Парадокс «Логана»: адаптация без первоисточника

Парадокс «Логана»: адаптация без первоисточника
Кадр из фильма "Логан"

«Логан», супергероический фильм про старость Росомахи, стал первым кинокомиксом, номинированным на «Оскар» за «лучший адаптированный сценарий». Однако у тех, кто читал оригинальный комикс, положенный в основу фильма, может возникнуть немало вопросов.

«Старик Логан», история Марка Миллара (известного по «Кингсману», «Рэд» и множеству других комиксов и экранизаций) и Стивена МакНивена, действительно рассказывает историю сильно постаревшего Логана в мире странного будущего, однако, на этом сходства практически полностью заканчиваются. Мир «Старика Логана» полностью подчинен злодеям, победившим героев полвека назад, и Америка находится под единым правлением Красного Черепа, в то время как отдельными регионами управляют другие злодеи. Большинство героев давно мертвы, а немногие выжившие находятся в бегах.

Обложка оригинального комикса

Именно на этом фоне комикс впервые демонстрирует Логана – старика, который очень давно не выпускал свои когти и живет на маленькой ферме, подчиняясь Банде Халков. Он стойко переносит побои и унижения, однако в какой-то момент вынужден покинуть родную ферму, не способный заплатить очередной денежный взнос. На помощь приходит Клинт Бартон, также известный как Соколиный глаз, и предлагает простую работу за хорошие деньги – перевезти посылку в Новый Вавилон. С этого начинается длинное дорожное приключение, наполненное неожиданными откровениями, героями и злодеями.

Уже здесь можно заметить, что сюжет комикса полностью отличается от фильма, оставляя лишь какие-то отдельные детали и имена. При этом «Логан» немало черпает из других комиксов: начиная от «Смерти Росомахи», откуда пришел главный злодей и, собственно, сюжетообразующий элемент из заголовка, и заканчивая «NYX», где появляется юная Х-23. Однако, здесь стоит поговорить немного о другом: прямая экранизация комиксов чаще всего сопровождается рядом проблем, первая из которых – разделение прав на различных героев между несколькими студиями. Если Логан принадлежит студии Fox, то Соколиный Глаз и Красный Череп давно под крылом Disney. И если эта проблема имеет какое-никакое решение (вспоминаем появление Человека-Паука в киновселенной Marvel), то дальше начинаются вопросы уже иного толка.

Комикс – это нечто большее, чем книжка с картинками или картинки с подписями. Он стоит на стыке изобразительного и литературного видов искусства, но при этом вполне самостоятелен – в комиксах текст не отделим от изображений. При это именно в комиксе возможны определенные приемы, не доступные, пожалуй, больше нигде: к примеру, стремительные скачки во времени на соседних панелях вызывают куда меньше вопросов, чем на монтаже. Подобный парадокс касается и супергероики: почему-то именно в комиксах она удивляет на порядок меньше, чем будучи воплощенной на экране. И дело тут даже не столько в цветастых костюмах, сколько в масштабе происходящего: каким бы ни было глобальным событие (к примеру, вторжение пришельцев), оно всегда будет масштабнее именно в воображении, чем на экране.

X-23 в комиксе NYX

Не менее интересным и примечательным моментом является и другое: «Логан» во многом покорил аудиторию своим мрачным и реалистичным подходом, который противопоставляется обычным «цветастым» комикс-фильмам. При этом он берет за основу вполне себе «цветастый» супергероический комикс, в котором тяжелая ноша прошлого на сердце Логана очень органично сочетается с ожившими динозаврами и глобальным злом. Бесконечно смешным кажется то, что кинокомиксы словно специально делятся на два вида: развеселый карнавал со взрывами и множеством боев («Мстители», «Капитан Америка» и большая часть фильмов Marvel) и попытки создания мрачных и сложных картин, максимально в стороне от супергероики (к примеру, трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене). Комиксы же довольно давно начали этот самый бытовой реализм успешно совмещать с историями великих битв, умудряясь при этом не скатываться в банальность и скуку: сольные приключения Соколиного глаза строятся на проблемах с русской мафией и арендных долгах, Люди Икс в своих лучших историях скатываются чуть ли не в мыльную оперу. Даже Вижн, порождение Альтрона, в своей персональной серии умудряется создать максимально человечный образ с проблемами, которые очень легко понять любому.

Фильмы о супергероях словно боятся входить на эту неизведанную территорию, то ли боясь провалиться в прокате, то ли просто не рискуя на слишком уж смелые шаги. Нельзя исключать и того, что причины могут крыться в отношении зрителей – многие до сих пор уверены, что о супергероях невозможно говорить всерьез, несмотря на их почти вековую историю и наличие бессмертных шедевров вроде «Хранителей» Алана Мура и Дэйва Гиббонса (удивительный пример, где киноадаптация сумела в целом сохранить и масштаб, и проблематику оригинала) или «Бэтмен: Скорбный дом на скорбной земле» Гранта Моррисона и Дэйва МакКина.

Кадр из фильма "Хранители"

Возможно, именно поэтому и удивляет выдвижение «Логана» на «лучший адаптированный сценарий» - оригинала-то у истории нет, а называть попурри из множества историй экранизацией как-то странно. Впрочем, кинокомиксы грешат этим нередко: «Мстители: Эра Альтрона» от комикса переняла буквально только главного злодея, «Первый мститель: Противостояние» (оригинальное название Captain America: Civil War, и именно подзаголовок ссылается на комикс) - противостояние Капитана Америки и Железного Человека, полностью изменив причины конфликта (и масштабы тоже). И это, пожалуй, даже неплохо: фанаты не станут ругаться, что «все было совсем не так», а новичкам не придется поднимать огромный пласт истории, чтобы разобраться со всеми нюансами. Не совсем, правда, понятно, для чего тогда прикрываться громкими названиями – согласитесь, странно было бы увидеть «Войну и мир» в космосе. Но если книги нужно адаптировать по возможности точно, то к комиксам пока подход несколько пренебрежительный – главное экранизировать, комиксы-то в целом одинаковые, верно?

Материалы по теме

  • Новый трейлер: Росомаха и Икс-23 в фильме «Логан»

    19 января 2017 / Редакция THR Russia

    Премьера фильма запланирована на 2 марта 2017 года.

    Комментировать
  • «Логан»: Не последний герой

    01 марта 2017 / Василий Степанов

    Когтистый мутант постарел, но не утратил былой жажды справедливости, а значит, его врагам есть чего опасаться.

    Комментировать
  • Лебединая песня Росомахи: вышел трейлер фильма «Логан Нуар»

    17 мая 2017 / Редакция THR Russia

    Чёрно-белый Хью Джекман в образе Росомахи.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора