Рецензия: «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча

Рецензия: «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча
Кадр из фильма "Я, Дэниел Блэйк"

Более пятидесяти лет Кен Лоуч снимает социальные драмы о противостоянии системе и страданиях рабочего класса, которому приходится бороться за право иметь еду и крышу над головой. И его последняя картина «Я, Дэниел Блэйк» — квинтэссенция всего творчества. Хотя сюжетные повороты довольно предсказуемы, ветеран британского кино все еще может завладеть вниманием зрителя и играть на его эмоциях.

Несмотря на то что сценарий давнего соратника Лоуча Пола Лаверти временами скатывается в банальное нравоучение и обличение бездушности государственной машины, искренний пафос не дает фильму превратиться в социальную агитку. Многогранные характеры персонажей, простота повествования оказывают на зрителей удивительное воздействие.

Непритязательная картина жизни Ньюкасла создается на экране в том числе усилиями оператора Робби Райана, который без прикрас рисует портреты обывателей, доведенных до отчаяния жизненными обстоятельствами, изменить которые они не в силах. Бюрократическая волокита в духе произведений Франца Кафки имитирует государственную деятельность, а по факту только усугубляет проблемы простых граждан.

В центре истории — столяр Дэниел Блейк, блестяще сыгранный комиком Дэйвом Джонсом. 59-летний вдовец живет один в дешевом блочном доме, поддерживает необременительные отношения с соседями. После смерти жены и перенесенного инфаркта он больше не может работать как раньше. И это становится началом его мытарств. Первые эпизоды фильма — закадровый диалог: герой проходит интервью у социального работника, чтобы получить субсидию, и все больше раздражается, потому что ему приходится заполнять анкеты с бессмысленными вопросами, не имеющими отношения к состоянию его здоровья. Но настоящие мучения ждут Блейка, когда государство решает, что проблем со здоровьем у него нет, и прекращает выплату пособия.

Лоуч и Лаверти открыто говорят о том, как власть перемалывает беспомощных и незащищенных людей, а система социального обеспечения с кучей подводных камней — с протоколами, санкциями и апелляциями — это политическое оружие, предназначенное для жесткой экономии государственных денег.

Эта социальная система представлена в фильме холодным равнодушием работников службы занятости, однако создатели ленты поднимают и другую проблему — равнодушия и привычки к обобщению: чиновники готовы повесить ярлык бездельника на каждого, кто по каким-либо причинам не может устроиться на работу.

Одна из сочувствующих по ту сторону баррикад — сотрудница службы занятости Энн (Кейт Раттер) — получает выговор от начальника за помощь Дэниелу с заполнением онлайн-формы. Девушка рассказывает Блейку о том, сколько честных, трудолюбивых людей оказались на улице после столкновения с системой.

По существу, история сводится к попыткам добиться апелляции и все-таки получить необходимое пособие, а события начинают закручиваться, когда герой встречает в центре занятости Кэти (Хейли Сквайрc) — молодую мать с двумя детьми и кучей проблем — и решает помочь ей. Двое одиноких людей начинают бороться за выживание вместе.

Такое бесцеремонное попрание основных человеческих прав эмоционально давит даже на тех зрителей, которые далеки от подобных проблем. Одна из самых ярких сцен — визит Кэти в благотворительный продовольственный фонд. Ее голод и отчаяние порождают ситуацию, которая вызывает страх у детей и Дэниела, выросшего в похожих условиях.

В пронзительной игре Джонса юмор и даже фарс не только не выглядят инородным телом, но и подчеркивают мрачную безысходность происходящего. Сквайрс тоже не фальшивит ни в одной из сцен, прекрасно вписываясь в роль матери-одиночки, готовой отчаянно бороться за свои права.

Решение каннского жюри вызвало много вопросов. Однако даже ярые скептики признают: последовательность режиссера, его верность жанру и ясность послания заслуживают восхищения.

«Я, Дэниел Блэйк» (I, Daniel Blake) / Великобритания, Франция, Бельгия, 2016 г., 100 мин. Режиссер: Кен Лоуч / В ролях: Натали Энн Джеймисон, Марк Бернс, Колин Кумбс, Харриет Гост, Кейт Раттер, Дэйв Джонс, Брин Джонс, Виктория Кэй, Мик Лаффи, Микки МакГрегор, Дилан Маккирнан, Хейли Сквайрc. В прокате с 27 октября (Cinema Prestige)

Материалы по теме

  • 26 октября стартует XVII фестиваль Нового британского кино

    21 октября 2016 / Редакция THR Russia

    Фильмом открытия станет лауреат «Золотой пальмовой ветви» Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк», а закроет смотр документальная картина Луиз Осмонд «Кен Лоуч: Жизнь и фильмы».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора