Премьера. «Поддубный»

Премьера. «Поддубный»
Кадр фильма «Поддубный»

Этот материал был опубликован в июльском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Сценарий Юрия Короткова о легендарном русском богатыре покоился на полке дюжину лет, хотя история силача, которого никто не мог уложить на лопатки, напоминала уже готовый байопик. Родился в нищей крестьянской семье и объездил весь свет; обладал медвежьей хваткой и доверчивостью ребенка; одолевал сильнейших атлетов мира и не раз был сломлен коварными дамами; зарабатывал миллионы и умер в нищете…

Двенадцать лет продюсеры с опаской ходили вокруг сценария фильма «Поддубный». Открыто признавали море его достоинств и один-единственный недостаток — масштабная история казалась слишком тяжелой с точки зрения финансирования и производства. «Не фильм, а подводная лодка «Курск», — шутит теперь режиссер Глеб Орлов. Именно его пригласили снять ленту, когда «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» и кинокомпания «Красная cтрела» объединили свои усилия, чтобы поднять этого гиганта со дна.

Борец исколесил 50 городов в 14 странах мира. Съемочная группа побывала помимо России еще в трех: на Украине, где будущий чемпион впервые сразился с профи; во Франции, где проводили самый авторитетный турнир по борьбе; и в заменившей Соединенные Штаты Болгарии.

В Софии и расположенной неподалеку от столицы студии Nu Boyana было найдено все, чтобы отменить намечавшиеся гастроли по Новому Свету. Павильоны общей площадью 8 тыс. кв. метров превратили в Нью-Йорк, пятизвездочный «Шератон» стал Чикагским вокзалом, железнодорожная станция Подуене — банком Америки.

Но куда бы ни приезжала съемочная группа — в Киев, Петербург, Феодосию, Софию, Париж, — ее повсюду встречал одинаковый возглас: «Вы снимаете о Поддубном? А мы его знаем».

Об испытаниях, которые обычный портовый грузчик преодолел на пути к чемпионскому титулу, в 1950-х уже снимали кино. Создателям советской драмы «Борец и клоун» (1957) Константину Юдину, а после его смерти Борису Барнету пришлось довольствоваться павильонами «Мосфильма» — о заграничных поездках не могло быть и речи. Сам фильм, однако, проник за кордон. Жан-Люк Годар назвал его «милой оперой-буфф в «сов-колоре». Но тут же добавил: «Только идиоты и люди с каменным сердцем могут не подпасть под очарование картин Барнета».

Французского режиссера в особый восторг привела цирковая гимнастка, «чьи ресницы вздрагивали в такт с ее сердцем». Речь о Маше Дозмаровой, невесте Поддубного, — главной женщине в жизни борца. Катерина Шпица («Метро»), которой досталась эта роль в новом фильме, уже давно мечтала сыграть танцовщицу, балерину или цирковую артистку — сделать сверхусилие, превзойти себя. Однако съемки начались через три месяца после ее родов, и исполнение сложных трюков пришлось делегировать каскадерше. Свою порцию адреналина актриса получала, играя на шестиметровой высоте, — под самым куполом цирка, выстроенного для съемок «Поддубного».

Цирк шапито, где началась карьера атлета, стал центральным объектом декораций, над которыми специалисты «Мосфильма» и Ялтинской киностудии работали целый месяц. В 12 км от Феодосии, на территории бывшего завода «Гидроприбор», был выстроен фрагмент дореволюционного портового города — с гостиницей «Марсель», фруктовой лавкой, рабочим кварталом.

«От старой России ничего не осталось, — вздыхает Глеб Орлов, объясняя, почему декорации — одна из самых затратных статей в бюджете картины. — Хотя никто из ныне живущих не видел, каким был мир в начале XX века, мы не имеем права относиться небрежно к истории — на подсознательном уровне зритель вычислит фальшь. Этот фильм — классическая драма-байопик, в основе которой лежат фантастические, но совершенно реальные факты. и хотя главный герой — атлет, речь в картине пойдет не о спорте. Мы снимали кино об обычном крестьянском парне, который добился невероятных побед и прославился на весь мир. Наш «Поддубный» — картина о большом человеке. Во всех смыслах этого слова».

Вместе с оператором Владиславом Опельянцем («12», «Статский советник», «Утомленные солнцем 2»), художником-постановщиком Григорием Пушкиным («9 рота») и ответственной за костюмы Натальей Дзюбенко («Царь») режиссер отсмотрел десятки старинных фильмов. В поисках фотографий, запечатлевших начало прошлого века, перерыл с коллегами весь Интернет. Найденные снимки изучались под микроскопом.

В рамках объявленной войны с фальшью создатели «Поддубного» следили за каждой, казалось бы, мелочью. Гримировали массовку так же тщательно, как исполнителей главных ролей, а на небольшую сцену могли потратить десять и больше дублей. Несмотря на сложившуюся еще в советском кино традицию, не пренебрегали национальностью персонажей: американцы играли американцев, французы — французов (Дени Лаван, известный по фильмам Леоса Каракса, преобразился в тренера по борьбе).

Специалистам по компьютерной графике отдали на откуп лишь то, что невозможно было создать иначе. К примеру, вид на Детройт 1936 года с высоты дирижабля или статую Свободы, которую в начале прошлого века лишь начинал покрывать зеленый налет, результат окисления меди.

Супервайзер по визуальным эффектам Дмитрий Токояков («Шпион», «Ночной дозор») уверяет, что воссоздание городов сопровождалось титанической исследовательской работой. Все обнаруженные фотографии вековой давности были черно-белыми, поэтому его команда засела за изучение картин, рисунков, мемуаров и даже художественной литературы. Они набрасывались на любой материал, который мог подсказать, в какие цвета выкрасить город — какие крыши, здания, экипажи и тротуары встречали гастролировавшего чемпиона.

В чем сила, брат?

«Намедни ужинал с Поддубным — человеком огромной силы и такой же глупости», — написал Александр Куприн, выразив мнение многих современников «русского великана». Университетов силач из крестьянской семьи и впрямь не оканчивал и даже грамоте толком обучен не был. Контракты подписывал, не знакомясь с их содержанием. Ножом и вилкой пользовался неохотно. Из Америки, где должен был получить миллионы, вернулся в Россию с чемоданом и чайником. Пытался стать помещиком, но заведенное на широкую ногу хозяйство не приносило ничего, кроме убытков. В жены выбрал красавицу-вертихвостку, которая сбежала вскоре с белогвардейцем, прихватив медали из золота. Словом, у Куприна было достаточно поводов употребить слово «глупость», вспоминая о знакомстве с атлетом. Если под этим словом понимать непрактичность, доверчивость, недальновидность и отсутствие деловой хватки.

Многократный чемпион мира по классической борьбе не знал компромиссов и даже в самые тяжелые времена не соглашался участвовать в заказных боях — популярных в те времена. «Не бросит, так поломает», — вздыхали противники русского атлета, смирившись с тем, что подставной проигрыш не купить у Поддубного ни за какие богатства мира.

Эта несговорчивость — не только в спорте, но и в жизни — могла стоить ему жизни, причем не раз. Обиженный соперник подослал однажды к нему убийц. Одесские чекисты приговорили во время Гражданской войны Ивана к расстрелу. Этот приговор так и не привели в исполнение — чемпион чемпионов скончался от инфаркта гораздо позже, в 1949 году. Но этой страницы его биографии в фильме не будет. Картина, по обещанию авторов, закончится на более оптимистичной ноте — за три года до начала Второй мировой.

Поддубный / Россия, 120 мин. Режиссер: Глеб Орлов. В ролях: Михаил Пореченков, Дени Лаван, Владимир Ильин, Юрий Колокольников, Роман Мадянов, Александр Михайлов, Катерина Шпица, Максим Сапрыкин, Петр Крылов, Андрей Дебрин. В прокате с 10 июля («Централ Партнершип»)

Материалы по теме

  • Второй тизер «Прометея» (ВИДЕО)

    16 марта 2012 / Денис Данилов

    В Сети появился новый ролик «Прометея», долгожданной предыстории Ридли Скотта к собственному «Чужому».

    Комментировать
  • Дженнифер Лоуренс стала самой высокооплачиваемой актрисой года

    20 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Второе место досталось Скарлетт Йоханссон, а замыкает тройку Мелисса МакКарти.

    Комментировать
  • Дженнифер Лоуренс станет русской шпионкой в триллере «Красный воробей»

    14 сентября 2015 / Редакция THR Russia

    Актриса вновь посотрудничает с режиссером «Голодных игр» Фрэнсисом Лоуренсом.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора