ММКФ 2018: узбекский стоицизм и французская диалектика

ММКФ 2018: узбекский стоицизм и французская диалектика

Очередной день юбилейного московского киносмотра подарил зрителям две совершенно разные по содержанию и настроению картины. Одной из них стала драма «Стойкость» режиссёра Рашида Маликова, который за последние 10 лет стал первым узбеком, представившим свою работу на крупном фестивале. Столь долгое ожидание фильма из Средней Азии с лихвой оправдалось: «Стойкость» получилась очень атмосферной и захватывающей.

Бывший капитан советской армии Сайдулла уже давно вернулся домой после войны в Афганистане, но вот вокруг него — полная пустота и тотальное одиночество. Он не видится с сыном и внуком, жена давно умерла, а друзей попросту нет. Даже живёт главный герой на отшибе маленького городка. Но один важный человек рядом всё-таки есть — призрак бывшего сослуживца, который словно совесть ходит за героем по пятам. Афганистан не отпускает героя и спустя много лет после войны, а с развитием сюжета зритель будет узнавать, что именно там случилось нечто, повлиявшее на жизни нескольких друзей. А в один день Сайдулла узнаёт страшный диагноз — он болен раком, и жить ему осталось совсем немного. Уже при смерти герой решает разобраться с теми делами, на которые не решался при жизни.

«Стойкость» — пока самый конфликтный фильм конкурсной программы. Он обнажает и накаляет, обличает и наказывает. Режиссёр хотел показать в ленте три вида конфликтов: человека с самим собой, человека с человеком и человека с обществом. Сайдулла действительно не знает, как ему жить с самим собой: он вечно истязает себя, живёт в отшельничестве и возвращается в прошлое, чтобы задать себе вопросы, на которые никак не может найти ответов. С обществом тоже не все гладко — он не понимает взяточников и лицемеров вокруг. Другой человек — это сын Сайдуллы, который отказывается показать деду родного внука и в лицо отцу признаётся, что никогда его не простит.

«Меня всегда интересовала эпоха конца 80-х и начала 90-х. Это очень непростое время для СССР и уже отделившихся стран, в котором хотелось разобраться», — делится Маликов.

По признанию режиссёра, изначально он хотел назвать свой фильм «Плата», но редакторы такое название не одобрили. «Мне кажется, что стойкость главного персонажа фильма в том, что он, несмотря на все трудности и переживания, не наложил на себя руки и продолжает жить. Причём жить очень достойно и честно».

Также режиссёр признался, что узбекский кинематограф сейчас переживает настоящий ренессанс, поэтому в будущем мы вправе ждать из этой страны больше конкурсных работ: «Кино у нас в стране сейчас реформируется. На смену плёнке наконец-то приходит цифра. У нас снимается куда больше разнообразных фильмов, а количество переходит в качество».

Если «Стойкость» — это философия с депрессивным отливом, то французская картина «Гаспар едет на свадьбу» — диалектика позитива. Это всего третья полнометражная работа 45-летнего француза Антони Кордье, и первая, попавшая на международный фестиваль.

Начинается история Гаспара (Феликс Моати) в поезде, где он случайно знакомится с миловидной девушкой и зовёт на свадьбу отца — просто не хочет приходить туда один. Лора (Летиция Дош) соглашается подыграть парню и притвориться его возлюбленной. Но вот чего девушка не знала — молодой человек вырос в зоопарке, а вся его семья, с которой он перестал видеться, до сих пор там живёт и работает. Гаспар отправляется назад в детство, где его ждут непростые отношения с отцом, братом и сестрой.

 «Для меня этот фильм — совершенно универсальная история, в которой герои учатся любви и продолжают жить несмотря ни на что, — считает автор. — Мне хотелось рассказать о том, что когда детство кончается, нужно от чего-то отказываться, чтобы идти дальше».

У каждого героя фильма «детство» своё: у Гаспара — инфантилизм и лень, у его отца — неиссякаемая страсть к женщинам, у сестры — образ медведицы, из которого она никак не может выйти и открыться миру, а у брата — перманентное желание держать всё под тотальным контролем. Но именно все эти мельчайшие черты и придают в скрупулёзно сконструированном сценарии каждому герою свой особый вкус, цвет и запах, отчего каждый из них надолго запомнится зрителю.

Особая роль в фильме у девушки Лоры, которая врывается в новую для себя семью и полностью меняет её уклад. Но Лора не портит жизни персонажей: она невольно даёт каждому из них возможность переосмыслить себя, стать лучше и выйти за привычные рамки.

В фильме «Гаспар едет на свадьбу» прекрасно всё: колоритные герои, тонкие диалоги, забавные шутки, атмосфера любви и свободы. Фильм Кордье — идеальная закольцованная сказка, обезоруживающая своей искренностью и простотой. Кстати, на свадьбу главный герой так и не попадёт.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus