- Главная
- →
Кино- →
ММКФ 2018: русская часть основного конкурсаММКФ 2018: русская часть основного конкурса
Сергей СергиенкоЯкутская лента и фильм с китайскими корнями в борьбе за главный приз.Россию в основном конкурсе ММКФ представляют две картины: «Царь-птица» Эдуарда Новикова и «Ню» Ян Гэ. Обе вышли достаточно самобытными, но довольно по-разному.
«Царь-птица» отличается от всех конкурентов невероятной атмосферой: события происходят в 1930-е, когда советская власть только-только установилась и старые порядки еще сильны — особенно в уединенном доме посреди тайги. Микиппэр и Оппуос, одинокие старики, доживают свои дни в небольшом домике по соседству с коровами. Устоявшийся за годы быт нарушает прилетевший орел, по поверью — вестник беды и священная птица. Последнее не дает и права прогнать царственное животное, так что волей-неволей старики начинают привыкать к новой жизни.
Главная проблема якутского кино для российских фестивалей в том, что чаще всего попасть оно сюда не может просто за счет регламента: обычно якутские фильмы сразу же отправляются в местный прокат. «Царь-птице» повезло — отбор произошел еще на черновом монтаже, и именно этот фильм стал первым якутским фильмом в истории Московского международного кинофестиваля.
Пожалуй, главное, что есть в фильме — это совершенно чарующая атмосфера уникального быта якутов: для картины была проделана поистине титаническая работа с поиском нужного места съемки и подбором декораций — так, к примеру, место съемок дома находится в сотне километров от Якутска в практически непроходимом месте, куда съемочная команда добиралась тракторами. Даже коровы и те аутентичны: их пришлось занимать у селекционера, который сохраняет породу, водившуюся в начале прошлого века.
И такое внимание к деталям буквально во всем: невозможно не восхититься проработкой дома и уклада жизни стариков, в чьей жизни удивительным образом мешаются местные народные поверья, православие и недавно пришедший коммунизм. Подается это достаточно тонкими штрихами, что также не может не радовать.
Съемочная команда также добавили, что работы над выходом на российский рынок ведутся и есть шанс, что скоро необычные и свежие якутские фильмы станут выходить и за пределами республики.
Второй фильм от России — «Ню» от Ян Гэ, молодой актрисы и режиссера, ее дебют. И здесь все уже не столь однозначно. Дело в том, что «Ню» — картина явно важная для самой Ян Гэ, но смотреть серьезно на фильм попросту невозможно. Проект одного автора с невообразимыми диалогами, странными съемками и мягко говоря удивительными ситуациями поставил в ступор почти всех присутствовавших на первом показе — так, уже после вступительной сцены послышались робкие хлопки и сдерживаемый смех. Причин и для того, и для другого здесь немало, и трудно даже понять, с чего начать об этом говорить.
«Ню» явно задуман как картина-рефлексия, но его сюжет и проблемы достойны уровня школьной трагедии. При этом количество самолюбования в кадре просто зашкаливает, причем самолюбования довольно откровенного: как можно было ожидать из названия, в фильме немало обнаженки и откровенных сцен. В конце концов, почти всю первую половину картины молодая китаянка попросту ищет, с кем ей переспать (о чем еще и спета песня, вызывавшая в зале нервные смешки из-за острого чувства неловкости — нет, откровенным разговором никого не удивить, но вот подача…) и лишь позже раскрываются истинные мотивы героини. Легче от этого, правда, не становится, плюс перемежается это все буквально клипами на музыку самой Ян Гэ. Клипы зачастую кажутся вырванными из контекста, но на деле это не так: сама режиссер сказала, что в фильме нет ни одного лишнего кадра. Глядя на многочисленные ракурсы, фиксирующие ее нижнюю половину, сомневаться не приходится.
Это по-настоящему удивительный фильм: все его метафоры поверхностны, проблемы остаются на каком-то очень детском уровне, а попытка продать все это как арт-хаус с треском проваливается. Сочетание странностей фильма и практически единоличность авторства у многих вызвали сравнение с «Комнатой» Томми Вайсо — и, быть может, «Ню» обретет не менее культовый статус среди зрителей хотя бы на отечественном уровне.
Материалы по теме
ММКФ 2018: тяжелые трагедии разного масштаба
21 апреля 2018 / Сергей СергиенкоГоре целого народа и двух отдельных людей в фильмах второго дня ММКФ
КомментироватьММКФ 2018: узбекский стоицизм и французская диалектика
21 апреля 2018 / Григорий ЧерагинВ основном конкурсе 40-го ММКФ показали «Стойкость» Рашида Маликова и «Гаспар едет на свадьбу» Антони Кордье.
ММКФ 2018: будущее генной инженерии, психологическое расстройство и одна из самых опасных в мире работ
23 апреля 2018 / Григорий ЧерагинКонкурс документального кино показал южнокорейского «Старого морпеха», канадскую «Манию» и российский «Генезис 2.0».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: