- Главная
- →
Кино- →
Парадокс «Логана»: адаптация без первоисточникаПарадокс «Логана»: адаптация без первоисточника
Сергей СергиенкоФильм номинирован на «Оскар» как «лучший адаптированный сценарий», но справедливо ли это?«Логан», супергероический фильм про старость Росомахи, стал первым кинокомиксом, номинированным на «Оскар» за «лучший адаптированный сценарий». Однако у тех, кто читал оригинальный комикс, положенный в основу фильма, может возникнуть немало вопросов.
«Старик Логан», история Марка Миллара (известного по «Кингсману», «Рэд» и множеству других комиксов и экранизаций) и Стивена МакНивена, действительно рассказывает историю сильно постаревшего Логана в мире странного будущего, однако, на этом сходства практически полностью заканчиваются. Мир «Старика Логана» полностью подчинен злодеям, победившим героев полвека назад, и Америка находится под единым правлением Красного Черепа, в то время как отдельными регионами управляют другие злодеи. Большинство героев давно мертвы, а немногие выжившие находятся в бегах.
Именно на этом фоне комикс впервые демонстрирует Логана – старика, который очень давно не выпускал свои когти и живет на маленькой ферме, подчиняясь Банде Халков. Он стойко переносит побои и унижения, однако в какой-то момент вынужден покинуть родную ферму, не способный заплатить очередной денежный взнос. На помощь приходит Клинт Бартон, также известный как Соколиный глаз, и предлагает простую работу за хорошие деньги – перевезти посылку в Новый Вавилон. С этого начинается длинное дорожное приключение, наполненное неожиданными откровениями, героями и злодеями.Уже здесь можно заметить, что сюжет комикса полностью отличается от фильма, оставляя лишь какие-то отдельные детали и имена. При этом «Логан» немало черпает из других комиксов: начиная от «Смерти Росомахи», откуда пришел главный злодей и, собственно, сюжетообразующий элемент из заголовка, и заканчивая «NYX», где появляется юная Х-23. Однако, здесь стоит поговорить немного о другом: прямая экранизация комиксов чаще всего сопровождается рядом проблем, первая из которых – разделение прав на различных героев между несколькими студиями. Если Логан принадлежит студии Fox, то Соколиный Глаз и Красный Череп давно под крылом Disney. И если эта проблема имеет какое-никакое решение (вспоминаем появление Человека-Паука в киновселенной Marvel), то дальше начинаются вопросы уже иного толка.
Комикс – это нечто большее, чем книжка с картинками или картинки с подписями. Он стоит на стыке изобразительного и литературного видов искусства, но при этом вполне самостоятелен – в комиксах текст не отделим от изображений. При это именно в комиксе возможны определенные приемы, не доступные, пожалуй, больше нигде: к примеру, стремительные скачки во времени на соседних панелях вызывают куда меньше вопросов, чем на монтаже. Подобный парадокс касается и супергероики: почему-то именно в комиксах она удивляет на порядок меньше, чем будучи воплощенной на экране. И дело тут даже не столько в цветастых костюмах, сколько в масштабе происходящего: каким бы ни было глобальным событие (к примеру, вторжение пришельцев), оно всегда будет масштабнее именно в воображении, чем на экране.
Не менее интересным и примечательным моментом является и другое: «Логан» во многом покорил аудиторию своим мрачным и реалистичным подходом, который противопоставляется обычным «цветастым» комикс-фильмам. При этом он берет за основу вполне себе «цветастый» супергероический комикс, в котором тяжелая ноша прошлого на сердце Логана очень органично сочетается с ожившими динозаврами и глобальным злом. Бесконечно смешным кажется то, что кинокомиксы словно специально делятся на два вида: развеселый карнавал со взрывами и множеством боев («Мстители», «Капитан Америка» и большая часть фильмов Marvel) и попытки создания мрачных и сложных картин, максимально в стороне от супергероики (к примеру, трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене). Комиксы же довольно давно начали этот самый бытовой реализм успешно совмещать с историями великих битв, умудряясь при этом не скатываться в банальность и скуку: сольные приключения Соколиного глаза строятся на проблемах с русской мафией и арендных долгах, Люди Икс в своих лучших историях скатываются чуть ли не в мыльную оперу. Даже Вижн, порождение Альтрона, в своей персональной серии умудряется создать максимально человечный образ с проблемами, которые очень легко понять любому.
Фильмы о супергероях словно боятся входить на эту неизведанную территорию, то ли боясь провалиться в прокате, то ли просто не рискуя на слишком уж смелые шаги. Нельзя исключать и того, что причины могут крыться в отношении зрителей – многие до сих пор уверены, что о супергероях невозможно говорить всерьез, несмотря на их почти вековую историю и наличие бессмертных шедевров вроде «Хранителей» Алана Мура и Дэйва Гиббонса (удивительный пример, где киноадаптация сумела в целом сохранить и масштаб, и проблематику оригинала) или «Бэтмен: Скорбный дом на скорбной земле» Гранта Моррисона и Дэйва МакКина.
Возможно, именно поэтому и удивляет выдвижение «Логана» на «лучший адаптированный сценарий» - оригинала-то у истории нет, а называть попурри из множества историй экранизацией как-то странно. Впрочем, кинокомиксы грешат этим нередко: «Мстители: Эра Альтрона» от комикса переняла буквально только главного злодея, «Первый мститель: Противостояние» (оригинальное название Captain America: Civil War, и именно подзаголовок ссылается на комикс) - противостояние Капитана Америки и Железного Человека, полностью изменив причины конфликта (и масштабы тоже). И это, пожалуй, даже неплохо: фанаты не станут ругаться, что «все было совсем не так», а новичкам не придется поднимать огромный пласт истории, чтобы разобраться со всеми нюансами. Не совсем, правда, понятно, для чего тогда прикрываться громкими названиями – согласитесь, странно было бы увидеть «Войну и мир» в космосе. Но если книги нужно адаптировать по возможности точно, то к комиксам пока подход несколько пренебрежительный – главное экранизировать, комиксы-то в целом одинаковые, верно?
Материалы по теме
Новый трейлер: Росомаха и Икс-23 в фильме «Логан»
19 января 2017 / Редакция THR RussiaПремьера фильма запланирована на 2 марта 2017 года.
Комментировать«Логан»: Не последний герой
01 марта 2017 / Василий СтепановКогтистый мутант постарел, но не утратил былой жажды справедливости, а значит, его врагам есть чего опасаться.
Лебединая песня Росомахи: вышел трейлер фильма «Логан Нуар»
17 мая 2017 / Редакция THR RussiaЧёрно-белый Хью Джекман в образе Росомахи.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: