Канны 2017: итоги фестиваля

Канны 2017: итоги фестиваля
Фатих Акин и Дайан Крюгер

В последние дни кинофестивалей критики угадывают победителей. Есть фавориты, за которых болеют. Иногда результат предсказуем (как это было в случае с «Жизнью Адели» Абделатифа Кешиша). С юбилейным Каннским фестивалем вышло по-другому. Предсказать победителя оказалось невозможно  - им мог стать кто угодно, любой из 19 фильмов конкурсной программы., поскольку все они (за некоторым исключением) были примерно на одном уровне. Не было ничего, особенно тронувшего или поразившего. Ничего, претендующего на вечность, или экспериментального.

Были более симпатичные – вроде «Окчи» Пона Джун Хо, «Хорошего дня» братьев Сафди или «Историй семьи Майровиц» Ноя Баумбаха. Была одна очень сильная, но камерно снятая драма  – «На следующий день» Хона Сан Су: для Канн этот фильм, очевидно, показался бы слишком маленьким. Была драматичная, душераздирающая, н местами избыточно прямолинейная  «Нелюбовь» Звягинцева.

Критики предполагали, что победителем может стать «120 ударов в минуту» француза Робена Кампийо – из-за важности темы: история рассказывает о борьбе активистов с диагнозом ВИЧ за свои права в конце 80-х, когда общество делало вид, что не замечает проблемы. Плюс это французский фильм, а к ним здесь всегда особенное отношение. Плюс блестящая игра главного актера, аргентинца Науэля Переса Бискаярта. До последней минуты критики, основываясь на рейтингах Screen и внутренней информации о том, кого из лауреатов попросили вернуться, гадали, кто бы это мог быть. Например, в Канне остался Фатих Акин, фильм которого «На пределе» - тоже на крайне актуальную тему, о неонацистах и совершенных ими террористических актах – имел один из самых низких рейтингов.

В «Особом взгляде», параллельной программе, считающейся более демократичной и авторской, наблюдалась та же самая ситуация. Критики не были довольны общим уровнем программы; в фаворитах значились два фильма – «Вестерн» Валешки Гризебах (его продюсер и звезда немецкой режиссуры Марен Аде была в жюри основного конкурса) и «Теснота» российского дебютанта Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова. Оба, в итоге, не получили призов – очевидно, эти фильмы оказались слишком смелыми для консервативного жюри под руководством Умы Турман. «Приз Особого взгляда»  - главную награду программы – в итоге получил Мухаммад Расулоф, известный иранский правозащитник и борец с режимом, соратник Джафара Панахи. Его фильм «Человек чести» (или «Неподкупный», у фильма пока еще нет российского названия) напомнил «Левиафан» Андрея Звягинцева: одинокий человек на протяжении двух с половиной часов противостоит системе, уничтожающей его дом. Приз жюри – второй по значимости — достался «Дочерям Абриль» мексиканца Мишеля Франко, фильму, cпродюсированному Тимом Ротом. Лучшей актрисой была названа Ясмина Тринка за роль Фортунаты в фильме Серджио Кастеллито. Наконец, специальный приз «За поэзию в кино» присудили Матье Амальрику за «Барбару», байопик знаменитой французской певицы, которую сыграла жена Амальрика, Жанна Болибар.  Амальрику, пожалуй, аплодировали громче всех – камерная история, где Болибар играет актрису Брижит, снимающуюся в кино в роли Барбары, легенды французского шансона, наградили за красоту и нежность: Балибар не только очень красива, но еще и, как выяснилось, роскошно поет.

На следующий день в воскресенье, во дворце Люмьер награждали участников основного конкурса. Ведущая Моника Беллуччи (к слову сказать, великолепно говорящая по-французски) пригласила на сцену жюри с Педро Альмодоваром во главе. Начали с Йоргоса Лантимоса и Линн Рэмси: два фильма, «Убийство священного оленя» и «Тебя здесь никогда не было», разделили награду за сценарий. Фильм Рэмси – про киллера, спасающего дочку сенатора из притона педофилов,  при этом отнюдь не отличался оригинальностью сценария и запомнился необычным монтажом. Линн Рэмси не успела закончить его до конца фестиваля, представив предмонтаж – фильм еще будет перемонтирован.

Андрей Звягинцев получил приз жюри – вторую награду снизу. И очевидно расстроился. «Все произошло слишком быстро», - сказал он со сцены.  И пошутил про то, что Уилл Смит, «оказывается, действительно существует» (шутка удалась: Уилл Смит радостно рассмеялся). «Нелюбовь» была одним из самых вероятных претендентов на «Золотую пальму» вместе со «120-тью ударами» - оба режиссера ждали главного приза и вполне могли бы получить его при других вкусовых пристрастиях жюри. «120-ти ударам», в итоге, досталась гран-при – престижная, но не главная награда.

 

Большой неожиданностью стал «Приз за режиссуру» - его дали «Роковому влечению» Софии Копполы, ремейку «Обманутого» Дона Сигела 1971 года, мягко говоря, не лучшему фильму Копполы. Никто не понял, зачем ей в принципе нужно было снимать более  слабый римейк очень сильного фильма, с отлично прописанными характерами и мотивациями героев. Единственное, по сути, что есть в фильме Копполы – красивейшие актрисы с Николь Кидман во главе; мужской персонаж (Колин Фаррелл) на их фоне кажется потерянным и будто вовсе не понимает, что ему играть. София Коппола была единственной, кто не вернулся за призом – ее благодарность зачитала со сцены режиссер Марен Аде.

Женскую роль вручили Дайан Крюгер за фильм «На пределе» Фатиха Акина: возможно, здесь имела значение острая тема фильма. Мужская роль, пожалуй, была единственной наградой, вызвавшей всеобщее одобрение и восхищение: приз получил Хоакин Феникс за роль киллера в фильме «Тебя здесь никогда не было» режиссера Линн Рэмси. Феникс поднялся на сцену в смокинге и конверсах – кто-то тут же пошутил, что в таком виде его могли бы и вовсе не впустить в зал.

 

Главный же приз, «Золотая пальмовая ветвь» стал неожиданностью для всех. Шведский 43-летний режиссер Рубен Эстлунд был в некотором смысле открыт Московским кинофестивалем – да-да, ММКФ: его первый полнометражный фильм «Гитара-монголоид» показали в Москве в 2004 году. Четвертый по счету фильм режиссера «Квадрат», победивший в Канне – это сатирическая притча о кураторе Кристиане, работающем в музее современного искусства под названием  X-Royal (такого музея на самом деле нет, Эстлунд сделал музей из королевского дворца). С куратором, делающим выставку «Квадрат», провозглашающую принципы гуманизма,  происходит ряд очень смешных событий, показывающих, что жизнь в обществе на самом деле строится по совершенно другим принципам. Самый сильный эпизод фильма, который еще не раз будут описывать критики – перфоманс художника Олега: мы сразу понимаем, что это калька с «Человека-собаки» русского художника Олега Кулика. Эстлунд, похоже, был сам сильно удивлен награде, реагировал на нее очень живо, и даже попытался устроить перфоманс прямо со сцены дворца Люмьер.

 

#Photocall Les lauréats / The prizewinners #Cannes2017 Ruben Östlund - Palme D'or for The Square Ruben Östlund © L. Venance / AFP

Публикация от Festival de Cannes (@festivaldecannes)

 

Таким образом, 70-й юбилейный фестиваль вошел в историю, выбрав самого неожиданного победителя (без сомнения, яркого и дерзкого). И обманув ожидания публики и критики. Если никого не удалось удивить фильмами, новыми приемами языком, глубиной или свежестью взгляда, то удивили хотя бы наградой.

Материалы по теме

  • Канны 2017: свинка Окча, молодой Годар и другие конкурсные фильмы

    22 мая 2017 / Инна Денисова

    Продолжаем обсуждать конкурсные фильмы фестиваля – «Спутник Юпитера» венгра Корнеля Мундруцо, «Окчу» корейского режиссера Пона Джун-хо, «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда и «Молодого Годара» Мишеля Хазанавичуса.

    Комментировать
  • Канны 2017: Кидман и Фаррелл два раза, нелюбовь Ханеке и «что это было» от Софии Копполы

    25 мая 2017 / Инна Денисова

    Юбилейный Каннский смотр продолжается новыми фильмами: в этом обзоре – Михаэль Ханеке, Хон Сан Су, Йоргос Лантимос, Жак Дуайон и София Коппола.

    Комментировать
  • Канны 2017: фильмы с российским бэкграундом

    26 мая 2017 / Инна Денисова

    THR посмотрел в Каннах «Тесноту» Кантемира Балагова и «Кроткую» Сергея Лозницы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus