- Главная
- →
Кино- →
«Непрощенный»: Сарик Андреасян показал свой фильм журналистам«Непрощенный»: Сарик Андреасян показал свой фильм журналистам
Ольга БеликВ зале многие плакали.В Москве состоялся показ нового фильма Сарика Андреасяна «Непрощенный», основанного на реальной трагедии и с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Его герой — Виталий Калоев, в 2002 году потерявший жену и двух детей в авиакатастрофе. Самолет «Башкирских авиалиний», летевший в Барселону, столкнулся с транспортным судном над Боденским озером — все пассажиры погибли. Виноват в случившемся был швейцарский диспетчер, который не сумел правильно «разрулить» маршруты самолетов. Однако представители швейцарской авиакомпании поначалу отказывались признавать свою вину — и сделали это лишь после того, как Калоев добрался до диспетчера и убил его. Об этой истории был снят документальный фильм, она легла в основу картины «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером — и вот Сарик Андреасян с документальной практически точностью попытался воссоздать не только то, что случилось и с пассажирами, с Калоевым, но и что он чувствовал и почему так поступил.
Иногда в происходящее на экране сложно было поверить, но режиссер настаивает, что показал абсолютную правду, ничего не приукрасив. Калоев действительно прилетел первый на место трагедии — потому, что встречал семью в Барселоне, откуда ему позже было быстрее добраться до Швейцарии. Ему действительно разрешили принять участие в поисках погибших, и он нашел среди тел свою семью. Швейцарская сторона действительно вела себя довольно цинично — как рассказали Андреасяну очевидцы событий, еще хуже, чем это показано в фильме. Создатели картины посмотрели документальные кадры, подняли архивы и, разумеется, поговорили с самим Виталием Калоевым. Как рассказал Андреасян, встреча была всего 20 минут, сценарий Калоев не читал, потому что не хотел снова погружаться в свое горе — но режиссер пообещал ему, что снимет фильм со всем уважением к нему и к жертвам. Единственное, на что обратил внимание Калоев — на свой дом: в документальных историях, по его словам, показывают, что он жил чуть ли не в хижине, а он построил хороший дом для своей семьи. В итоге Сарик нашел подходящих размеров особняк, поскольку и сам, как восточный мужчина, понимает всю важность дома для такого мужчины, как Калоев.
«Непрощенный» стал вторым большим драматическим фильмом Сарика Андреасяна после «Землетрясения» — тоже картины о реальной трагедии. На пресс-конференции режиссер признался, что ему гораздо комфортнее снимать именно драмы, а не комедии — здесь он чувствует и знает каждую сцену, в то время как в комедии слишком много функциональных сцен, которые должны быть просто смешными и ничего не значат для сюжета. К тому же сейчас Андреасян ощущает пропасть между собой и 20-летним зрителем, что сказывается на юморе — у него с целевой аудиторией юмор уже разный. И поэтому он находит истории, которые его волнуют — и снимает их.
Надо отдать должное смелости братьев Андреасянов (Сарик — режиссер, Гевонд, традиционно — продюсер): они рискуют браться за неподъемные вещи. Жаль, что братья не идут дальше: неважно, снимает ли Андреасян комедию или драму — это всегда кино с одним и тем же набором художественных приемов и штампов. Любовь к лобовым метафорам, нагнетанию градуса, спекулированию на эмоциях и медийным лицам — все это есть и в «Непрощенном», и режиссер настаивает, что все эти приемы — оправданны. Семья Калоева показана впроброс и максимально схематично — так надо, фильм идет два часа, мы все знаем, что произошло, и важно, чтобы первая часть картины развивалась быстрее, объясняет Андреасян. Затянутая вторая часть, бесконечные рапиды, самоповторы — так надо, кино становится медитативнее, герой как бы застывает в своем горе. «В фильме очень много символизма, там почти нет простых сцен, — комментирует Сарик. — Меня обвиняли, что в нем много финалов, но я так не считаю. Последняя сцена — о принятии, она важная. В картине много аллегорий, и все ответы на вопросы можно найти в ее визуальной части». Фокус в том, что режиссер Андреасян не владеет мастерством режиссера Тарковского в области аллегорий, символизма и метафор, и на этом поле — очень слабый и примитивный игрок. И если бы он осознавал этот момент и развивался — то и обвинений было бы меньше.
Режиссер дипломатично ушел от ответа на вопрос, почему в главной роли не кавказский актер — ответ очевиден даже с бизнес-точки зрения: фильм с Нагиевым в главной роли проще снять и продвинуть в прокате. Любое драматическое кино очень сложно отстоять — и «Непрощенного» Андреасяны запускали довольно долго. Тот факт, что именно шоумен и комик Нагиев выступает здесь как серьезный драматический актер, и привлекает публику. Сарик называет его «умным артистом, которых мало». Нагиев пришел на площадку подготовленным, уже с придуманной походкой и сутулостью героя, и во время съемок создавал разные детали вроде стряхивания пепла сигареты в руку. «Мне как режиссеру было важно не испортить то, что придумал артист», — поясняет Андреасян, а Нагиев в свою очередь рассказывает, что просил Сарика останавливать его в импровизации. «Иногда я хотел, как мы это называем, „раскрасить“ героя — сыграть так, чтобы зрителя унесло. Сарик не давал мне этого сделать, за что я ему благодарен».
Нагиев в фильме старается играть скупо, имитирует акцент, пару раз рыдает, но в основном ходит с одинаково скорбным выражением лица. Он очень старается избавиться от своего амплуа — но все равно в итоге играет Дмитрия Нагиева. На пресс-конференции в противовес драме актер вел себя словно капризная примадонна, пеняя создателям, что его не взяли в Канны и на другие фестивали, где «Непрощенный» открывал или закрывал программу. В шутку, конечно — но выглядело как-то грустно. Первый вопрос ему достался от юного корреспондента из издания «Я пою», и Нагиев не удержался, чтобы не облить ребенка ведром иронии — и только после этого ответить на обычный вопрос о том, сложно ли было ему сниматься в этой роли и как она на него повлияла (никак, Дмитрий не отождествляет себя со своими героями, а на площадку пришел уже сформировавшимся человеком, чтобы роль на него повлияла). С Виталием Калоевым Нагиев не встречался намеренно — играл так, как себе его придумал. «Актерски я абсолютно оправдал героя, в человеческом плане — не хочу вступать в эту дискуссию. Для меня его действия по фильму — один из самых ярких поступков и подвигов во имя любви».
Любовь — ключевое слово для всех создателей картины. Один из продюсеров «Непрощенного» Армен Ананикян и вовсе считает, что это фильм именно про любовь. Для Нагиева в картине был важен вопрос веры, а не религии, и он поставил этот момент условием своего участия. Для ivi.ru, участвовавших в производстве фильме, было важно сделать кино для зрителей, над которым он мог бы подумать и которому мог бы сопереживать. Самому Андреасяну помимо всего перечисленного также хотелось задать зрителю вопрос, который звучит в картине: а как бы вы поступили, если бы увидели своих детей в гробах? — и не дать на него ответ. «Я пытался максимально не вовлекать себя в эту историю, старался быть беспристрастным. Но я на стороне человеческого фактора в фильме».
Несмотря на все штампы, провисы и избитые приемы, «Непрощенный» у Андреасяна получился фильмом, который уже можно обсуждать с художественной точки зрения (не все его картины могут этим похвастать). Многие в зале плакали и благодарили создателей после просмотра. То есть это кино найдет своего зрителя — узнать наверняка мы сможем после 27 сентября, когда «Непрощенный» выйдет в прокат.
Материалы по теме
В сети появился трейлер фильма «Непрощенный»
18 апреля 2018 / Редакция THR RussiaНовый фильм Сарика Андреасяна расскажет трагическую историю архитектора Калоева.
КомментироватьММКФ 2018: «Непрощенный» открыл Российские программы
22 апреля 2018 / Редакция THR RussiaСарик Андреасян снял фильм про Виталия Калоева, отомстившего швейцарскому авиадиспетчеру за гибель своей семьи.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: