Лара Крофт: как менялась медиаикона с годами

Лара Крофт: как менялась медиаикона с годами

Слава Лары Крофт, героини игрового сериала Tomb Raider, давно вышла за пределы одних только видеоигр: с момента выхода первой части в далеком 1996 году расхитительница гробниц успела побывать больше, чем в дюжине игр, получить пару голливудских адаптаций с Анджелиной Джоли в главной роли, анимационный сериал, собственную линейку комиксов и даже несколько аттракционов в парках развлечений. Совсем скоро ее история вновь появится на больших экранах — новый фильм, «Tomb Raider: Лара Крофт», перезапустит персонажа на большом экране и покажет совершенно новую историю, никак не связанную с предыдущими фильмами. Однако, персонаж Лары развивался более двадцати лет, чтобы стать тем, кем она является сейчас, и мы решили рассказать о том, как она появилась, менялась на протяжении лет и в чем кроется секрет ее неугасающей популярности.

Ранние годы

Tomb Raider мог и не получить столь значимую фигуру, как Лара Крофт: самые ранние прототипы игры показывали персонажа-мужчину, до боли напоминающего Индиану Джонса. Испугавшись судебных исков, руководство Core Design, фирмы-создателя игры, предложило изменить ключевую фигуру. В ходе поисков дизайнер Тоби Гард создал Лору Круз, которая уже прилично напоминала Лару: при ней были и пистолеты, и заплетенные волосы. Каноничное имя пришло позже, когда компания решила отразить в нем свое британское происхождение. А вот «классическая» огромная грудь, по легенде, является результатом ошибки: аниматор случайно увеличил бюст на 150% и хотел было вернуть все назад, но обновленная фигура героини понравилась почти всем разработчикам. Решили оставить как есть.

В то время, как весь мир заигрывал до дыр шутеры от первого лица, Core Design планировали нечто совершенно иное: дать игроку возможность видеть своего героя на экране, но не сбавлять динамику игры. Именно Tomb Raider по праву считается первой экшен-игрой с видом от третьего лица. Еще одним ключевым персонажем этой истории является Джереми Хит-Смит, которому и пришла в голову идея с камерой «со спины», а Гард добавил к этому идею с исследованиями загадочных гробниц, сокрытых глубоко под пирамидами.

«Всем нравится думать о тайнах, сокрытых в гробницах под пирамидами», — сказал Хит-Смит.

Дизайн Лары из первой части откровенно гиперсексуализирован: осиная талия и огромная грудь делают ее идеальным образом для мальчиков подросткового возраста, но игра сумела пробить себе путь и к женской аудитории. Секрет прост: да, Лара невероятно привлекательна, но при этом она совершенно не пользуется своей внешностью и является независимой, сильной и умной девушкой. Ей не особо нужен мужчина.

Ни сама Core Design, ни Eidos, фирма-издатель, не ожидали взрывного успеха игры, однако, уже первые демонстрации показали: люди буквально влюблены в Лару Крофт. Это привело к уникальному прецеденту: несмотря на то, что ранее ее персонаж не встречался нигде, на первых же дисках Tomb Raider была приписка: «Featuring Lara Croft». Были даже мысли о переименовании игры в Lara Croftʼs Adventures, но в итоге разработчики настояли на оригинальном названии.

Вскоре после выхода первой части из компании ушел Тоби Гард: его разочаровал подход издателя к Ларе как к секс-символу и отсутствие контроля над собственным творением. Он хотел самостоятельно заниматься маркетингом, но Eidos завернули эту идею. К тому же, он был уверен, что игра не нуждается в продолжении. Так Лара Крофт лишилась своего создателя.

Рождение франшизы

Eidos не могли упустить возможности и пришли к мнению, что новые части должны выходить ежегодно. И Tomb Raider II действительно вышел почти ровно через год после первой части: этому помогло увеличение команды разработчиков и то, что для игры можно было использовать наработки предыдущей. Больше, красивее, динамичнее — игра сохранила все то, что полюбилось людям в первой части, но исправила ошибки (к примеру, по-настоящему сложных загадок стало меньше) и расширила место действия: оно переместилось из пирамид и раскинулось по всему миру. Разработка шла невероятно тяжело: люди буквально спали на рабочих местах и работали без выходных, чтобы успеть сдать игру к сроку. Дизайнер уровней признался, что из-за игры от него ушла жена: «Она села рядом со мной и сказала: „Нил, я почти не вижу тебя уже два года. У тебя завелась другая женщина?“ А я честно ответил: „Боже, было бы на это время“. У меня была дочь, которая также не видела меня. Когда я приходил домой, она просилась погулять, но я был настолько истощен, что все, чего хотел — это сесть, выпить пива и забыть об этой игре».

Работа окупилась с головой: сиквел Tomb Raider сумел добиться даже большего успеха, чем оригинал, разлетелся буквально по всему миру и получил лестные оценки критиков.

Eidos ожидаемо требовал через год выпустить и третью часть, но команда была попросту не готова. Сразу шесть человек написали заявление об уходе: Хит-Смит, конечно, был шокирован таким поворотом, но сказать, что он не ждал такого, было бы откровенным враньем. И тем не менее, он не подписал ни одно из них. В результате долгих переговоров с издателями ему удалось выторговать взаимовыгодные условия, и разработчики остались в команде: у них была большая творческая свобода, увеличились проценты роялти, а также единовременные крупные выплаты. Однако, разработкой, по сути, занялись совсем другие люди, в то время как оригинальная команда ушла создавать совсем другой проект.

Третья часть все же сумела выйти на рынок вовремя: мощной мотивацией для разработчиков всегда были деньги. И, как и предыдущие две, она моментально обрела невероятный успех. Критики ругали игру за малое количество изменений, но при этом хвалили вновь расширившуюся географию приключений девушки. Именно с третьей части у серии начались проблемы, которые продлятся еще некоторое время.

Интересен момент, что Лара в играх и Лара в рекламе словно являлись двумя совершенно разными людьми: если в играх это самодостаточная и сильная личность, то в рекламе ее сексуальность превышала все мыслимые пределы.

Смерть Лары

В 1999 году выходит Tomb Raider: The Last Revelation, а в 2000 — Tomb Raider Chronicles, и каждая следующая часть принимается аудиторией все хуже и хуже. Сами разработчики также чувствовали, что буксуют на месте, и приняли радикальное решение: Лара Крофт должна умереть.

В финале The Last Revelation Лара выбирается из очередной переделки, но падает с обрыва при разрушении храма.

«Я помню громкое „Бл***!“, которое произнес Джереми [Хит-Смит], смотря этот ролик», — сказал в одном из интервью Энди Сэндхэм, геймдизайнер серии. У него была идея обезглавить Лару, но от мысли пришлось отказаться, так как «Джерри обезглавил бы всех нас».

«Мы очень гордились четвертой частью, но качество игр явно падало. Tomb Raider 5 был попросту кучей старого дерьма и вызывал в команде только депрессию. Но мы попросту были обязаны ее сделать, так как иначе остались бы без денег. Но к тому времени наша работа принесла свои плоды: мы три года выгорали на работе, и это не могло не сказаться на результате». Однако, какой бы ужасной ни была пятая часть игры, дальше для игр все становится лишь хуже.

Голливуд зовет!

Лара Крофт пришла в кино в 2001 году: «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» представила в роли героини Анджелину Джоли. Сценарий отличался от игровых, но фильм приняли тепло: это одна из самых кассовых экранизаций игр за всю историю кино. Конечно же, не заставил себя ждать и сиквел картины: в 2003 выходит «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни», но он уже не снискал такого успеха. Студия обвинила в проблемах игровую сторону вселенной Tomb Raider: «Все медиа, в которых дейстует Лара Крофт, вписываются в общую мифологию и расширяют игровую вселенную, но канон начал потихоньку разваливаться», — вспоминает один из режиссеров, добавляя, что одним из преимуществ перезапуска является «чистый старт» для будущих продолжений.

И без того немалый бюст Джоли пришлось для фильма увеличивать, чтобы соответствовать игровым "условностям". Сама актриса сказала в одном из интервью:

«Да ладно, у меня не настолько плоский торс. Когда я ношу обтягивающую футболку, я выгляжу определенным образом, так что меня не пришлось полностью изменять. Вы знаете, мы просто немного „усилили“ меня. У меня 36 C, У Лары — 36D. В игре у нее двойная D, так что мы лишь немного увеличили то, что уже и так имелось».

Точка невозврата

В мире видеоигр наступил переломный момент: на горизонте появилось новое поколение консолей, в первую очередь — Playstation 2. Eidos хотела выпустить первую игру про Лару Крофт такой, чтобы весь мир был шокирован. И у них это вышло — но, к сожалению, совсем не так, как это планировалось.

Команда разработки выросла почти в десять раз, что привело к проблемам менеджмента и организации процессов. Студия попросту не умела работать с таким масштабом и амбициями, и мотивация команды падала. Игра пыталась охватить слишком многое, но издатель требовал выпустить проект без больших задержек. Итог ожидаем: недоделанная, со множеством ошибок и проблем, игра провалилась.

«Вся часть игры, происходящая в Париже, превратилась в непонятное геймплейное уныние просто потому, что те вещи, которые должны были быть здесь, были вырезаны. К примеру, там есть магазин, в котором всего одна строчка диалогов — просто потому, что мы не успели создать этот магазин. Так что Лара ничего не могла купить. Игра вышла очень разрозненной и совершенно незавершенной», — признавался потом один из дизайнеров игры. Игра продалась относительно неплохо, но на нее обрушилась справедливая критика. Также подорвалось и доверие к персонажу, что убило шансы на третий фильм в серии. Пожалуй, именно здесь произошло самое крупное изменение во всей серии: впервые Лару Крофт начали делали новые люди.

Лара в играх времен первой Playstation

Новая надежда

Провал Angel of Darkness и второго фильма привел Eidos к мысли, что с франшизой нужно делать что-то радикальное. Сначала последовало увольнение Хит-Смита, затем смена разработчика — вместо Core Design игру перепоручили Crystal Dynamics. Те, в свою очередь, начали разработку новой части с подзаголовком Legend — по сути, перезапуском серии. Студия сразу решилась на более радикальные изменения (забавный факт: уменьшение размера бюста героини привело к многочисленным спорам на форумах). Из «старичков» на борту остался Гард, и он в числе прочих приветствовал изменения в серии. Именно они и спасли серию от забвения: вновь хорошие продажи и широкий прием общественностью, а элементы интерактивного кино позволили рассказать иную, куда более интересную и проработанную историю героини.

Успех решили закрепить римейком первой чатси, Tomb Raider Anniversary Edition. Игра повторяла уровни и сюжет самой первой части, но несла на себе след улучшений, произошедших с серией с годами. Ожидаемо — снова успех.

Добавляя мрачности

Следующей частью становится Tomb Raider: Underworld — пожалуй, самая темная глава саги о приключениях Лары Крофт. Сильно возросшее качество, улучшенная картинка, качественно улучшенный геймплей и, пожалуй, самое главное: абсолютно новая Лара, впервые сделанная не на компьютере — за основу взяли гимнастку Хейди Манимейкер. Сюжет игры даже номинировался на приз Гильдии Сценаристов Америки и несколько других престижных премий. Однако, на этом Crystal Dynamics не думали останавливаться — в рукаве у них прятался козырь, способный окончательно перевернуть представление о героине.

Лара?

Eidos в 2009 году уходит под крыло другой компании, Square Enix, и это знаменует новую эпоху для Crystal Dynamics. Смело пропуская Lara Croft and the Guardian of Light, считающуюся неканоничной, стоит перейти к новой части сериала, анонсированной в 2012 году. С названием особо мудрить не стали — Tomb Raider, однако за ним скрывалось нечто совершенно новое.

В отличие от Legend, являвшейся своеобразным «мягким» перезапуском, новая часть создавала совершенно новую героиню и историю, полностью отбрасывая весь прошлый багаж, накопленный больше, чем за 15 лет. Tomb Raider предлагал своими глазами увидеть, как хрупкая девушка, совершенно не приученная к жизни в диких условиях, становится знаменитой искательницей приключений.

Из  серии окончательно вывертивается наследие объективизации героини: «Годы Лары как секс-символа нельзя назвать чем-то неловким. Для многих это важная часть того, чем является Лара. Ее внешние данные также являются частью персонажа, с которыми многие игроки ассоциировали ее в ранних играх и до сих пор ассоциируют. Но мы сейчас хотим показать, что кроме внешних данных, у нее есть и другие стороны. Мы хотим сделать ее важной, человечной, показать, что в ней много привлекательного — отразить все эти стороны и показать более актуальную версию Лары Крофт», — сказал представитель студии в одном из интервью. Пожалуй, это поучительно: история Лары Крофт как персонажа — это рассказ о том, как менялся взгляд на женщин в видеоиграх и не только. Некоторые вещи в ее «биографии» до сих пор кажутся несколько смущающими, но и о них не стоит забывать. Сегодня в создание фильмов и видеоигр привлекается немало женщин, продукция критикуется в том числе и широкой общественностью. Сексуальность Лары не отрицается, но и не признается одним из основных столпов — и это, пожалуй, наиболее адекватный взгляд на вещи.

Именно эта Лара станет основой для нового фильма с Алисией Викандер, и это не может не радовать. Остается только дождаться и посмотреть, как будет дальше развиваться персонаж.

Материалы по теме

  • Джиа, Лара Крофт и еще 8 самых опасных образов Анджелины Джоли

    30 мая 2014

    THR изучил фильмографию актрисы и обнаружил, что в ней прекрасно уживаются роковые красотки и опасные животные, а вот глубокомысленные драмы остались в прошлом.

    Комментировать
  • Первые кадры: Алисия Викандер - новая Лара Крофт

    07 февраля 2017 / Редакция THR Russia

    Тот самый случай, в котором актрисе предстоит совладать не только с препятствиями на пути героини, но и с неизбежным сравнением с коллегой – Анджелиной Джоли, ведь именно с ней у зрителей ассоциируется Томб Райдер.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus