Итан Хоук: «За годы своей карьеры я был не так разборчив, как хотелось бы»

Итан Хоук: «За годы своей карьеры я был не так разборчив, как хотелось бы»
Итан Хоук

Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

«Патруль времени» — очень хитроумное кино. Даже пресс-релиз предваряется эпиграфом из вашей же фразы: «Если вы утверждаете, что поняли это кино, вы лжете».

— (Смеется.) На самом деле я имел в виду, что, если вы считаете, будто фильм рассказывает только о чем-то одном, вы фокусируетесь на каком-то одном аспекте и рискуете пропустить все остальное. Только вдумайтесь: кино основано на рассказе Роберта Хайнлайна о путешественнике во времени, который сам же становится своим родителем. По-моему, потрясающая идея.

— Меня это кино очень растрогало, но не все оказались со мной солидарны.

— Возможно, те, кому фильм показался не столь эмоциональным, увидели в нем другие переживания. Например, пугающую футуристическую идею о том, что во времени и в пространстве каждый человек вступает в конфликт с самим собой, ведя внутреннюю гендерную войну между мужским и женским началом. В этом ценность научной фантастики — она способна без особых усилий пошатнуть ваше ощущение реальности. Она как ЛСД — заставляет вас видеть мир под особым углом.

— Поете дифирамбы этому жанру, а между тем «Патруль времени» — всего лишь второй такой фильм с вашим участием после «Гаттаки».

— Было бы здорово, если бы в кинотеатрах их показывали на двойном сеансе, один за другим. (Смеется.)

— А ведь перерыв между этими фильмами целых семнадцать лет!

— Я не то чтобы избегал научно-фантастических проектов все эти годы, нет. Просто очень сложно найти достойный материал. До сих пор не могу поверить, что «Патруль времени» все-таки снят, — уж слишком фильм ориентирован на мыслящего зрителя. Надо бы устроить перед его показом специальный кинопросмотр, где можно будет увидеть «Бразилию», «Помутнение» — все лучшее от таких фантастов, как Филип К. Дик, Рэй Брэдбери, Джордж Оруэлл. Именно на таких произведениях я сам вырос. Но правда в том, что подобным фильмам отведен очень узкий сегмент рынка. Фантастические картины привлекают зрителей, только если в них полно лазерных перестрелок…

— …И все взрывается.

— Вот-вот! А в «Гаттаке» не было ни единого взрыва, и мне это жутко нравилось. Я с детства обожаю «Сирен Титана» Курта Воннегута, а это фантастика совершенного другого уровня. Мой первый режиссер, Джо Данте, у которого я снялся в 1985 году в «Исследователях» (дебютный фильм Итана Хоука, которому на момент съемок было всего 14 лет. — THR), был фанатом Хайнлайна и крепко подсадил меня на подобную литературу.

— В вашей фильмографии хватает картин, которые именно что заставляют задуматься. «Судная ночь», на­пример, очень замысловата для обычного хоррора. По ка­кому принципу вы выбираете роли?

— Я сейчас скажу странную и, наверное, даже немного неполиткорректную вещь… Вы же не вырвете потом мои слова из контекста, правда? (Смеется.) Так вот, взгляните на Роберта Редфорда: меня не оставляет мысль, что он на самом деле не такой уж блестящий актер. Тем не менее он сделал невероятную карьеру. А все потому, что научился умело использовать то, что имеет. У него потрясающий вкус, хорошее образование, он постоянно самосовершенствуется. Является ли он лучшим актером своего поколения? Нет. Но он, безусловно, один из самых значимых кинематографистов своего поколения. «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Афера», «Кандидат», «Скоростной спуск», «Обыкновенные люди», «Самородок», «Из Африки» — во всех этих фильмах он раз за разом доказывал, что обладает возможностью использовать свой невесть какой талант по самой полной программе.

— И Роберт Редфорд в этом смысле стал для вас приме­ром для подражания?

— Я стараюсь, но получается у меня пока не так хорошо — чего уж скрывать? За годы своей карьеры я был не так разборчив, как хотелось бы. Я обожаю играть в кино, но понимаю, что не отношусь к числу первоклассных актеров, которые чуть ли не полностью меняются для каждого фильма. Таких способностей у меня никогда не было, поэтому мне ничего не остается, кроме как выбрать другой путь — искать хорошие, подходящие роли в умных и как можно более разноплановых проектах. Это значит, что я могу появиться и в картине Ричарда Линклейтера, и в ужастике под названием «Судная ночь». Я вообще обожаю жанровое кино. Представьте, к примеру, что на экраны выходит фильм о Трейвоне Мартине (чернокожем подростке, который был застрелен в феврале 2012 года американским дружинником, получившим позже оправдательный приговор. — THR), но вместо ожидаемой драмы зрители получают научно-фантастический хоррор. Гораздо интереснее, правда? Хотя речь всего лишь о форме, внешней оболочке. Идея остается прежней, и умный человек, выходя из кинотеатра, все равно будет размышлять о том, что вложил в историю режиссер: «Ах вот что такое классовые войны!»

«Отрочество» Ричарда Линклейтера, награжденное «Серебряным медведем» на последнем Берлинском кино­ фестивале, — еще один ваш недавний фильм, который рассказывает о природе времени. Хоть и совсем в иной мане­ре, нежели «Патруль».

— Я много работал с Риком (Хоук снялся в восьми фильмах Линклейтера, а к двум из них еще и писал сценарий. — THR), но, по-моему, именно это кино стало лучшим применением его уникального таланта. Он ни на кого не похож — ни на Скорсезе, ни на Олтмена. Ричард Линклейтер — сам по себе, и это потрясающе.

— Наверное, странное ощущение — смотреть готовое кино, над которым вы работали целых 12 лет?

— Странное — не то слово («Отрочество», съемки которого начались в 2002 году, рассказывает о жизни мальчика на протяжении 12 лет. — THR). Когда сеанс начался, я грешным делом подумал: «Черт, а я еще неплохо выгляжу!» (Смеется.) В детстве мы часто слышали, как взрослые сетуют на то, что время быстро летит. Тогда мы не понимали еще, что это на самом деле значит. Другое дело — когда это самое время летит на твоих глазах, на экране кинотеатра, сквозь три часа выдуманной истории. Пожалуй, тогда я впервые осознал, что моя жизнь пройдет быстрее, чем успею заметить… «Отрочество» — это эпическое полотно без единой смерти, без первого поцелуя или первого секса. Это история о самом обыденном, но поднятом на какой-то запредельный уровень. Вот в подобном фильме я готов и двадцать лет сниматься.

«Патруль времени» (Predestination) / Австралия, 2014 г., 98 мин. Режиссеры: Майкл Спириг, Питер Спириг. В ролях: Итан Хоук, Ноа Тейлор, Сара Снук, Элиз Джэнсен, Кристофер Кирби, Мадлен Уэст. В прокате с 4 декабря (Top Film Distribution)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus