Кинотавр. «Велкам хом», «Испытание» и «До свидания, мама»

Кинотавр. «Велкам хом», «Испытание» и «До свидания, мама»
Кадр из фильма "Велкам хом"

Немолодой армянский иммигрант мастурбирует, стоя на крыше дома, на полураздетую женщину в окне напротив. Армянский иммигрант помоложе в кабинке мужского туалета в ресторане переоблачается в миниплатье, чулки в сеточку и туфли на платформах – на глазах у изумленной пожилой эмигрантки из СССР. Муж-режиссер втайне от храпящей жены запирается в подвале, чтобы покурить марихуаны. Абсолютно ясно, что все эти герои двигаются по собственным сюжетным линиям, и обязательно пересекутся в какой-то точке фильма, ближе к финалу. Именно так и строилась испокон веков, с легкой руки Роберта Олтмена, большая часть американских независимых фильмов.

«Велкам хом» и сам хочет казаться американским независимым. Действие в нем происходит в Нью-Йорке, а все герои разговаривают на английском языке – в разной степени продвинутом, на что намекает название фильма. Однако в то же время фильм гордится своей мультикультурностью – на вступительных титрах возле каждой фамилии участника имеется нашлепка с флагом страны, которую тот представляет. Фильм неплохо упакован событиями, движется проворно и длится внушительное время. Но к сожалению, не несет в себе того эффекта неожиданности, с лихвой имевшемся в «Портрете в сумерках» тандема Никоновой/Дыховичной. Почти все это здесь мы уже видели в американском независимом кино. В особенности сцену, в которой немолодой армянский иммигрант перед зеркалом произносит монолог Де Ниро из «Таксиста»: «Ты со мной разговариваешь?».

«Испытание» Александра Котта – это полуторачасовое упражнение в восточном, азиатском кино. Без единого слова, как водится у многих авторов – Китано, Ким Ки Дука. С минималистическим закадровым аккомпанементом Алексея Айги. Полтора часа на экране плоское, невыразительное лицо узбека, ведущего уединенную жизнь с дочерью в степи. В немом кино не обойтись без визуальных гэгов, и Котт развлекает аудиторию мельесовскими штучками – в какой-то момент луноликий узбек съедает солнце. Прием работает – и зритель рад. Но стоит дождаться финала, несущего невероятную взрывную силу в буквальном смысле этого слова, и все становится на свои места. В итоге получается описание отдельно взятого частного апокалипсиса, абсолютно герметичное, но более повернутое лицом к аудитории, чем выспренная «Туринская лошадь» Белы Тарра.

Фильм, на котором весь зал превращается в один коллективный фейспалм – зрелище довольно редкое. Но «До свидания, мама» Светланы Проскуриной достоин войти в обязательную программу киновузов – как образец того, как не нужно снимать кино. История о том, как героиня Александры Ребенок бросает мужа с ребенком ради фермера-коневода, решена в уже несколько опостылевшем ключе «Анна Каренина на современный лад». Камера выцеживает максимум из печальных ангельских глаз ребенка, услышавшего, что его мама больше не вернется.

Здесь все плохо настолько, что практически все герои, даже самые второстепенные, после появления в кадре говорят «Здравствуйте» и представляются. Есть долгая сцена, в которой брошенный муж молча поедает пиццу. На его смартфон приходит смс-ка «Аня в реанимации приезжай срочно Лесная 40» (здесь я надеюсь, что действие фильма происходит не в Москве, потому что не помню на Лесной улице никаких медучреждений). Муж все так же поедает пиццу. Его зачем-то снимают с нескольких ракурсов, в том числе и с так называемой «точки зрения Бога». Самый крупный и не самый приятный сюрприз фильма – имя Василия Сигарева в титрах в качестве сценариста.

Итоги зрительского голосования по пятибалльной системе в рамках ОРКФ "Кинотавр"

Фильм "Велкам хом", реж. Ангелина Никонова - оценка 3,81 из 5 баллов

Фильм "Испытание", реж. Александр Котт - оценка 4,34 из 5 баллов

Фильм "До свидания мама", реж. Светлана Проскурина - оценка 3,12 из 5 баллов

Материалы по теме

  • Тим Роббинс и Сюзанна Бир вошли в состав жюри Берлинского кинофестиваля

    28 января 2013 / Илья Кувшинов

    Председателем жюри конкурсной программы 63-го Берлинале станет режиссер Вонг Кар-Вай.

    Комментировать
  • Кристоф Ганс: «У меня все главные роли - женские»

    28 марта 2014 / Семен Кваша

    Кристоф Ганс, режиссер новой «Красавицы и чудовища», рассказывает о женском взгляде, трудных и злых подростках и о том, что монстр — высшая и лучшая стадия мужчины.

    Комментировать
  • «Левиафан» Андрея Звягинцева победил на Лондонском международном кинофестивале

    20 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Российская картина была признана лучшим фильмом завершившегося 58-го Лондонского международного кинофестиваля.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus