Рецензия: «Батальонъ» с Марией Ароновой

Рецензия: «Батальонъ» с Марией Ароновой
Кадр из фильма «Батальонъ»

Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России. Государь отрёкся от престола. В окопах вовсю ведут пропаганду большевики, призывая к миру с неприятелем. Армия находится на пороге окончательного разложения. По приказу Керенского (Марат Башаров) для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой (Мария Аронова). Своей службой «Батальон смерти» должен подать пример храбрости, мужества и поднять боевой дух солдат.

Фото предоставлено WDSSPR

Хотя исходный посыл может показаться бредом, вина тут лежит на временном правительстве 1917 года: историческую достоверность авторы гарантируют. С историей в фильме вообще хорошо: костюмы, оружие, улицы Петрограда и декорации окопов Первой мировой выглядят очень реалистично. Похожа на своего прототипа и комбат Бочкарева. И это при том, что Марии Ароновой сценаристы не дали почти никакого бэкграунда.

Претензии к картине те же, что лет 7 назад были к другому фильму с буквой «Ъ» на конце - «Адмиралу»: нет ни твердой логики сюжета, ни живых характеров (вспомним «А зори здесь тихие», где каждый персонаж искренний и глубокий). Здесь же - один патриотический пафос, вытаращенные от усердия глаза, и каждые 10 минут кто-нибудь с надрывом восклицает: «Ой, простите, бабоньки, виновата я!». Ни грана самоиронии, и как следствие - ни тени жалости к героиням. Зато во время просмотра испытываешь только это чувство. У режиссера всегда есть возможность самыми различными средствами от музыки, до самой игры актеров воздействовать на зрителя: бросать в жар и холод, вызывать сочувствие, радость, стыд, негодование за героя. Однако Месхиев весь фильм с одной и той же интенсивностью раз в 5-10 минут давит на педаль «жалость». Как говорится, «обнять и плакать». До слез не доводит ни разу, но ком в горле стоит. А когда 2 часа стоит ком в горле – начинает подташнивать.

Фото предоставлено WDSSPR

В общем, все, чем Месхиев традиционно силен – ирония, психология, гуманизм – здесь не удалось. Возможно, оттого, что нет камерности, которая отличает его лучшие, в том числе и военные работы. Главных героев не 3-4, как в самых удачных его фильмах, а 12. И почти в каждой сцене задействовано от ста человек. Этот фильм гораздо более пошел бы Федору Бондарчуку. Он и получился как у Бондарчука, и претензии - те же, что ко всем батальным фильмам Бондарчука, хотя тот здесь лишь один из продюсеров.

Структурно фильм можно сравнить с «Цельнометаллической оболочкой»: сначала тяжело в учении, потом - еще тяжелее в бою. Но если у гениального Кубрика все развивается по расширяющейся вверх спирали: накал событий, эмоций, эволюция (или деградация) героев, то в «Батальоне» все ходит по кругу. И когда в конце героини начинают погибать, переживаешь за них ничуть не больше, чем когда они в начале вывихивают ноги. Может быть именно так - красиво, вяло, неубедительно - и надо рассказывать о бездарной войне в эпоху декаданса, о жизни под руководством временщиков. Может быть, именно это и создаст правильное ощущение: того, что это никогда не должно повториться, того, насколько не место женщине на войне, тряпкам и дуракам - во власти, демократии - в армии… А может быть, вообще хватит снимать хорошее кино про войну? Пусть отвращение к ней входит с младых ногтей через плохие фильмы…

Фото предоставлено WDSSPR

Однако, несмотря на все вышесказанное, любителям имперско-военного патриотизма и рассуждений о вечном предательстве святой России «большевистскими крысами» эта картина может приглянуться.

Читать далее: Как снимался «Батальонъ»

«Батальонъ» / Россия, 2015г., 120мин. / Режиссер: Дмитрий Месхиев / В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Валерия Шкирандо, Янина Малинчик, Марат Башаров, Кирилл Полухин, Евгений Дятлов. В прокате с 20 февраля («WDSSPR»)

Материалы по теме

  • Князь Монако объявил бойкот Каннскому кинофестивалю

    05 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Причиной столь жесткого решения стала картина «Принцесса Монако», которая, по мнению монарха, полностью искажает правдивую историю княжества.

    Комментировать
  • Итоги работы стенда Russian Cinema на кинорынке в Шанхае

    23 июня 2015 / Редакция THR Russia

    15 отечественных компаний представили международным покупателям более 50 проектов.

    Комментировать
  • Венеция 2015. «Эверест» Бальтазара Кормакура и «Безродные звери» Кэри Фукунаги в дневниках Александры Суздалевой

    03 сентября 2015 / Александра Суздалева

    Фестиваль стартовал рассказом о тяжелых буднях сильных людей и превращением ребенка в монстра.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus