Рецензия: «Доктор Стрэндж» с Бенедиктом Камбербатчем

Рецензия: «Доктор Стрэндж» с Бенедиктом Камбербатчем
Кадр из фильма "Доктор Стрэндж".

Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербатч) – нейрохирург от бога, а также самовлюбленный пижон, эгоист и зазнайка, презирающий род людской. После автомобильной катастрофы, изуродовавшей его драгоценные руки, он, естественно, не становится добрее или терпимее – скорее наоборот. Кисти сводит тремор, карьера улетела под откос вслед за автомобилем, жизнь потеряла смысл. Он оскорбляет единственного человека, которому небезразличен, коллегу и бывшую девушку Кристину (Рэйчел МакАдамс), и отправляется в Катманду на поиски загадочного лекарства. Там в гостях у лысого гуру непонятного пола по имени Древний (Тильда Суинтон) он попробует удивительный чай, переживает сильнейший наркотический трип и становится одним из адептов магического учения. Чтение древних книг и изнурительные тренировки по контролю духа над телом прерывает появление отступника Кацелия (Мадс Миккельсен с CGI-тенями под глазами), который со своей интернациональной ватагой удальцов хочет, как водится, уничтожить все живое на земле и открыть портал в ад. Теперь Стрэджу надо решать - плевать ли ему с высокой колокольни на копошащихся человекочервей или все же нет?

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж".

Это уже четырнадцатый фильм студии Marvel, и ни этот факт, ни имя режиссера, снявшего хорроры «Синистер» и «Избавь нас от лукавого», не обещали никаких сюрпризов. Нельзя сказать, что фильм Скотта Дерриксона так уж отличается по структуре от типичного марвеловского продукта – в конце концов, очевидно, что это абсолютно продюсерский проект, где вся творческая отсебятина будет пресекаться на корню. Здесь есть место морально амбивалентному, но обаятельному протагонисту, актуальным шуткам про Бейонсе и Адель, длительным сражениям на улицах, стенах и крышах Нью-Йорка и непременному видеобонусу (а то и двум) на финальных титрах.

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж".

Все поп-культурные аллюзии лежат на поверхности – Суинтон сочетает в своем образе одновременно йоду и андрогинную себя из фильма «Орландо», а живой плащ Стрэнджа – явный родственник ковра-самолета из диснеевсского «Алладина». Прилагаются также кольца Всевластия, сворачивающиеся в трубочку улицы из нолановского «Начала» и обязательное камео Стэна Ли, читающего «Врата восприятия» Олдоса Хаксли. Все внимание, естественно, сосредоточенно на отпускающем остроты Камбербатче, МакАдамс особо негде развернуться в образе «подружки супергероя», Миккельсен и Суинтон гостят на правах свадебных генералов, а остальным актерам тут вообще нечего играть, так что за Чивителя Эджиофора, а уж тем более за Марка Стулбарга, которого за фильм показывают от силы 3 раза, становится просто обидно.

Однако никогда еще фильм Marvel не погружал нас настолько глубоко в миры Карлоса Кастанеды – во всяком случае, падение Стрэнджа в лизергиновую бездну одно оправдывает просмотр картины и существование формата IMAX. Оказывается, Дерриксон, обещавший что-то странное, все-таки не обманул - «Доктор Стрэндж» действительно больше похож на старый сайфай-палп 60-х годов с искажением реальности, перемещением по мирам и лицом лафкрафтианского бога, на которое нельзя смотреть без «смеси ужаса и отвращения», чем на обычную марвеловскую чехарду (хотя на нее все-таки тоже). В результате ни хардкорные фанаты, ни любители «чего-то странного» не будут обижены - все сестры получили по серьгам, продолжение следует, а доктор Стрэндж, как пел Федор Чистяков, едет-едет сквозь снежную равнину, и порошок целебный людям он везет.

«Доктор Стрэндж» (Dr. Strange) / США. 2016 г., 115 мин. Режиссер: Скотт Дерриксон. В ролях: Бенедикт Камбербатч, Тильда Суинтон, Мэдс Миккельсен, Чивитель Эджиофоh, Hэйчел МакАдамс, Бенедикт Вонг, Майкл Стулбарг. В прокате с 28 октября («WDSSPR»).

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus