально, что так будет всю мою жизнь, до смерти. Я не переживал, просто я не знал другого образа жизни. 

В ваших фильмах часто снимался Рудольф Грушинский. Почему вы так плотно с ним работали? Можете что-то рассказать о совместной работе?

По моему мнению, Рудольф Грушинский был не только отличным актером, но и очень сильной личностью. Не знаю актера, у которого бы был такой широкий диапазон - он был прекрасен в роли Йозефа Швейка, а также, например, в фильме «Сжигатель трупов».  Я очень рад, что мог с ним работать, а главное, что был его другом.

Кадр из фильма "Я обслуживал английского короля".

Как вы решили снять «Жизнь и необычайные приключения солдата Чонкина»?

Чонкина я снимал потому, что мне это предложил английский продюсер. Поначалу я отказался, потому что думал, что фильм должен снимать русский режиссер, но к сожалению в то время не было ни у кого смелости в России снять открытую комедию о войне. В конечном итоге я согласился, при условии, что в фильме будут сниматься русские актеры.

Почему вы решили работать с русскими актерами?

Они – невероятные личности, я их всех по-настоящему полюбил и часто вспоминаю работу с ними.

Расскажите, пожалуйста, о том, как вы сделали предложение Милану Кундере об экранизации.

Кундера был не только моим профессором, но и другом. После опыта, который у него был с американским кино, он решил, что не позволит, чтобы кто-либо паразитировал на его творчестве.

Никогда не думали экранизировать популярного современного чешского писателя Михала Вивега?

Думал, но мне моя жена не позволила.

Кто ваши любимые режиссеры?

Я люблю своих коллег. Например, Милоша Формана, Веру Хитилову, восторгаюсь Вуди Алленом. Также мне нравятся режиссеры фильма «Серёжа» Игорь Таланкин и Георгий Данелия.

Вы сейчас работаете над каким-то фильмом или театральным проектом?

Пока я не получил никакого приличного предложения.

С 19 сентября по 5 октября в московском кинотеатре «Пионер» пройдет ретроспектива всемирно известного чешского режиссера Иржи Менцеля, а сам он с 19 по 21 сентября будет в Москве, чтобы лично представить свои фильмы и пообщаться со зрителями. 20 числа там же будет презентация книги Менцеля «Ну не знаю».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus