- Главная
- →
Кино- →
«Превосходство». Разум и чувства«Превосходство». Разум и чувства
Ярослав ЗабалуевИстория создания «Превосходства» не менее фантастична, чем его сюжет. Почти невозможно поверить, что двум дебютантам — режиссеру Уолли Пфистеру и сценаристу Джеку Паглену — без проблем удалось привлечь самого Джонни Деппа. THR изучил его «свиту» и понял, почему роль доктора Уилла Кастера — большая удача для одного из самых дорогих в мире актеров.
Этот материал был опубликован в майском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Одним из социальных лифтов, работающих в американской киноиндустрии, частенько выступает легендарный «черный список», в котором собирают еще не экранизированные, но заслуживающие внимания сценарии. Угодить в этот, скорее всего не существующий в реальности документ, с одной стороны, обидно, с другой — крайне почетно: эти тексты тут же замечают лучшие представители индустрии.
Сценаристу Джеку Паглену, который еще недавно прозябал в безвестности и складывал свои истории в стол, не так давно довелось лично прокатиться на этом «лифте». И вот теперь написанное им «Превосходство» называют едва ли не главным событием киновесны-2014, а его самого собирается рекрутировать сэр Ридли Скотт — для сиквела «Прометея».
Повезло в этой истории и режиссеру-новичку Уолли Пфистеру, который долгие годы оставался в тени в качестве оператора, правда, весьма успешного. Семь из восьми полнометражных фильмов Кристофера Нолана сняты именно им, и за «Начало» у него даже есть «Оскар».
Нет ничего удивительного, что в его режиссерском дебюте — прихотливом фантастическом триллере, отдающем концептуальной холодностью, — чувствуется настроение нолановских картин. К тому же создатель «Темного рыцаря» покровительствует начинающему коллеге в роли исполнительного продюсера.
Соответствует этому духу и магистральная мысль, вынесенная в слоган «Превосходства»: «Еще вчера Уилл Кастер был просто человеком». Все картины Нолана в той или иной степени рассказывали о людях, которые перестают быть людьми, правда, обычно на экзистенциальном уровне. Пфистер и Паглен идут дальше: авторам фильма не до метафор — их герой физически меняет форму своего существования.
Знакомьтесь: доктор Уилл Кастер (Джонни Депп), ведущий исследователь в области искусственного интеллекта, одержимый идеей создания автономного механического разума. Эта страсть и делает его жертвой покушения, организованного антитехнологической группировкой. Ее члены считают, что подобного рода открытия ни к чему, кроме пресловутого восстания машин, не приведут.
Получив смертельное ранение, Кастер, как человек упрямый и целеустремленный, понимает, чего не хватало машинам, вживляет в виртуальную реальность собственный интеллект и получает в симбиозе со Всемирной сетью практически неограниченные возможности. Тут-то его другу и жене приходится делать сложный моральный выбор, решая, кто важнее — Уилл или все остальное человечество, которое того и гляди станет полем для экспериментов неугомонного доктора.
Научная фантастика, которая ищет вдохновение не в комиксах, а в окружающей действительности и в реальных исследованиях, часто кажется пугающей и пессимистичной. К «Превосходству» это относится в полной мере — достаточно взглянуть на обескровленную, опутанную электродами голову Джонни Деппа, которая напряженно смотрит с афиши на зрителя.
Но страх отходит на второй план, когда понимаешь, что фильм Уолли Пфистера — уникальная возможность увидеть Деппа в образе, совершенно непривычном для его карьеры последних десяти лет. Все эти годы артист, герои которого некогда излучали неподдельную угрозу, а порой были и просто чистой воды психопатами (Уильям Блейк в «Мертвеце», космонавт Спенсер Армакост в «Жене астронавта», Дин Корсо из «Девятых врат»), откровенно валял дурака и, кажется, уже сам устал от бесконечных Джеков Воробьев.
«Превосходство», словно машина времени, возвращает актера к «Девятым вратам» и «Мертвецу», предоставляя ему возможность выпустить в мир скопившееся демоническое обаяние. Побочная задача Деппа заключается в том, чтобы оживить слишком строгую концептуальную конструкцию и не позволить фильму повторить участь недавней «Петли времени»: несмотря на филигранность задумки, этой картине не хватило как раз элементарной человеческой теплоты.
С исполнителем главной роли авторы «Превосходства» определились быстро, однако подбор «свиты» для Деппа занял куда больше времени. На роль супруги рехнувшегося ученого Пфистер первоначально хотел пригласить Руни Мару, в которой очарование гармонично сочетается с ощущением смутной опасности — точь-в-точь как у Деппа. Но выбор все же пал на Ребекку Холл, обаянию которой тоже свойственна некая амбивалентность (достаточно вспомнить ее роль в «Железном человеке 3»).
Другом Кастера Максом могли быть Джеймс МакЭвой и Тоби Магуайр, но стал англичанин Пол Беттани — достойный продолжатель традиций своего великого соотечественника Малкольма МакДауэлла («Калигула», «Заводной апельсин»). Поддержку этому и без того мощному трио окажут их не менее именитые коллеги Морган Фриман, Киллиан Мерфи и Кейт Мара — старшая сестра Руни.
Проблему искусственного интеллекта, поставленную 20 лет назад в культовом «Газонокосильщике», Уолли Пфистер выводит на новый технический и интеллектуальный уровень. Но на вопрос, как он сам относится к превосходству компьютера над человеком, режиссер не дает прямого ответа.
За него отвечают факты. Например, то, что фильм о высоких технологиях был снят не на цифру, а на традиционную 35-миллиметровую пленку. Получается, что человеческому разуму авторы «Превосходства» доверяют все-таки больше, чем машине повышенной сложности — даже той, внутри которой живет настоящий Депп.
Превосходство (Transcendence) /Великобритания, Китай, США, 119 мин. Режиссер: Уолли Пфистер / В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мерфи, Кейт Мара, Коул Хаузер, Морган Фриман, Клифтон Коллинз-мл., Кори Хардрикт, Фальк Хеншел. В прокате с 10 июля («West»)
Материалы по теме
Николас Кейдж станет продажным полицейским и увлечется спиритологией
16 мая 2014 / Редакция THR RussiaГолливудский актер снимется сразу в двух триллерах: «Доверие» и «Заплати призраку». Обе ленты ищут себе прокатчиков на Каннском кинорынке.
КомментироватьЧарты легальных онлайн-кинотеатров, 7 — 13 июля 2014 г.
18 июля 2014 / Редакция THR RussiaЛидерами минувшей недели становятся отечественные картины: «Кухня в Париже», «Все и сразу» и «Пляж».
Российский кинопрокат: «Форсаж 7» установил новый рекорд
14 апреля 2015 / Редакция THR RussiaБлокбастер Джеймса Вана собрал около $15,86 млн, продемонстрировав лучший старт в истории российского проката.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: