«Люси». Голова в облаках

«Люси». Голова в облаках

Этот материал был опубликован в сентябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Кажется, он все еще ищет Пятый эле­мент — как в кино, так и в жизни. Но, увы, в одну реку нельзя войти дваж­ды. После выхода «Аватара» амби­циозному французу не давала покоя слава и возможности Джеймса Кэмерона. «Когда я снимал «Пятый элемент», пользовал­ся уже устаревшими на тот момент технологиями, — жаловался Люк Бессон. — Но теперь, с приходом цифры, появилась возможность сделать запредельные вещи. Всегда найдутся умельцы, которые оживят твой горячечный бред».

Можно считать, что «Люси» и есть воплощение режиссерских обсессий вкупе с компьютерными на­воротами, где сюжетная логика отодвинута на зад­ний план и небрежно замазана философскими сентенциями. Но зато опять есть Совершенная Жен­щина — все остальное для Люка Бессона не так уж и важно.

На такую даму, как известно, никаких средств не жалко: производство «Люси» обошлось в 49 млн евро. До кэмероновских бюджетов, конечно же, далеко, но для французского кино — сумма более чем солидная (кинокомпания EuropaCorp еще ни на один проект не выделяла столько денег). Ожидать каких-­то сверхъ­естественных спецэффектов все же не стоит: львиная доля бюджета, по ощущениям, ушла на гонорар для Скарлетт Йоханссон.

Изначально, кстати, Люси должна была играть Анджелина Джоли. В какой-­то момент актриса уш­ла из проекта, но ее тень в фильме осталась — в сце­нах, где главная героиня учиняет разборки корейской мафии, Лара Крофт смотрелась бы куда органичнее «девушки с жемчужной сережкой».

Во время съемок, частично проходивших в Тайбэе, Йоханссон доставила режиссеру немало проблем — папарацци круглосуточно преследовали съемочную группу. Газета Figaro заявила, что работа над картиной превратилась в сущий ад, и Бессон всерьез подумывает плюнуть на все и найти место попроще. Но «Тайбэй 101» — высоченный небоскреб, в котором разворачивается первая часть фильма, — был слишком заманчивым антуражем, чтобы так просто от него отказаться. Да и «ад» продлился недолго — на Тайване снимали всего 11 дней.

Главная героиня — простодушная тусовщица, которая приехала в Юго-Восточную Азию по программе студенческого обмена. Новый бойфренд втягивает ее в пустяшное, но явно криминальное дело — передать в гостинице, расположенной в том самом «Тайбэе 101», кейс с неизвестным содержимым. Адресат — некий мистер Чан (Чхве Мин Сик).

Все, конечно, пойдет не по плану, и несчастную Люси попытаются превратить в наркокурьера: зашьют в живот голубой порошок, который даже в микродозах окончательно и бесповоротно сводит человека с ума. Но прежде чем отправить барышню в рейс, идиот-охранник захочет с ней поиграть. Та огрызнется и получит под дых. Пакет порвется, порошок хлынет в кровь, и Люси, как в известной песне The Beatles, окажется на бриллиантовых небесах (Lucy in the Sky with Diamonds — название композиции 1967 года. — THR).

Все происходящее прерывают кадры, напоминающие то видовые съемки National Geographic, то пастиш фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Профессор Сэмюэл Норман (Морган Фриман) тем временем читает в Сорбонне лекцию о скрытых резервах мозга. Мы — не дельфины, но если бы могли использовать наш мозг на полную катушку, то не только бы легко учили самые замысловатые языки, но даже открыли бы возможности телекинеза. А там недалеко и до чтения мыслей, и до управления людьми.

Содержательная часть лекций о скрытых возможностях мозга впечатлит разве что неофита (для читателя журнала Nature рассказ Моргана Фримана будет по меньшей мере смешон). Но цель этих философских вставок предельно ясна: параллельный монтаж лекции и злоключений несчастной простушки недвусмысленно намекает на то, какого рода трансформация ждет Люси: 10% ее мозговой активности сменяются сначала на 20, потом на 30… И вот уже обычная студентка на глазах превращается в сверхчеловека — универсального солдата, хакера, Эйнштейна, чуть ли не во вселенский разум.

Своеобразное самовосхождение духа, о котором Гегелю оставалось только мечтать, можно ярко проиллюстрировать с помощью компьютерных фокусов, но для закрученной крепкой истории это довольно хрупкий фундамент. Поэтому Люк Бессон решил сделать ставку на трюки, ранее им же использованные. Автогонки по Парижу непременно напомнят «Такси», сама героиня — то Никиту, то «Лилу Даллас Мультипас».

Вот только Скарлетт Йоханссон далеко до органики Миллы Йовович, а философская напыщенность фильму только мешает — кажется, будто Джейсон Борн по ошибке попал в «Древо жизни» Терренса Малика, а это не придется по душе ни поклонникам авторского кино, ни фанатам боевиков.

Опасения за прокатный успех ленты вызывает и затронутая тема сверхчеловека. Со 100-миллионным «Превосходством» Уолли Пфистера «Люси» сравнивают давно, однако теперь это сравнение не идет проекту Бессона на пользу. Как свидетельствует сокрушительный провал последней картины с Джонни Деппом, полагаться на силу вселенского разума — не лучшая идея.

«Люси» (Lucy). Франция, 2014, 89 мин. Реж. Люк Бессон. В ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фримен, Чхве Мин Сик, Амр Вакел, Джулиан Райнд-Татт, Йохан Филип Асбек, Анали Типтон. В прокате с 11 сентября (UPI).

Материалы по теме

  • Трейлер фильма «Сейчас меня видно»

    16 ноября 2012 / Илья Кувшинов

    Джесси Айзенберг, Вуди Харрельсон и Айла Фишер стали фокусниками, которые проворачивают ограбления во время своих выступлений.

    Комментировать
  • Деньги под елкой: Что ждать от «Новогодней битвы»

    23 декабря 2012 / Алексей Егоров

    Понятие «Новогодняя битва» знакомо всем, кто так или иначе связан с прокатным бизнесом. Незадолго до всеобщих каникул за экраны кинотеатров идут настоящие сражения — долгая череда праздников сулит сказочные сборы, а потому возможность выпустить фильм именно в это золотое время частенько добывается в ходе напряженных переговоров и серьезных рыночных исследований.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Игрок» с Марком Уолбергом

    23 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер «Восстания планеты обезьян» снял криминальную драму про зависимость от азартных игр.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus