Рецензия: «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр

Рецензия: «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр
Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Этот материал был опубликован в октябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Завязка этого фильма умещается в одно предложение: женщину уволили из компании. То же и с кульминацией: свое рабочее место ей удалось отстоять. Между этими двумя происшествиями (и эффектным финалом, переворачивающим все буквально с ног на голову) — шестнадцать маленьких историй и одна большая. В них каждый сможет узнать себя, но вряд ли обрадуется тому, что обнаружит.

Женщину зовут Сандра, и у нее есть только один уик-энд, чтобы изменить мнение шестнадцати бывших коллег: на утро понедельника назначено повторное голосование, которое окончательно решит ее судьбу. Цена милосердия — тысяча евро. Таков средний размер годового бонуса, с которым придется распрощаться сотрудникам, если они проголосуют за Сандру. Странное условие, поставленное руководством, но никому не приходит в голову оспорить его.

Сандру играет Марион Котийяр — и это первый раз, когда братья Дарденн полагаются на суперзвезду с самым пестрым шлейфом ролей: от «Такси» до «Ржавчины и кости». Актриса, получившая «Оскар» за «Жизнь в розовом цвете», большую часть времени проводит на экране в издевательски розовой маечке. Непритязательный внешний вид героини — без косметики, с наспех уложенными волосами — призван, видимо, ее обезличить.

Помогает ей в этом и Фабрицио Ронджоне — постоянный актер Дарденнов, который играет мужа Сандры, Ману. Хотя на самом деле ни Фабрицио, ни самые титулованные режиссеры не в силах помочь Марион Котийяр. Ей, как и Сандре, придется пройти этот путь в одиночку.

«Два дня, одна ночь» — тщательно зафиксированное пробуждение индивидуалиста в обществе индивидуалистов, где каждый сам по себе — как в плохом, так и в хорошем смысле. Сандра по очереди стучится в шестнадцать дверей, как подсудимый — в сердца присяжных. После чего молча и беспристрастно слушает вердикт: достойна она жертвы в тысячу евро или нет.

Эта игра в правду может ее окрылить либо, напротив, лишить последних сил. Камера Дарденнов с изумительной точностью фиксирует и то и другое.

У каждого из шестнадцати своя правда, свои доводы и свои жертвы. Никто из бывших коллег не желает Сандре зла, и то, что ее счастье сейчас в их руках, не доставляет им ни малейшего удовольствия. Из человека с простым (потому что понятным) горем героиня шаг за шагом превращается в символ, а ее хождение от одной двери к другой все больше походит на суд присяжных.

Вот только подсудимая априори невинна. Конфликт в фильме Дарденнов по своей силе соперничает разве что с первородным грехом. Ты существуешь и уже поэтому обязан сделать выбор, который непременно принесет страдание. Не тебе, так другому.

Путешествие по шестнадцати адресам превращается в развернутый портрет общества, экзамен для всех существующих либеральных и гуманистических ценностей. И все- таки главная здесь — она, Сандра. Вначале героиня Котийяр кажется безвольным комком плоти. В окружающих людях она видит лишь напоминание о надеждах, которые ей не удалось оправдать. Чем не повод наглотаться таблеток и сдохнуть? Но постепенно Сандра начинает цепляться за людей, как за крюки на отвесной стене, и ползти по ним вверх без страховки.

Супруг, немой свидетель ее поражения, чуть ли не силой заставляет женщину вступить в бой. Но стоит Сандре сделать первые самостоятельные шаги, муж исчезает — так человек, переживший серьезную аварию, отбрасывает в сторону костыли, впервые осознав, что способен жить и без них.

Следом растворяются остальные. В финале героиня поднимается на свою вершину и встает в полный рост. Это выпрямление личности — момент завораживающей, великой красоты. И тут понимаешь, что фильм Дарденнов больше походит на роуд-муви, нежели на социальную драму. В нем самое главное — неуловимое, как воздух, движение души. По пути к другим, к себе, к миру.

«Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit) / Бельгия-Италия-Франция, 95 мин., 2014 г. Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. В ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Саймон Кодри, Катрин Сале, Батисте Сорнен, Ален Элуа, Мириам Акеддиу, Фабьен Шаша. В прокате с 9 октября («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

  • Джеймс Кэмерон и Джон Ландау представили «Титаник» 3D в Москве

    28 марта 2012 / Денис Данилов

    В четверг 29 марта режиссер Джеймс Кэмерон и продюсер Джон Ландау прибыли в Москву в поддержку 3D-версии «Титаника», выходящего в прокат 5 апреля.

    Комментировать
  • Стивен Спилберг определился со своими режиссерскими проектами

    17 июня 2014 / Редакция THR Russia

    Он займется постановкой шпионского триллера о «холодной войне», а также экранизацией детского романа «БДВ, или Большой и добрый великан».

    Комментировать
  • Рецензия: «Лунный свет» Барри Дженкинса

    17 февраля 2017 / Наталья Серебрякова

    Гей-драма, номинант на «Оскар» о поисках своего пути в жизни.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus