«Мир Юрского периода». Эра динозавров

«Мир Юрского периода». Эра динозавров
Кадр из фильма «Мир Юрского периода»

История создания четвертой части прославленной франшизы настолько длинная, сложная и запутанная, что, ей-богу, разобраться в ней не легче, чем реконструировать, как действительно выглядели и двигались динозавры. Но после бесконечных рокировок в съемочной группе, правок и переписывания сценария с чистого листа, смены актеров и прочей чехарды, которая обычно сопутствует проектам такого масштаба, история наконец-то срослась. «Мир Юрского периода» выходит в прокат. Поклонники затаили дыхание, кинокритики навострили перья, а продюсеры Universal Pictures замерли в ожидании результатов сборов первого уик-энда. Еще бы! Реанимировать такую почтенную франшизу — задача настолько безумная и амбициозная, что может сравниться с желанием воскресить доисторических ящеров.

И эту задачу, ко всеобщему изумлению, доверили Колину Треворроу — режиссеру, который прославился на «Санденсе» своей дебютной инди-комедией «Безопасность не гарантируется». Фильм получил ворох наград за сценарий и был тепло встречен критиками, и тем не менее возникает резонный вопрос: а на каких основаниях амбициозный перезапуск «Парка Юрского периода» вдруг доверили выходцу из независимого кино? Дарование? Безусловно. Но не слишком ли молодое?

Впрочем, не будем забывать, что это не такой уж необычный карьерный путь для режиссеров блокбастеров. Тот же Кристофер Нолан, известный сегодня благодаря своим высокобюджетным и высокотехничным фильмам, тоже дебютировал с инди-триллером на фестивале в Роттердаме, который можно назвать своеобразной Меккой независимого кинематографа. Да и сам Стивен Спилберг, прежде чем снять легендарные «Челюсти», после которых кинокритики заговорили о блокбастере как о новом феномене, начинал со скромного телевизионного триллера про большой грузовик «Дуэль».

Стоит признать, что Колину Треворроу наглости и дерзости не занимать. Первое, что он сделал, присоединившись к проекту, — полностью переписал сценарий картины. И это притом что редакций и вариантов до его появления было столько, что по объему они бы могли легко сравниться с полным собранием сочинений Льва Толстого (и кто бы мог подумать, что в одном из его черновиков речь шла о новой породе солдат, генетически скрещенных с динозаврами?). А одну из последних версий сценария писали не абы кто, а Рик Джаффа и Аманда Сильвер — люди уважаемые и почтенные, которые работали над франшизой «Планета обезьян» и, по слухам, помогают Джеймсу Кэмерону дописать третью часть «Аватара».

Стараниями режиссера история так далеко ушла от первоначальных версий, что в «Мире Юрского периода» не нашлось места для героев первых частей. Вы не увидите на экране ни Сэма Нила, ни Лору Дерн, ни Джеффа Голдблюма, хотя в разные времена подготовки проекта их участие обсуждалось. Треворроу соглашается, что отказ от привычных актеров может быть сильным ударом для поклонников. И в то же время он иронично замечает, что «Парк Юрского периода» — не из тех киносерий, что бесконечно рассказывают про напасти ограниченной группы героев. И спорить с таким аргументом несколько глупо.

Так о чем же тогда новый фильм? Целых 22 года отделяют «Мир Юрского периода» от событий, рассказанных в предыдущих частях. Прогулки рядом с ожившими динозаврами пресыщенную публику давно уже не прельщают, поэтому корпорация Masrani, владеющая парком, решает пойти на отчаянный шаг и выводит новый вид ящеров, нареченных Indominus Rex. В переводе с латыни это означает, что тварь получилась лютая и неприручаемая. А значит, проблем с этим гибридным динозавром точно не оберешься.

Тираннозавр по сравнению с ним — безобидная зверушка. Проворный и смышленый ящер довольно быстро вырывается на свободу и повергает остров в доисторический хаос. Парк развлечений превращается в сафари, только охотятся здесь не на динозавров, а на людей. В центре этой передряги — Оуэн Грэди (Крис Пратт), сотрудник парка, исследующий поведение динозавров и добившийся впечатляющих успехов в деле приручения велоцирапторов, и Клэр Диаринг (Брайс Даллас Ховард), менеджер парка, которую приехали навестить два маленьких племянника Зак и Грэй. Понятное дело, приехали они аккурат перед началом крестового похода динозавров против людей.

О чем расскажет новый фильм, помимо экологической катастрофы, — главное, что волнует перед премьерой зрителей и кинокритиков. Вспомним, что, несмотря на удивительные для своего времени спецэффекты и рекордные сборы, сиквелы «Парка Юрского периода» неизбежно разочаровывали ходульностью своих персонажей и сюжетных ходов. И хотя режиссер открещивается от сценарных приемов из предыдущих серий франшизы, сложно не увидеть в племянниках Заке и Грэе преломленное отражение Тимоти и Алексис (внуков Хэммонда — владельца и основателя парка из первых серий франшизы). Но, может, это всего лишь дань уважения создателям оригинального фильма. К слову, оммаж Спилбергу этим не ограничивается — в качестве корма для морских ящеров в «Мире Юрского периода» используют акул, явно кивая в сторону «Челюстей».

Не стоит ожидать в картине Треворроу появления кинозвезд первого эшелона, хотя в разное время на кастинге побывал весь Голливуд — и Харрисон Форд, и Джош Бролин, и Джейсон Стэйтем, и Кира Найтли, и Кристен Стюарт. Главную ставку, вероятно, решили сделать на спецэффекты, на которые был угрохан весь бюджет фильма. Динозавры в 3D должны были выглядеть настолько реалистичными, чтобы зрителю показалось, будто он сам прокатился по парку с древними ящерами в «Гиросфере». При этом на консультации палеонтологов в этот раз потратили самую малость. Поэтому сразу же после появления первого трейлера все ученые ощетинились и обвинили новую картину в ретроградстве: «Ну как же? Разве вы не знали, что, согласно последним научным данным, у велоцирапторов были протоперья?» С одной стороны, «Мир Юрского периода» — в чистом виде художественный фильм, а не документалка для канала National Geographic, поэтому какая, собственно, разница? С другой — разочарование палеонтологов можно понять. Если кинокартина максимально приближена к реальной, то и динозавры должны быть сделаны такими, какими были на самом деле.

За время, прошедшее со съемок первого «Парка Юрского периода», индустрия компьютерных спецэффектов успела совершить не одну революцию. Чтобы воссоздать движение скачущих по зарослям папоротника динозавров, теперь не нужно цеплять датчики движения на членов съемочной группы и заставлять их бегать по автостоянке, прыгая на капоты автомобилей. Тем не менее создатели нового фильма чтут традиции, пытаясь сохранить ДНК оригинальной франшизы и удержать наследственную связь хотя бы на визуальном уровне, — «Мир Юрского периода» обещает быть очередной демонстрацией успехов компьютерной графики.

Между тем снимали фильм на старую добрую кинопленку, ведь значительная часть съемок проходила в красочных джунглях, а цифровые камеры еще не справляются с такой богатой цветовой палитрой. Остается надеяться, что создатели «Мира Юрского периода» наследие франшизы не только сохранили, но и приумножили. Судя по тому, что уже идут разговоры о возможном продолжении фильма, эти надежды небеспочвенны.

Мир Юрского периода (Jurassic World) / США, 2015 г., 125 мин. Режиссер: Колин Треворроу. В ролях: Крис Пратт, Брайс Даллас Ховард, Винсент Д’Онофрио, Ник Дж. Робинсон, Тай Симпкинс, Омар Си, Ирфан Кхан, Брайан Ти, Джейк Джонсон, Б.Д. Вонг. В прокате с 11 июня (UPI )

Материалы по теме

  • Новые видео: «Спасти мистера Бэнкса»

    26 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Целых четыре ролика о двух гениальных сказочниках: два отрывка из фильма «Спасти мистера Бэнкса» и два видео о съемочном процессе.

    Комментировать
  • Видео: Рассел Кроу в Москве

    19 марта 2014 / Татьяна Баталова

    Знаменитый актер Рассел Кроу посетил Москву, чтобы представить фильм «Ной» режиссера Даррена Аронофски. Небольшое видео о том, как это было.

    Комментировать
  • Джеймс Мэнголд снимет фильм об Ингрид Бергман

    22 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Картина расскажет о романе между легендарной актрисой и фотографом Робертом Капой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus