Оливер Стоун: «Пентагон и ЦРУ взял верх над Голливудом»

Оливер Стоун: «Пентагон и ЦРУ взял верх над Голливудом»
Оливер Стоун, Джозеф Гордон-Левитт и Шейлин Вудли на съемках "Сноудена".

Поначалу Оливер Стоун без особого энтуазиазма отнесся к идее снять фильм про Эдварда Сноудена.  Затем он побывал в Москве и пообщался с бывшим сотрудником ЦРУ и Агентства национальной безопасности. 69-летний режиссер настолько проникся историей 33-летнего Сноудена, что тут же согласился снимать про него кино, а тот в свою очередь пообещал появиться в финале картины. При этом трижды лауреат премии «Оскар» признался, что Сноуден не получил никаких денег за картину (гонорар получили его адвокат и газета The Guardian) и не имел права решающего голоса по поводу подачи материала.

Стоун обсудил с THR на какие жертвы ему пришлось пойти для создания фильма и почему он считает, что его телефоны прослушиваются.

«Сноуден» похож на классический фильм Оливера Стоуна. Как родилась идея фильма?

Когда я встретил Сноудена, он всего опасался. Я тоже. Мы встретились в Москве, и нам понадобилось несколько таких встреч на протяжении месяцев, чтобы узнать друг друга в достаточной мере для работы. Работа была тяжелой. Он очень умный молодой человек и очевидно, что он очень смелый. Но он хотел, чтобы все было честно. Так что он многое правил в сценарии, вы знаете, все эти клише про компьютеры и Агенство национальной разведки. Мы старались придать всему происходящему как можно больше реализма.

Как вы добились встречи с ним?

Первая встреча была устроена через его русского адвоката, который хотел продать мне права на книгу, которую он написал про Сноудена. Но это была художественная проза, он многое придумал. Это был интересный русский роман, очень в духе Достоевского -  в том смысле, что там не было реализма. Это была история молодого американца, который раскрывает существование мира Оруэлла, как в романе «1984». И там были отличные диалоги. Тогда я еще не знал, снимем ли мы кино про безымянного выдуманного персонажа или сделаем фильм про Сноудена, потому что не было известно, готов ли Сноуден с нами сотрудничать.

Что вас в нем удивило?

Его настороженность. Не думаю, что на тот момент ему хотелось, чтобы про него сняли фильм. Он весь находится в реальности, и кино – это настолько далекий от него мир. По-моему, он видел какую-то часть моего документального 12-серийного сериала «Нерассказанная история Соединенных Штатов». И, как мне показалось, он его впечатлил.

На последующих встречах что-то изменилось?

Он оттаял. На это понадобилось время.

Вам надо было показывать сценарий ЦРУ?

Вы знаете, я уже давно сталкивался с этим при съемках «Взвода». Я ходил в Пентагон. Все их замечания были просто смешны, вы бы их только видели. Каждое матерное слово вызывало вопросы. К сожалению, таково реальное положение дело в киноиндустрии. Вам показывают чушь. Многие военные картины проходят проверку Пентагона, и там сплошное вранье. Лишь бы кино было проамериканским. Например, в фильме «Уцелевший» на каждого убитого американца приходится 20-30 талибов. Другой пример – «Снайпер». Так что Пентагон и ЦРУ взял верх над Голливудом. «Родина», «24 часа» - это все продукты ЦРУ. Это все чушь, Америке ее скармливают, и мы на нее ведемся. Другой альтернативы нет.

Вы не боялись, что ЦРУ может прослушивать ваш телефон?

Думаю, они могли, но мы отталкивались от того, что мы снимаем кино. Самой главной проблемой была автоцензура перепуганных американских киностудий. В этом всё наше общество.

Может быть, киностудии не посчитали этот фильм коммерчески выгодным?

Вы правда в это верите? При нашем бюджете и сценарии тут очевиден политический фактор.

Что было для вас самым сложным при создании фильма?

Во время съемок я знал, что меня скоро покинет мать. Я попрощался с ней до отъезда, но она умерла, когда я был в Германии. И я не мог приехать на похороны, потому что пришлось бы потерять 4 дня съемок. И мы не могли себе этого позволить. Денег у нас было впритык. Вот это было тяжело.

Расскажите о Дональде Трампе, которого вы сняли в фильме «Уолл-стрит».

Да, у него там есть удаленная сцена. Он был хорош, не могу пожаловаться. Правда, было много требований. То есть он выдал 2 страницы требований – вам нельзя было снимать его с этого ракурса, с того угла и тому подобное. Но я с ним смог поговорить. И он очаровательный человек в личном общении. Он был потрясающим. То есть в самом деле. Мы сняли один дубль с ним и Майклом Дугласом, и Трамп вскочил после окончания съемки и сказал: «Ну разве это было не здорово?» (Смеется).

Почему вы вырезали эту сцену?

Она не была важной в сценарии. Он появился ненадолго и слишком поздно, так что фильму это было не очень нужно. И я не думал тогда о его будущей президентской гонке или чем-то в этом роде. Просто работал в монтажной. Наверное, надо было его оставить.

Фильм «Сноуден» выходит в прокат 15 сентября.

Материалы по теме

  • Новый трейлер: «Сноуден» с Джозефом Гордоном-Левиттом

    22 августа 2016 / Редакция THR Russia

    Кубик Рубика, много компьютерных мониторов и паранойи и Николас Кейдж - в новом локализованном трейлере фильма Оливера Стоуна.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus