Максим Аверин: «Обнулился и пошел дальше»

Максим Аверин: «Обнулился и пошел дальше»

Принято считать, что для мужчины 40 лет — это особая веха, время подвести первые итоги. А вы, Максим, имеете склонность оглядываться назад, чтобы оценить свои достижения?

Оценивать ничего не собираюсь, потому что не останавливаюсь и продолжаю идти дальше. Мне всегда казалось, что с годами у людей все больше проявляется желание почивать на лаврах, погрузиться в домашний уют, состояние защищенности и стабильности. Но потом понял — это не про меня. Не могу просто сидеть на даче, отдыхать и вспоминать, как все было когда-то. Даст Бог, и в 100 лет буду таким же. Когда в мою жизнь вошла популярность, очевидный плюс от нее был только один — возможность интересно существовать в творческом смысле. Я и сейчас, как мне кажется, не использовал весь свой арсенал. Например, хотел бы попробовать себя в мюзиклах, хотя этот жанр в кино у нас сейчас не востребован. В общем, 40 лет для меня — это продолжение, а не повод оглядываться назад. Я обнулился и пошел дальше.

В прошлом году вам присвоили звание заслуженного артиста РФ. Для вас важны награды?

— Безусловно, было очень приятно получить звание, но главное для меня, конечно же, полные залы. Какой смысл в призах, если ты — заслуженный артист — выходишь на сцену перед пустыми креслами? А вообще, награды артистам приятны, не верьте, если кто-то будет говорить обратное.

Ваш отец работал на «Мосфильме» художником-декоратором. Можно ли сказать, что это предопределило ваше будущее?

Безусловно, это дало толчок к тому, чтобы я стал актером. Чем хочу заниматься в жизни, я знал с самого детства. Всегда шел к этому, учился и продолжаю учиться сейчас. Мама и папа, помню, очень уважительно относились к моему выбору профессии, за что им большое спасибо. Не всегда ведь родители на сто процентов поддерживают увлечение ребенка. Они, кстати, на «Мосфильме» познакомились. Отец вешал декорацию, а мама шла мимо и предложила помочь — подержать лестницу…

Максим Аверин
Максим Аверин

Какие моменты вашей жизни вы бы назвали переломными, изменившими вашу судьбу?

Таких моментов было несколько. Первый — это поступление в театральный вуз. С первого раза попасть туда не получилось, поскольку я был не готов. Зато считал себя большой звездой! Шекспира читал, страдание пытался показать, но нет, не взяли. На второй год я поставил себе условие: если не поступлю — с актерством завязываю навсегда. Подготовился и прошел. Еще один момент — это когда Константин Аркадьевич Райкин взял меня в «Сатирикон». У него я начинал с массовки и все ждал своего часа, который наступил только через пять лет! В 2002 году в театр пришел режиссер Юрий Бутусов и поручил мне главную роль в спектакле по Эжену Ионеско «Макбет». Постановка произвела в Москве фурор, о нас заговорили. И вскоре меня пригласили сниматься в фильме Вадима Абдрашитова «Магнитные бури», с которого и можно начинать мою творческую биографию. И все это в один год.

И все же народную славу принес сериал «Глухарь». Было у вас ощущение, что он должен «выстрелить», или успех был неожиданным?

Сначала, честно говоря, я был настроен очень скептически. В ту пору все актеры играли ментов, да и подобное амплуа меня не особо вдохновляло. Однако, когда я прочел сценарий, сразу понял, что могу сыграть этого героя интересно. Текст был очень хороший. Там и юмор, и трагедия, и серьезная драма. Вот этот синтез меня и заинтриговал. Кстати, на канале НТВ тоже сначала не относились к нашему сериалу серьезно, хотели поставить его в менее рейтинговый дневной эфир. Но потом — бах, и все! Пришел успех, популярность! Начался следующий этап в моей жизни. Знаете, я никогда не дистанцировал себя от «Глухаря» и не понимаю актеров, которые встают в позу и отмахиваются от роли, сделавшей их знаменитыми. Круто, когда тебя знают и помнят за твои работы, а не за скандал или пьяную выходку.

А почему бросили «Глухаря», который вас прославил?

Знаете, с успешными сериалами во всем мире одинаковая история. Первый год все стараются сделать работу так, чтобы она получилась. На второй — понимают: существует продукт и его надо развивать, а на третий — делят награды, считают деньги, расслабляются и превращают историю в конвейер. Я это почувствовал и сразу ушел. Сказал: «Ребята, у вас успех, рейтинги, но мне как актеру нужно двигаться дальше». Надо быть дальновидным. Как говорится, не очаровывайтесь, чтобы не разочароваться. То же самое, кстати, произошло и с сериалом «Склифосовский» (демонстрировался на телеканале «Россия», пережил 3 сезона, в 2014-м номинировался на «Золотого орла». — THR).

Говорят, что ваша манера игры немного напоминает стиль Константина Райкина.

Не спорю, каков учитель, такой и ученик. Мы даже слова интонируем одинаково. (Смеется.) Но я взял лучшее от него. Однажды в какой-то телепередаче у Райкина спросили: «Почему вы не давали играть Аверину?» Он ответил: «Я не верил в способности этого человека». Допускаю, что эта фраза была вырвана из контекста, но, услышав ее, я понял, что победил. Константин Аркадьевич — гениальный мастер, и его уважение очень непросто заслужить. Помню, мы выпускали спектакль по лермонтовскому «Маскараду», где я играл Арбенина. После репетиции ко мне в гримерку приходит Райкин и говорит: «Я думал, что уже видел твой потолок, но ты все время удивляешь и заставляешь смотреть на себя». За всю жизнь такие душевные слова о моей игре я слышал от него лишь пару раз.

Максим Аверин
Максим Аверин

Может быть, в этом причина, что в июле этого года вы ушли из «Сатирикона», в котором проработали 18 лет?

Решение было трудное, даже болезненное. Не буду говорить, кто прав, а кто нет. Не скажу, что все плохие, а я хороший. С Константином Аркадьевичем я не ссорился. Дверью не хлопал. 18 лет отдано театру, и это были невероятные годы в моей жизни, но, повторю снова, надо двигаться дальше.

Сейчас вы гастролируете с моноспектаклем «Все начинается с любви», который позиционируется как «спектакль-откровение». В чем же его откровенность?

По этой постановке можно понять меня как художника и как человека. В ней я размышляю о нашем времени, взаимоотношениях между людьми, рассказываю о своей жизни, читаю стихи, пою песни. Хочется, чтобы, уходя после спектакля, зритель чувствовал себя счастливым и стремился делать добрые дела. Не скрою, мой интерес был еще и в том, чтобы проверить, смогу ли я один в течение двух часов удерживать тысячный зал. Оказалось, что могу.

Теперь как опытный артист можете оценить плюсы и минусы вашей профессии?

Главный ее плюс в том, что она будет всегда. И я должен смотреть вперед. Актер Михаил Пуговкин перед смертью сказал: «Страшно подумать, что я свою роль уже сыграл». Так вот, я еще не сыграл. Нельзя жить вчерашним успехом и с наградами спать. А что касается минусов профессии… Жаль, что в сутках не 48 часов, а всего 24. И я просто не успею сыграть все, что хотел бы. И что, когда наш российский кинематограф возродится, я буду, наверное, уже не так интересен режиссерам.

Свой день рождения вы отпразднуете на сцене — 26 ноября будете выступать в Сочи, в Зимнем театре. Это концептуальное решение или чистое совпадение?

Это давняя традиция. Вот уже несколько лет я стараюсь в день рождения играть спектакль. Так было и в «Сатириконе». В этом году я соберу друзей, и мы поедем в Сочи все вместе. Я отработаю, а потом будет праздник. Считаю, что, как ты день рождения встретишь, так следующий год и проведешь. Лучше всегда быть на сцене, в работе. Я очень люблю вкалывать, не могу по-другому.

 

Материалы по теме

  • Торжественное закрытие III Летней киноакадемии Никиты Михалкова

    04 августа 2014 / Редакция THR Russia

    2 августа в городе Павлово подвела итоги третья Летняя киноакадемия Никиты Михалкова. На закрытии выпускники представили 3 короткометражных фильма и получили сертификаты об окончании курса.

    Комментировать
  • Письмо редактора: Елки на носу

    24 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Погоня за вечной молодостью, сценический синдром Юэна МакГрегора и Майкла Серы, экспедиция на съемки «Хоббита» Питера Джексона и «Матильды» Алексея Учителя, бунтующая Джейн Фонда, волшебный Иэн МакКеллен и сказочная Эмили Блант, многогранность Итана Хоука, бизнес-империя Джессики Альбы и Гвинет Пэлтроу, беседа с Джонатоном Ноланом и Джоном Фавро, оскаровские амбиции Дженнифер Энистон, голливудское спокойствие Максима Матвеева, киноиллюстрации Александра Адабашьяна и многое другое в декабрьском номере The Hollywood Reporter Russian Edition.

    Комментировать
  • Главные российские сериалы мая 2018

    04 мая 2018 / Илона Егиазарова

    «Победители», «Вне игры», «Девочки не сдаются» — THR поможет сориентироваться в отечественных теленовинках месяца.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus