ММКФ 2018: цензура в интернете, психологические проблемы девушек-подростков и хвалебная ода Ничему

ММКФ 2018: цензура в интернете, психологические проблемы девушек-подростков и хвалебная ода Ничему

Вы когда-нибудь смотрели фильм про Ничто? В рамках Конкурса документального кино на 40-м ММКФ это было возможно. Такой шанс зрителям предоставил именитый сербский документалист Борис Митич и его картина «Похвальное слово Ничему».

Ничто для режиссёра — самый предприимчивый персонаж и самая интересная тема для исследования. Вся картина состоит из нарезок от 5 секунд до 1 минуты, в которых операторы пытались выразить, что же такое для них Ничто. Над фильмом работало более 100 операторов, поэтмоу Митичу было из чего выбирать.

«Идея фильма о „Ниочём“ появилась из ниоткуда. Примерно восемь лет назад я задумал концепт такого документального кино и постепенно его разрабатывал. Изначально я работал с семью самыми именитыми операторами жанра, но в итоге к проекту подключилось более ста кинематографистов», — сообщает Митич.

Работа каждого отдельного оператора и их совместная и командная работа — главное, что есть в фильме. Работа над фильмом началась и проходила в полнейшей творческой свободе — без неё такая картина и не получилось бы. Каждый оператор снимал что хотел, когда хотел и где хотел. Главное — передать личный смысл и понимание того, что же в этом мире есть Ничто.

«Наш проект рос как ребёнок, я даже не заметил, когда он стал взрослым. У меня было так много видеоматериала, что со временем я понял, что превращаю фильм в ничтопедию».

В фильме три ключевых аспекта: видео, звук и закадровый стихотворный текст. Читал его известный американский рок-музыкант Игги Поп, а автором стихотворения длинною в полтора часа стал лично Митич.

«Если честно, до работы над этим фильмом я не рифмовал больше двух слов. У меня было более 20 тысяч страниц разного материала, из которого я создал финальный вариант. Я готовился к фильму 8 лет, а итоговый монтаж занял у меня всего три дня. Было ощущение, что за это время вся энергия сублимировалась в какую-то космическую скорость».    

«Ничто» — свежий глоток в документалистике. Тот самый проект, способный раздвинуть рамки жанра до ранее неведомых границ.

Ещё одним документальным фильмом, застолбившим за собой роль фаворита программы, стал «Чистильщики» режиссёрского тандема Ганса Блока и Морица Ризевика.

Немецкая картина — самая актуальная и свежая на конкурсе, затрагивающая тему свободы слова, цензуры, безопасности и размещения информации в интернете. Главные действующие лица фильма — пять модераторов социальной сети фэйсбук, которой ежедневно пользуется четверть населения Земли. По словам экспертов, значение платформы в современном мире стало настолько велико, что её создателя, Марка Цукерберга, можно по-настоящему считать главным редактором всех газет мира одновременно. Злободневности теме добавляют два громких скандала, которые коснулись Цукерберга и его проект за последний год: оба связаны с небрежностью соц сети в хранении данные своих пользователей. Один из конфликтов с фейсбуком связан с результатами последних президентских выборов в США, победителем которых вышел Дональд Трамп.

«Чистильщики» — канонический с точки зрения документалистики фильм: в нем есть яркая и актуальная тема, выстроенная структура повествования, пересечения сюжетных линий, герои и поясняющие дополнения.

Главной задачей создателей проекта было рассказать, как же устроена самая большая в мире социальная сеть, в чём заключается работа модератора, какие психологические проблемы они испытывает и, наконец, что же будет со свободой в интернете в будущем. Каждую тему «Чистильщики» раскрывают в полной мере.

«Фэйсбук прячет все свои секреты и следы к ним. Они ничего не рассказывают о своих модераторах. Нам очень повезло, что мы нашли этих пятерых ребят, которые согласились с нами поговорить. Во съёмок фильма все они находились в процессе увольнения, поэтому не сильно волновались за реакцию руководства после выхода картины», — рассказывают режиссёры.

Помимо прочего, Ризевик и Блок выяснили, что фэйсбук не нанимает модераторов сам, а связывается со сторонними аутсорсинговыми компаниями — так американский медиагигант избавляет себя от ряда существенно важных проблем и не несёт никаких ответственностей за последствия. В основном соц сеть работает с азиатскими странами, где сотрудникам нужно платить меньше, нежели в Европе или Штатах. Главной точкой фэйсбука в Азии стала Манила — столица Филиппин. Именно эту страну выбирают крупные европейские компании, так как считают, что за века колонизации со стороны запада, филиппинцы успели проникнуться ценностями и впитать в себя европейский менталитет. 

«Модераторы работают по 10 часов в день и просматривают по 25 тысяч картинок и видео за смену. Но только 3% их работы проверятся супервайзерами. Понимаете, почему фэйсбук так часто заявляет об ошибках?», — пошутили Блок и Ризевик.

Заключительной лентой документального конкурса стала «Хана» итальянского режиссёра Джузеппе Каррьери, впервые попавшего на фестиваль.

Фильм оказался интернациональным и рассказывает о четырёх молодых девушках — из Индии, Нигерии, Перу и Сирии — которые так или иначе столкнулись с сексуальными или личными проблемами. В Индии девочку заставили выйти замуж, потому что, согласно гороскопу, только так она могла избежать смерти. В Нигерии героиню изнасиловали исламисты, и однажды ночью она попыталась сбежать от своих похитителей. В Перу девушка стала матерью уже в 14: её семья этого не приняла и  выгнала из дома. В Сирии из-за войны девочку продали на аукционе.

«Мои героини — это большая удача. В документальном кино нет актеров. И профессия режиссера здесь больше имеет психологический аспект, нежели кинематографический. Главное качество режиссера — способность говорить с людьми, даже не зная их языка, устанавливать визуальный контакт, становиться для своих героев другом, завоевывать их доверие. Мне повезло, что девушкам захотелось рассказать свои истории. Я пытался донести до них, что не хочу украсть их жизнь, а лишь поделиться их историями с миром», — рассказал Джузеппе Каррьери.

Автор отметил, что несколько сцен в его картине были разыграны по сценарию, но все заготовленные реплики были прописаны исключительно со слов героинь. 

«Для меня рассказать историю в документальном фильме — словно выглянуть в окно и посмотреть, что же там снаружи», — признаётся режиссёр.

Хана — имя одной из героинь, что в переводе означает «счастье», отчего режиссёр и выбрал это имя для названия своего фильма. Хотелось бы верить, что счастье коснётся жизни каждой из девушек, так сильно пострадавших ментально и физически в столь юном возрасте.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus