- Главная
- →
Кино- →
Автор «Новой эры Z»: «Конец цивилизации - это еще не конец жизни на Земле»Автор «Новой эры Z»: «Конец цивилизации - это еще не конец жизни на Земле»
Михаил МоркинМайк Кэри рассказал THR о любви к телевизионным экранизациям комиксов, ночных кошмарах о работе в школе, красоте постапокалипсиса и о том, почему он хочет «остаться ежом».13 октября в российский прокат вышел триллер про борьбу людей и зомби «Новая эра Z» режиссера Колма МакКарти с Джеммой Артертон, Гленн Клоуз и Пэдди Консидайном, экранизация успешной среди критиков и читателей книги Майка Кэри, «Дары Пандоры». Адаптацией своего романа занимался лично Кэри, у которого за плечами уже есть успешная карьера автора комиксов и писателя. THR поговорил со сценаристом про его работу школьным учителем и различия американского фильма про нашествие зомби от зомби-апокалипсиса по-британски.
The Girl with All the Gifts выходит в российском прокате под названием «Новая эра Z»…
(смеется) Вот как! Мелани (главная героиня фильма - прим. THR) совсем не упоминается.
А ваша одноименная книга называется тут «Дары Пандоры».
Мне нравится. К легенде о Пандоре отсылает оригинальное название.
Как вам пришла в голову идея сделать протагонистом ребенка-зомби?
Именно с этого решения все и началось. Изначально я написал рассказ под названием «Ифигения в Авлиде» (по названию античной трагедии Еврипида - прим. THR) для сборника рассказов в жанре ужасов и мистики. Темой сборника были школьные дни, поэтому мне нужно было связать историю с образованием. Однажды мне пришла в голову идея с Мелани, девочкой-монстром, которая не знает, что она монстр. Она еще совсем невинна. Я представил, как она сидит в классе и пишет эссе. После этого я написал рассказ за два дня. Как только у меня появился центральный персонаж, я превратил рассказ в историю о взрослении.
После рассказа вы одновременно написали книгу и сценарий. Как вы подошли к задаче?
Конечно, различия есть, но в целом это одна и та же история. В книге четыре главных персонажа, и читатели видят версию каждого из них. В сценарии мне пришлось сконцентрироваться только на Мелани. Зритель видит только то, что видит она. Писать книгу и сценарий одновременно стало очень интересным опытом. Я целый год жил историей Мелани. Не думаю, что такое когда-либо удастся повторить. В романе есть сцены, которые не вошли в фильм и наоборот. Решения диктовала сама логика двух разных медиа. Сцены в книге, которые бы потребовали увеличения бюджета, менялись под фильм. Например, в книге есть группа выживших людей, которых называют Падальщиками. Режиссер Колм МакКарти решил, что это уведет историю фильма в несколько другое направление.
Вы проработали 15 лет учителем и, наверное, многое могли рассказать на тему «школьные дни»? Тема учителей и учеников очень сильна и в фильме, и в книге.
Да, думаю, мой опыт работы сильно повлиял на произведения. Мне было важно показать взаимодействие между учениками-зомби и учителями в начале фильма, показав урок как нечто страшное. У учителей тяжелая работа, но благодарная. Когда мне сняться ночные кошмары, то их действие происходит в школе. Эдакие сны от неуверенности, которые снятся всем. Ты пытаешься что-то сделать, а у тебя не получается. Мне как бывшему учителю снятся сны, в которых я опаздываю на урок, не могу найти класс, урок не клеится, а дети меня не слушают. Хотя я давно перестал преподавать, мне до сих пор снится школа. Звучит неправдоподобно, но это так. На рассказ также повлиял мой детский школьный опыт. Когда мне было семь лет, у меня была очень добрая и нежная учительница – мисс Симпсон. Я был по уши в нее влюблен, как иногда бывают влюблены дети. Она сильно повлияла на мисс Жюстин (персонаж Джеммы Артертон - прим. THR).
У вас есть опыт работы над комиксами, романами и сценариями. Как отличается ваш подход к каждому их этих видов сторителлинга?
Каждый вид работы требует разного подхода, разных инструментов. В романе очень легко попасть в голову героя, показать их мотивацию, страхи, надежды и мечты, благодаря тому, что писатель может вести повествование от лица героя. В кино зрители могут только наблюдать за героями со стороны. Здесь приходится искать разные способы, чтобы показать мысли и чувства героев. Я обожаю комиксы, это первый формат, в котором я начал работать, и первый вид искусства, который я полюбил в детстве. Я научился читать скорее на комиксах, чем на книгах. Что мне нравится в работе над комиксами, так это то, что время превращается в пространство. Каждый кадр, каждая панель комикса – это маленький момент времени. При чтении разворота читатель может посмотреть на соседнюю страницу и заглянуть в будущее, или наоборот вернуться в прошлое. Это уникальная черта. В случае с «Новой эрой Z» я сначала адаптировал рассказ в роман, а затем в сценарий. Чтобы передать смысл истории в каждом произведении, мне приходилось использовать разные инструменты, а разные инструменты дают разные результаты.
Как работа с художником над комиксами отличается от работы с режиссером над фильмом?
Она протекает совершенно по-другому. Это совершенно другой опыт. Когда ты пишешь комиксы, ты, в некотором роде, и являешься режиссером. Ты полностью контролируешь процесс. Ты можешь управлять темпом, тем, что ты хочешь сказать, сам устанавливаешь точку зрения, с которой рассказываешь историю, ставишь четкие и детальные задачи перед художником. Автор комикса сам выбирает, когда закончить одну страницу и перейти на другую. В работе над фильмом у сценариста нет такого контроля. Режиссер является шеф-поваром, который смешивает все ингредиенты, одним из которых является сценарий. Киносценарий внешне очень похож на сценарий комикса, но работает совершенно по-другому. Сценарий следует писать простым языком, чтобы он легко читался. Вам нужно передать суть сцены, но вы не указываете угол съемки, переходы между сценами или темп. Этим будут заниматься режиссер и оператор.
Интересно ли вам в таком случае стать во главе процесса и самому снять фильм?
Честно говоря, у меня нет способностей. В английском есть пословица: «Лис знает многое, а еж – что-то одно, но важное...». Я, пожалуй, останусь ежом. Я могу достаточно эффективно заниматься своим делом. Режиссеру нужно уметь работать с людьми, разбираться в технике, понимать в планах декораций художников-постановщиков, находить локации для съемок – сотни разных вещей. У меня никогда так не получится.
Однако вы присутствовали на съемках, что редко практикуется в киноиндустрии.
Это было чудесно. Мне повезло работать с невероятно талантливым и увлеченным продюсером Камилль Гатин. Именно ей я впервые питчинговал проект, и именно она нашла деньги на его разработку в Британском институте кино, подписала контракт с Warner Bros. и привела режиссера Колма МакКарти. Мы работали втроем с самых первых дней, когда у нас был только тритмент и сценарная заявка. Мы вместе работали над сценарием, разрабатывали арки персонажей, обсуждали, как показать на экране постапокалиптический мир. Было ощущение, что история принадлежит нам троим. Камилль и Колм хотели, чтобы я оставался рядом даже после написания сценария, поэтому я и находился на площадке. Нельзя сказать, что там было много работы для меня. Пару раз я слегка переписывал сцены, но большую часть времени я просто обсуждал персонажей с актерами. Еще, правда, я сам снялся там в маленьком камео.
Концовка фильма, как и романа, кажется оптимистичной и пессимистичной одновременно. Куда, по-вашему, движется человечество?
В фильме достаточно сильно выделяются взаимоотношения человека с природой. В картине показано, что происходит с миром, если цивилизация, созданная человеком, разрушается. Природа постепенно возвращает себе территории городов. Окружающий мир мало-помалу стирает следы присутствия человека. С одной стороны, это очень грустный и меланхоличный взгляд на будущее, но в конце фильма мы четко даем понять, что конец цивилизации - это еще не конец жизни на Земле. Жизнь продолжается, ее нельзя убить. Кто-то придет и займет наше место. Новый вид придет и построит новый мир, новую цивилизацию. Мы считали это хэппи-эндом, но это также история о зарождении нового мира.
Как вы считаете, почему самые интересные взгляды на фильмы о зомби появились в Великобритании? «Зомби по имени Шон», «28 дней спустя», «Колин» (в этом фильме повествование также ведется от лица зомби - прим. THR)?
Хороший вопрос. Не уверен, что у меня есть ответ на него. Мне нравятся американские фильмы «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и «Тепло наших тел», а также шведская короткометражка «Неживые». Однако в Великобритании действительно хорошо умеют работать с маленькими бюджетами. У нас нет доступа к огромным голливудским деньгам, большинство фильмов снимаются здесь меньше, чем за пять миллионов долларов. Поэтому у нас другой подход к нарративу. В британских фильмах есть уникальная эстетика. Мы умеем хорошо продумать миры, не полагаясь на эффекты. Мои любые сцены в «Новой эре Z» — те, где герои идут в Лондоне по улицам, заросшими деревьями. Это по-своему красиво, как, например, красивы сцены в фильмах «Дитя человеческое» и «28 дней спустя», помните, в которой Киллиан Мерфи бродит по пустым улицам Лондона? В такой маленькой стране, как Великобритания, зомби-фильмы полны клаустрофобии. А какие проблемы в случае зомби-апокалипсиса в Америке? Едешь себе в Скалистые горы и сидишь в хижине. В Великобритании мало место для жилья, а население огромно - что может быть лучше для историй о зомби?
Вы работали над комиксами «Люцифер» и Hellblazer, ТВ адаптации которых вышли совсем недавно. Как вы относитесь к тому, как сейчас адаптируют комиксы для телевидения?
По-разному. Мне очень нравится «Готэм», «Агенты Щ.И.Т.» и «Джессика Джонс». Наверное, меня радует, что комиксы стали мейнстримом и завоевывают уважение критиков. Наверное, меня радует, что комиксы стали мейнстримом и завоевывают уважение критиков. «Люцифер» вышел неплохой, я бы с радостью написал сценарий к эпизоду. «Константин» уж точно вышел лучше того фильма с Киану Ривзом. Он совершенно не подходил на эту роль.
Раз вы упомянули «Готэм», то не могу не спросить про ваше отношение к новым фильмам DC.
«Бэтмен против Супермена» меня очень разочаровал. По-моему, они совсем не поняли персонажей. Конечно, они использовали элементы из прекрасного графического романа Фрэнка Миллера «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря», но этого не достаточно. А вот «Отряд самоубийц» мне понравился.
Материалы по теме
Рецензия: «Новая эра Z» с Джеммой Артертон и Гленн Клоуз
12 октября 2016 / Дмитрий КарпюкНеглупый и зрелищный триллер про зомби с хорошими актерами и интересным месседжем.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: