Realist Web Fest: в Нижнем Новгороде выбрали лучшие веб-сериалы

Realist Web Fest: в Нижнем Новгороде выбрали лучшие веб-сериалы
Победители фестиваля Realist Web Fest

В Нижнем Новгороде прошел первый в России международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest. Четыре дня российские журналисты и кинематографисты вместе с зарубежными коллегами из Германии, Испании, США, Великобритании, Казахстана и других стран отсматривали сериалы, выясняли, как точно определить, что же такое веб-сериал, обсуждали монетизацию и правовое поле для таких проектов — и, конечно, выбирали победителей.

Прежде всего, что такое веб-сериал? Очевидно, тот, который демонстрируется в вебе — на YouTube и других схожих сервисах, в онлайн-кинотеатрах и так далее. Разумеется, у сериала должно быть несколько серий — горизонтального или вертикального формата, но связанных между собой концептуально. Его принципиальным отличием считают краткость (от минуты до получаса на серию), креативность, свободу творчества, небольшой бюджет и привлечение новых талантов. Но — вот сериалы Netflix или Amazon: выходят на своей платформе, а не эфирном канале, есть серии по 20 минут с небольшими бюджетами, острокреативные и новаторские, с расчлененкой и матом. И как тут быть? Так что на фестивале не раз поднимались вопросы о том, как дифференцировать веб-сериал от просто сериалов, как их монетизировать и что вообще с ними делать. Поэтому Ассоциация веб-сериалов, учредил которую генеральный продюсер Realist Web Fest Антон Калинкин, и подписала договор о сотрудничестве с Национальным реестром интеллектуальной собственности (НРИС): совместными усилиями будут вычленять правовое определение веб-сериала и помогать его создателям продвигать и охранять свой продукт.

Генеральный директор НРИС Олег Некрасов и Антон Калинкин

Если отбросить казуистику, то веб-сериал, конечно, дает большое поле для самовыражения абсолютно каждому. Можно снимать на айфон со своими друзьями, можно вместо курсовой короткометражки сделать целый сезон минут по пять каждого эпизода, можно рассказать о своем бизнесе красиво и максимально массово. Так, актриса Ирина Вилкова сняла проект «Бар „На грудь“»— первый эпизод самостоятельно, а дальше проект уже поддержал RuTube. Действие происходит в питерском баре, где пышногрудая барменша каждую серию выслушивает откровения посетителей — мужчин, женщин, болельщиц «Зенита», феминисток, арт-директоров и так далее. Звездные актрисы Дарья и Екатерина Носик и Агния Кузнецова сыграли в сериале «Реальность. NET» режиссера со звучным псевдонимом Samorez — мистическом триллере о двойниках, которые заменяют нас в жизни. Крупный фонд «Согласие» в содружестве с Валерией Гай Германикой сделал веб-сериал «Доверие», смесь документального кино и анимации, где самые разные люди — участковый, врач — рассказывают обычные истории из жизни, иллюстрирующие важность доверия, которое, как вы уже догадались, приводит к согласию.

Для России веб-сериалы — направление новое и пока что мало освоенное. Поэтому режиссер Арсений Гончуков, первым снявший хроники повседневного зла «Район тьмы», сразу же получил на фестивале приз как пионер жанра. По-другому дело обстоит на Западе: там веб-сериалы активно развиваются уже несколько лет, проводятся фестивали, выделяются государственные бюджеты. Последнее, конечно, происходит не везде — государственные программы есть в Канаде, Австралии и Франции, что сказывается на качестве и разнообразии сериалов: снимают от хорроров до мюзиклов. В Валенсии крупнейший кинофестиваль CinemaJove, который пройдет уже в 34-й раз, три года назад открыл секцию веб-сериалов, в Бильбао есть отдельный фестиваль веб-сериалов Seriesland, где даже проводится мини-кинорынок для участников. В американской Миннесоте подобный фестиваль существует второй год, а в Берлине — уже четвертый. Нижегородский фестиваль стал для России первой ласточкой — возможно, дальше дело пойдет активнее.

Арсений Гончуков и его «пионерский» приз

На Realist Web Fest было показано 30 проектов из России, Казахстана, Австралии, Израиля, Уругвая, США, Аргентины, Турции, Франции, Германии, Испании, Великобритании. Членами жюри стали режиссер веб-сериала «Жизнь на высоте» (High Life) Люк Ив, директор фестиваля Webfest Berlin Мередит Беркхолдер, генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов, телеведущая Татьяна Лазарева, и. о. генерального директора телерадиокомпании «ННТВ» Елена Лебедева и директор по контентной политике и контентному маркетингу в Viasat World Софья Квашилава. В общей сложности мы с ними посмотрели почти 9 часов видео — по 2 серии каждого проекта, чтобы понять его особенность. Иногда показывали серии уже второго сезона, что вносило некоторую сумятицу в восприятие. Были как вертикальные (разные сюжеты в каждой серии, объединенные одной концепцией), так и горизонтальные (одна история развивается за сезон), мюзиклы, хорроры, драмы и, конечно же, комедии — самый популярный жанр. Были сериалы отличные, хорошие и не совсем удавшиеся, очень любопытные и скучные — в общем, за четыре фестивальных дня гости смогли по-настоящему оценить весь спектр того, что происходит в этой индустрии.

И вот кто получил призы — специальные дипломы и статуэтку с кинематографической тарелкой (автор — художник-керамист Елена Мач), которую по традиции принято разбивать в первый съемочный день.

Лучший сериал

«Ужас 404» (Terror 404, Канада)

Режиссер Себастьен Диас

Восхитительный хоррор, в котором новые технологии — от Убера до Инстаграма –служат проводником зла. В первой серии «Мой первый труп» медсестра в больнице делает серию фото с умершей старушкой и глумится над ней в чатике — и карма, конечно, не заставляет себя ждать. Во второй «Мама, мне страшно» одноименный вирусный ролик превращает людей в зомби. Здесь есть четкая идея, хороший сценарий, актерские работы и креативный подход к локациям (как снять так, чтобы рассказать историю и не посчитать смету втридорога).

Лучший режиссер

Алекс Добренко, «На расстоянии» (Distance, США)

Хорошо сделанный screen-life об отношениях на расстоянии. Американка Эмили рассказывает, как познакомилась с британцем Сэмом, провела с ним прекрасную неделю, а потом Сэм уехал, и у них начались отношения по скайпу. Первая серия посвящена событиям со стороны Эмили, во второй мы видим все то же самое — но со слов Сэма. Что героев ждет дальше, в целом, понятно — и хочется посмотреть, как именно это с ними произойдет.

Лучший сценарий

«Отель „Романов“» (Hotel Romanov, Уругвай)

Автор Гастон Арманьо

Забавная история о том, как троица нелепых друзей нашла ваучер на бесплатный отдых в шикарном отеле «Романов» и отправилась его осваивать. Далее начинается микс «Семейки Адамс» и «Сияния» — но с юмором и низкобюджетно. Актер, играющий коридорного, поразительно похож на Сергея Бурунова, что только добавляет комизма.

Лучшая новаторская идея или прием

«Всемогущий» (Almighty, Казахстан)

Режиссер Ерден Телемисов

Очаровательная история о жизни трех братьев-джиннов в современной Алматы. Старший, Мурат, работает фельдшером и очаровывает дам. Средний, Нуркен, суровый полицейский с жизненным девизом «все люди преступники, надо только найти для них статью». А младший Ердеша — отщепенец: стал видеоблогером, который рассказывает о жизни джиннов и обещает. Братья в ярости, запрещают Ердеше блогерство и для убедительности лишают его талисмана, с помощью которого джинн исполняет желания. Но Ердеша не сдается и все равно творит добро — правда, желания эти исполняются как-то криво. Автор, режиссер и актер Ерден Телемисов — телеведущий и блогер, большая звезда в Казахстане, поэтому к нему в проект охотно пошли и другие казахские звезды кино и ТВ, а также бренды, профинансировавшие съемки. Отдельный бонус — прекрасный русский язык, цензурный и нецензурный, на котором говорят герои. На фестивале состоялась премьера проекта, зрители увидят его в октябре.

Кадр из сериала «Всемогущий»

«Бар «На грудь»» (Bar «Talk it Up», Россия)

Режиссер Ирина Вилкова

Комедия на беспроигрышную тему: пьяные излияния самых разных людей барменше с пышной грудью. Каждый в баре «На грудь» принимает, собственно, на грудь: посетители — алкоголь, барменша — внимания к своим формам и порции словесного потока. В первой серии «Патриархат» мы видим, как барменшу терроризируют мужчины, во второй «Матриархат» — соответственно, женщины. Отличные монологи, красочные персонажи и едкая ирония. Сама Вилкова также сыграла одну из ролей.

Кадр из сериала «Бар "На грудь"»

Самый яркий персонаж веб-сериала

«Парикмахерская Хани» (Haniʼs Barber Shop, Израиль)

Режиссер Томер Веречсон

История колоритной парикмахерши Хани рассказана в стиле съемок «Один день из жизни». За Хани следует камера, на которую она делится своими мудрыми и правильными мыслями, а потом мы видим, как это все реализуется у Хани в действительности. Первая серия «Клиент всегда не прав» посвящена тому, как Хани делала стрижку молодому мужчине и позабыла про подругу с окраской волос. Вторая — «Ассистент» — рассказывает о попытке Хани привлечь в свою парикмахерскую звезду, но все дело портит пожилая парикмахерша, которую Хани решила взять в помощницы. Прелесть сериала — в сочном юморе и актрисе.

«За грехи наши» (The Man for Your Sins, Германия)

Автор идеи, режиссер, продюсер Хоаким Джанг Мэйн

Священник Вольфганг организовал церковь на выезде: принимает людей в контейнере на улице в центре Берлина. К нему приходят самые разные персонажи — в первых двух сериях Вольфганг столкнулся с женщиной, которая не любит мужа, и стареющим актером, который боится разочаровать фанатов. Короткие — не больше 9 минут — яркие зарисовки из жизни грешников и человека, который хочет что-то с этим сделать, рассказаны очень точно и смешно.

Специальный приз от Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС)

 «Дикий digital» (Wild digital, Россия) 

Режиссеры и продюсеры Виктор и Виктория Кравченко

Сериал, как следует из названия — о новых технологиях в нашей жизни. А также — «о рекламе, мудаках и свободе» согласно синопсису. Каждая серия посвящена отдельной истории. Первая — «Квин», о девушке, которая пытается поступить в театральный, но ее рубят на прослушивании. Героиня феерически читает монолог из «Омерзительной восьмерки» и получает комментарий от комиссии: «Гоголя на Тарантино променяли?» Друзья дарят героине смартфон, на который она начинает записывать смешные ролики и реализует свою тягу к искусству. Вторая серия «Re: Re: Правки» посвящена наболевшему: копирайтер похищает клиента, который присылал ему бесконечные письма с требованием правок и доработок заказа.

«Всемогущий» (Almighty, Казахстан)

Режиссер Ерден Телемисов

См. выше. Добавим, что в первых двух эпизодах (сериал горизонтальный) Ердеша пытается исправить ситуацию с заколдованным актером, которого заказала себе первая подписчица его блога.

Выбор российских онлайн-кинотеатров

«Перуанец» (Che Peruano, Аргентина) 

Автор идеи Нико Чьеса

Социальная история о «понаехаших» — в этом качестве выступает перуанец в Аргентине. Герой пытается найти работу, но аргентинцы относятся к нему с презрением, и лучшее, что он может найти — уборка туалетов. Герой жалуется брату, и тот втягивает его в семейный бизнес — наркоторговлю.

«Парикмахерская Хани» (Haniʼs Barber Shop, Израиль)

Режиссер Томер Веречсон

Специальный приз мультимедийного проекта Digital Reporter

«Район тьмы» (Dark Area, Россия) 

Режиссер Арсений Гончуков

Digital Reporter вообще полюбил Арсения Гончукова на фестивале, как мог. Еще на открытии режиссер получил приз как первый, кто снял в России веб-сериал (собственно, «Район тьмы» и есть», а на закрытии вручил свою личную награду вместе с представителями зарубежных веб-фестивалей, которые посетили смотр в Нижнем Новгороде — отборщиками из Валенсии (Cinema Jove), Миннесоты (Minnesota Webfest) и Бильбао (Seriesland). Спецпризом стал не только диплом, но и несколько «ништяков»: «Район тьмы» автоматически попал в конкурс вышеуказанных фестивалей, а Digital Reporter окажет ему информационную и юридическую поддержку, и, кроме того, обеспечит представителю сериала пребывание на смотрах.

Напомним, что «Район тьмы» посвящен «хроникам повседневного зла»: каждая серия рассматривает какой-либо порок и делает это на грани фола. На фестивале показали эпизод с коллектором, пришедшим выбивать деньги и старого друга-однополчанина, и серию с проституткой, которую пытается вразумить священник.

Кадр из сериала «Район тьмы»

Фестиваль Realist Web Fest проходил в Нижнем Новгороде с 4 по 7 августа, на нем побывали Анна Цуканова-Котт, Кирилл Плетнев, Анфиса Черных, Яна Троянова, Маруся Зыкова, Лукерья Ильяшенко и другие звезды нашего кино, которые не просто гостили, а принимали в фестивале активное участие и сняли несколько фильмов для церемонии закрытия. Также в рамках фестиваля состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители мировых фестивалей веб-сериалов, круглый стол «Веб-сериал как новый контент для онлайн-кинотеатров», прошли лекции и мастер-классы для нижегородцев, выставка «Untitled.jpg» молодого художника Аполлона Шнурова, «БеспринЦыпные чтения» Александра Цыпкина, концерт музыканта с мировым именем, лауреата многих международных премий скрипача Павла Милюкова, которому аккомпанировала на рояле Наталья Гринес.

Материалы по теме

  • Фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest объявил конкурсную программу

    18 июля 2018 / Редакция THR Russia

    Среди 29 проектов — веб-сериалы из России, Казахстана, Австралии, Израиля, Уругвая, США, Аргентины, Турции, Франции, Германии, Испании, Великобритании.

    Комментировать
  • В Нижнем Новгороде открылся фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest

    05 августа 2018 / Редакция THR Russia

    Это первый в России фестиваль сериалов подобного формата. Приехали на него Анфиса Черных, Дарья Повереннова, Агния Кузнецова, Александр Котт и Анна Цуканова-Котт и другие.

    Комментировать
  • Ассоциация производителей веб-сериалов и НРИС подписали договор о сотрудничестве

    07 августа 2018 / Ольга Белик

    Теперь производителям веб-сериалов будет проще защищать свой контент и не нарушать чужие авторские права.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора